1С:Франчайзи - несерьезный бизнес?
Именно такое мнение разделяют не только сторонние наблюдатели, но и
непосредственные участники (или соучастники?) движения 1С: Франчайзи.
Иногда возникает впечатление, что и сама фирма 1С, привлекая к
сотрудничеству новых и новых партнеров, рассчитывает на публику,
заведомо не искушенную в капиталистических джунглях и жаждущую
укрыться за чьим-то широким плечом. Уже несколько лет в главном
рекламном буклете фирмы можно прочитать: /…/ психологический комфорт
ситуации обеспечивает ощущение принадлежности к большой семье 1С. Для
бывшего советского человека очень важно понимать, что он не один, что
рядом с ним работают его коллеги. Франчайзи представляют собой
сплоченное и дружное сообщество профессионалов, делящихся друг с
другом своими технологическими достижениями, сообща решающими многие
проблемы.
О дружном сообществе поговорим чуть позже, а пока попытаемся
разобраться, насколько верны психологические изыскания рекламщиков 1С.
Персонал франчайзинговых контор отчетливо делится на две категории:
директора и менеджеры, которых действительно нередко можно назвать
бывшими советскими человеками, и собственно внедренцы. Средний возраст
последних не превышает 30 лет, а обычно колеблется около 25.
Программисты смутно представляют себе ужасы тоталитаризма и дефицита
туалетной бумаги, поэтому пассаж из буклета 1С, кажется, и не про них.
Но все, сколько-нибудь пристально изучавшие особенности поведения
названных групп, согласятся, что именно вторая разновидность франчайзи
испытывает неодолимую склонность к сборищам, совместным обсуждениям
всего на свете и практически неискоренимому использованию чужих
программ без разрешения их владельцев. Свидетельства этих
простительных и не очень слабостей - процветающие конференции Бурга -
территория 1С и 1c.hippo.ru (всех игровых площадок для программистов
1С и не перечислишь).
Неутомимый исследователь быстро обнаружит, что внедренцы, беседующие
on-line, редко выходят за рамки узкопрофессиональных тем: программное
обеспечение и его эксплуатация - проявляя непоколебимое равнодушие к
менеджменту, маркетингу и прочим капиталистическим штучкам-дрючкам.
А что же старшие товарищи, то есть эти самые бывшие советские
человеки, сообща решающие многие технологические проблемы и т.д.?
Самый поверхностный взгляд на Интернет-ресурсы сферы 1С позволяет
печально заключить, что менеджеры вовсе не стремятся поделиться друг с
другом чем бы то ни было, даже радостью бытия и прочими сугубо
нематериальными вещами. Не найдешь, сколько ни пытайся, самой убогой
дискуссии о проблемах ведения бизнеса, опыте продвижения программ,
управлению персоналом
Более того, личный опыт свидетельствует, что и прямые предложения
сотрудничества, совместных маркетинговых проектов вызывают тяжелые
взгляды исподлобья, которые без труда дешифруются во фразы: Как-то
меня хотят надурить, обобрать, но я умный, ни за что не дамся. Попытки
заговорить на темы менеджмента в лучшем случае заканчиваются неловким
молчанием обеих сторон и славой агрессивного маркетолога в худшем.
Вопросом об уровне продаж, структуре фирмы, количестве персонала можно
повергнуть в бегство даже самого стойкого.
В январе мне пришлось участвовать в семинаре по менеджменту,
организованному фирмой ИКС. Лектор, милая девушка, оказалась в
тупиковой ситуации: реакцией на ее, в принципе, невинные вопросы о
практике управления персоналом и фирмой в целом, было свинцовое
молчание и опущенные глаза, будто речь зашла о первом сексуальном
опыте или, что здесь подходит больше, его полном отсутствии.
Так что, если и можно назвать старшее поколение франчайзи советскими
человеками, то скроены они явно не по образцу радостных
колхозников-коллективистов из Свинарки и пастуха, а скорее стремятся
походить на партизан-подпольщиков в тылу врага.
Правда, по прошествии некоторого времени понимаешь, что такой образ
поведения вызван не враждебностью, а обычной растерянностью перед
неизвестным
В большинстве франчайзинговых фирм маркетинг и менеджмент - это две
сироты, которые настолько оборваны и недокормлены, что совершенно
невозможно предъявлять их широкой публике, поэтому молчание, молчание…
Кажется, на этом можно и поставить точку, заключив, что на территории
1С не пахнет ни советским, ни буржуазным духом, а только
концентрированным невежеством и страхом в нем признаться.
Но не все так плохо. Есть на свете директора, которые не играют в
Мальчиша-Кибальчиша и Военную тайну. Парадокс, но именно у них есть
чему поучиться, и именно они готовы делиться своим уникальным опытом и
методами построения бизнеса на голом месте голыми руками.
Но еще один парадокс состоит в том, что, к сожалению и удивлению,
сделать это менеджерам страны 1С совершенно негде ни on-line, ни
off-line, хотя интерес к этому накоплен огромный.
Не раз мне приходилось вести захватывающе интересные беседы с
представителями минских, киевских, екатеринбургских, тверских,
смоленских, подмосковных и т.д. и т.п. франчайзи, из которых рассказы
об их бизнес-практике лились нескончаемой рекой. На последнем семинаре
партнеров в Космосе немногие доклады по менеджменту собирали толпы
народа, люди стояли в проходах, стараясь не проронить ни слова. Многие
ушли разочарованные: слишком мало информации и возможности
высказаться, спросить, возразить
Бизнес 1С: Франчайзи изо всех сил рвется из коротких штанишек. На
повышение общего уровня ведения бизнеса в фирмах-франчайзи направлена
инициатива фирмы 1С по внедрению стандартов качества. Но эти меры не
могут решить существующих проблем. Спасение утопающих - дело рук самих
утопающих. Нужно преодолевать застарелые комплексы и учиться, нужны
специализированные издания для нас и про нас, нужны открытые
обсуждения. И тогда ни у кого не повернется язык сказать, что 1С:
Франчайзинг несерьезный бизнес.
Представляется, что первым шагом могло бы быть открытие конференции
для менеджеров 1С, где можно было бы обсудить наболевшие вопросы,
злободневные новости, свежие статьи.
Если у вас есть продуктивные мысли на этот счет, поделитесь.
Обязательно приму к сведению.
Виноградова Елизавета,
руководитель отдела маркетинга
компании 1-й Архитектор бизнеса
--
Галимов Александр
agalimov@mail.ru