Несмотря на то, что количество проданных iPhone составляет всего 12 миллионов, их пользователи успели скачать приложений в количестве, в два раза превышающем количество скачанных из iTunes песен за такой же период. И это спустя всего два месяца с момента запуска App Store.
На особом событии 9 сентября Стив Джобс озвучил цифры для прессы: 100 миллионов приложений. Принимая во внимание, что 70 миллионов приложений было скачано в течение августа, можно предположить, что спустя год с момента запуска магазина количество скачиваний приложений превысит миллиард. А теперь сравним это с iTunes: рубежа в миллиард скачанных песен музыкальный магазин достиг только спустя два года с момента запуска.
Но, в действительности цифра с девятью нулями может появиться значительно ранее середины следующего года. Это связано с тем, что приложения стали основной статьёй доходов Apple и они будут стремиться продавать как можно больше iPhone и iPod touch, чтобы как можно больше пользователей скачивали приложения. Этому будет способствовать распространение продуктов на международных рынках.
Официальных комментариев Apple по поводу того, что миллиард приложений могут скачать быстрее, чем скачали такое же количество песен, пресса всё еще ждёт, но уже и так ясно, что машина продвижения виртуальных продуктов на рынок уже запущена и в дальнейшем будет только ускорять свои темпы.
"Большая тройка" начала сбор заявок на iPhone. Большие баннеры с изображением iPhone красуются на главной странице у всех операторов. Запечатлим в памяти это редкое событие:
Как видно, МТС и "Билайн" практически копируют друг друга в слоганах: "iPhone, который Вы так долго ждали" и "iPhone, который Вы давно ждали". Кроме того, у МТС баннер сильно пережат (это хорошо видно, если зайти на сайт)
У "Мегафона" баннер флэш-анимированный, тем не менее, выделится слоганом не получилось даже у "Мегафона": по клику на него появляется страница:
И снова видим "iPhone, который Вы давно ждали"... Тот же слоган здесь: http://www.apple.com/ru/iphone/. Интересно, это требование Apple?
На сайте iPhones.ru анализируется, что за иконки изображены в левом верхнем углу телефонов, справа от значка уровня сигнала: это явно не похоже на Megafon, MTS RUS или Билайн. Однако, думается, что проблема не в дизайнерах, позабывших добавить названия российских операторов, а в том, что Apple не разрешает модифицировать маркетинговые изображения.
Ни даты, ни цены не объявляются. Надо полагать, что это произойдет совсем скоро, так как снимать баннер до начала продаж нет смысла, а держать один и тот же баннер больше двух недель - неэффективно.
P.S. Если Вы еще не оставили заявку - самое время это сделать.
Авторитетное издание Wall Street Journal назвало цену первых смартфонов под управлением операционной системы Google Android, продажи которых должны начаться в октябре.
На следующей неделе, 23 сентября оператор T-Mobile, подразделение Deutsche Telekom, планирует представить на американском рынке коммуникатор HTC Dream на базе Android. Это устройство получит 64 Мб оперативной памяти, 128 Мб флэш-памяти, сенсорный дисплей с диагональю 3,17 дюйма и разрешением 480 х 320 точек, слот для карт памяти формата microSD и 3,1-мегапиксельную камеру.
По данным Wall Street Journal, оператор T-Mobile будет предлагать коммуникатор HTC Dream по цене в 199 долларов при условии заключения контракта на обслуживание. При этом для смартфона HTC Dream будут введены специальные тарифные планы.
199 долларов - это цена iPhone с контрактом в AT&T. То есть HTC Dream позиционируется как конкурент iPhone. Однако конкуренция эта очень странная:
на сайте HTC Dream - минимум информации, даже нет фотографий;
Еще можно понять Apple, когда приложения, которые они отклюняют можно считать недоработанными (например, iFartz или Pull My Finger), но, когда они отклоняют приложение стороннего разработчика потому, что оно "служит для распространения подкастов, тем самым дублируя функциональность секции Podcast в iTunes"..
Функциональность приложения, о котором идёт речь, Podcaster, не ограничивается всего-лишь проигрываением подкастов. С его помощью можно было бы слушать подкасты без синхронизации с компьютером, а эта процедура ранее занимала у пользователей от двадцати минут до часа. По прослушивании подкасты автоматически удалялись бы, тем самым освобождая место на телефоне.. Не столь важны детали - полезная была бы программа.
Это тревожные вести для остальных сторонних разработчиков. Существует много приложений, которые дублируют софт от Apple, как на десктопах, так и на мобильных платформах. Например, многие калькуляторы дублируют функциональность Calculator. В тот же Twitterrific встроен маленький браузер, который дублирует функциональность Safari. NetNewsWire дублирует некоторые функции чтения RSS, которые есть в приложении Mail для Mac OS X. Не стоит ли Apple в связи с этим объявить амнистию Podcaster'у?
Справедливости ради, стоит отметить, что если оправдания заслуживает разработчик Podcaster'а, то в AppStore следует вернуть также и приложения типа "I Am Rich". Закон должен распространяться на всех. Как видим, это довольно скользкий вопрос. Пока Apple имеет исключительные права на распространение приложений через AppStore и может отклонять их по необъясняемым причинам, компании будет сложно найти общий язык с разработчиками.
Не напоминает ли вам эта ситуация конец 90х и политику Microsoft по отношению к браузеру Netscape Navigator? Напомним, что тогда это привело к краху Netscape. А представьте что было бы, если бы Microsoft просто запретила установку Netscape на свою платформу. Неужели DOJ нужно вмешаться, чтобы доказать Apple, что они не правы? Вся эта ситуация плохо скажется не только на пользователях. Это очень серьёзный прецедент, который может повлияет в большей степени на разработчиков. Им и так не сладко живётся в связи с NDA. А представьте их состояние, если приложение, на которое тратились месяцы сил и энергии, в конце-концов просто отклоняют. Это если речь идёт просто о разработчиках, а если это большая компания, которая разрабатывает комплексный сложный продукт? Если Apple вдруг решит, что конкурентам не место в AppStore и отклонит приложение? Тогда дело может принять очень серьёзный оборот, ведь оно коснётся не только самолюбия, но, что самое главное, - прибыли компании!
Добавим к этому, что разработчики могут узнать о бесполезности своего приложения только доделав его до конца. Больше того, приложение могут изъять из магазина уже после его запуска, как это случилось с NetShare (приложение, которое позволяло делать iPhone Wifi-модемом для компьютеров).
С другой стороны, эта ситуация напоминает ситуацию с платформой Facebook. Они хоть и не препятствуют запуску приложений, но активно конкурируют со сторонними разработчиками, отдают предпочтение партнёрам и без колебаний удаляют вредные, или раздражающие пользователей приложения. Разработчики протестовали, но приложения всё еще разрабатываются, потому как платформа большая и перспективная. Тот факт, что количество проданных iPhone превышает 12 миллионов, и каждую неделю увеличивается приблизительно на 800 000, является слишком привлекательным для разработчиков. И грех упускать такую возможность. Поэтому разработчики будут жаловаться и продолжать выпускать новые и новые приложения. Даже учитывая те рамки в которые Apple сегодня ставит разработчиков.
Комьюнити iPhone-разработчиков, если можно так выразиться, очень не одобряет политику Apple. Некоторые разработчики и вовсе отказываются сотрудничать с App Store. Вот что они пишут в блогах:
Дэйв Винер (Dave Winer) — Я бы не стал делать инвестиции в разработку под iPhone, потому что Apple может просто не одобрить приложение, и я не смогу его продать. Я не смогу его даже отдать. А еще я смогу узнать о том одобрено ли приложение только на последней стадии, после того, как все инвестиции вложены, и могу потерять буквально всё, если Apple скажет "нет".
Джон Грабер (John Gruber) — Явное нарушение конкуренции исключением приложений, соперничающих по функциональности с приложениями Apple. Никакой возможности выбора. Это никому не выгодно, даже Apple. Если это действительно политика Apple, для платформы это катастрофа.
Гарри МакКракен (Harry McCracken) — Компания должна опубликовать развёрнутый список требований к приложениям для App Store, чтобы и разработчики, и пользователи знали, что приемлимо, а что нет. Они должны придумать такой способ работы, чтобы разработчики имели предварительное подтверждение востребованности функциональности своего приложения и не тратили попусту время на написание того, что Apple никогда не одобрит.
Фразер Спеирс (Fraser Speirs), разработчик Exposure довольно понятно выражает общее мнение:
Я не напишу ни единого приложения для iPhone, если ситуация останется такой же, какая она сегодня.
Разработка - это серьёзное вложение энергии и времени. А еще это принесённая в жертву возможность сделать что-либо еще. Мы живём во времена капитализма, а при капитализме прибыль считается наградой за экономический риск. Для инвестиций нужна основательная уверенность в прибыли. И без инвестиций и риска не может быть инноваций.
Сегодняшняя политика Apple отклонять некоторые приложения на последней стадии - одобрении приложения для App Store - просто разрушительна в смысле лояльности инвесторов. Разработчики инвестируют время и энергию в App Store, и если разработчики не будут лояльны к платформе, они прекратят инвестиции. А если разработчики - я в большей мереимею ввиду серьёзных разработчиков - прекратят инвестиции, есть ли во всём этом смысл?
Остаётся только надеяться, что Apple не хочет, чтобы App Store стал музеем слабенького софта, написанного непрофессионалами и студентами-добровольцами. А это может случиться, если компании, которые готовы вложить много ресурсов в разработку интересных и нужных проектов для AppStore не будут уверены в своей прибыли.
В дополнение Фразер предлагает вполне обоснованные и логичные пути решения данной проблемы:
1.Написать понятные и чёткие правила по которым приложения будут приниматься либо отклоняться. Пусть это даже будет большой развёрнутый документ, но должны быть общие правила игры для обеих сторон.
2.Применить эти правила в борьбе с внешними воздействиями со стороны операторов (NetShare) или медиа (Slasher).
3.Разработать процесс для предварительного одобрения идеи приложения. Возможно одобрение в общем, возможно обусловить это каким-то критерием. Если разработчики собираются брать кредит под разработку, им не достаточно обещания "позвоните когда сделаете".
4.Громко и пафосно нанять посредника по рассмотрению жалоб на AppStore. Желательно кого-то с высокой репутацией, и кого-то, кто еще не работает на Apple. Фактически, лучше всего было бы, если бы Apple ему не платила, независимый разработчик, которому бы Apple предоставила доступ к команде App Store. Это вопрос доверия инвесторов.
5.Когда возникнут недоразумения, этот посредник должен вмешаться и изложить понятное и разумное обьяснение действий Apple.
6.Послать посредника по жалобам на AppStore во все уголки земли, где собираются разработчики для iPhone. Освободить их от обязанности молчать. Дать им возможность высказываться в подкастах. Что бы ни случилось, Apple прийдётся начать общение с комьюнити
iPhone-разработчиков.
На сегодняшний момент у AppStore не так много конкурентов, это инновация. Однако и Microsoft, и Google вскоре представят конкурентов, работающих на их мобильные платформы. Если они смогут предложить привлекательную альтернативу с большим количеством возможностей, разработчики перейдут на платформу Google, тем самым привлекая к ней покупателей.
Apple стоит пересмотреть свои позиции, если они хотят остаться лидером на рынке мобильных устройств. Иначе доля их продуктов на рынке уменьшится, как это случилось с Macintosh в девяностых.
Apple уже дала понять что альтернативных браузеров и технологии Flash на их платформе не будет. Каков будет их следующий шаг, и как на это отреагируют разработчики? Как вы думаете?