О карьере и профессиональном развитии IT-специалистов: Накопление знаний в организме: вам быстро и много или как?
День добрый!
Вам знакомо ощущение, когда долго о чем-то размышляешь, складываешь, анализируешь и тут из совершенно неожиданного источника приходит ответ или подтверждение твоих идей?
Начинаешь невольно задумываться, что у вселенной есть своя система «Контекстной рекламы» :)
Я как раз работал над письмом про форматы обучения. Сделав очередной перерыв, чтобы посмотреть почту я обнаружил прекрасное.
Сегодня утром в Стратоплан от издательства «Манн, Иванов и Фербер» пришло предложение написать рецензию на новую книгу об обучении «Искусство обучать».
Поборов, хотя и частично, жгучее желание рассказать об этом всему миру (только твиттер... ну и ФБ, чуть-чуть) я нетерпеливо открыл книгу на первых страницах.
«Многим из нас знакома ситуация, когда учебные курсы, программы или лекции оказывались неплодотворны, а потраченное время и деньги просто выброшены на ветер».
Откуда они знают о чем я думаю?!
Вселенная, контексты, материализация чувственных идей и все
такое :)
Нечеловеческим волевым усилием а отложил книгу в сторону пообещав себе написать на нее вдумчивый отзыв. А еще, я понял, как именно я расскажу вам
о разных форматах в которых могут учится люди.
И есть различные форматы обучения: как разные упаковки лекарств в разных дозировках.
Капельницы, уколы, таблетки, порошки. Что-то принимается один раз и усваивается в нужном количестве сразу, что-то должно накопиться в организме, чтобы начать действовать. Какие-то навыки быстро встраиваются человеком в работу, а для более сложных нужно «накопить знаний в организме».
Для чего-то достаточно послушать и посмотреть, чтобы хлопнуть себя по лбу и понять «почему не получалось» — и для этого достаточно послушать выступление на конференции или просто хорошей статьи.
Но пациент — вы то есть :), должен быть к этому готов: продумать варианты и проварить проблему настолько, что одной таблетки достаточно, чтобы все сложилось в картинку.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОЙДЕМ ДАЛЬШЕ — ответьте для себя на ОДИН ПРОСТОЙ ВОПРОС: могу ли я четко обозначить и выписать конкретные вопросы, получив ответы на которые, я стану работать в 2-3 раза лучше и смогу сразу перейти к решению ПРИНЦИПИАЛЬНО более
сложных задач?
Именно ВОПРОСЫ, а не ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ (маркетинг, продажи, проектирование, коммуникации?).
По нашему тренерскому опыту, группа из 12 человек, которая приходит на тренинг (то есть по идее, понимает куда пришла и в чем будет разбираться) РОЖАЕТ список вопросов примерно 40-60 минут.
Если мы не готовы четко сформулировать ВОПРОС, на который мы ищем ответ, и сам поиск носит скорее случайный характер — можно ли так чему-то осознанно научиться в
какое-то понятное время?
Нет. Нельзя.
Процесс обучения — это поиск ответов на заранее подготовленные вопросы. Сколько вопросов будет в «одной упаковке лекарства»? Как часто надо давать вопросы и сколько ответов будет достаточно, чтобы студент понял и пошел применять полученное на практике, а не завалился
знаниями, старательно распихивая их по закоулкам памяти?
Опыт тренера подобен в этом контексте опыту врача. Таблеток много. Знаний и приемов — тоже.
Какой формат подойдет для определенной задачи? Насколько глубоко нужно «вводить иглу» и вообще, нужны ли в этом конкретном случае «уколы», или как в случае с диетой, человеку нужно основательно повернуть что-то в голове, прежде чем он вообще согласится приводить свой вес в порядок?
Опыт врача приобретается только со временем. Так же и мы, проектировщики и архитекторы образовательных продуктов, работая и экспериментируя, прислушиваясь к нашим студентам и заказчикам, со временем понимаем в какой формат стоит заворачивать решение определенных задач.
Сейчас наше продуктовое решение задач развития сотрудников умственного труда выглядит так: http://www.stratoplan.ru/
Как в случае с приемом лекарств, так же и с обучением, чтобы понять подходит решение вам или нет, НУЖНО ПОПРОБОВАТЬ.
Мы — свою работу сделали: поняли задачи и спроектировали для них решения.