Российские подростки тратят гигантские деньги на сотовую связь. Аналитические компании считают, что к концу нынешнего года молодые люди купят мобильников почти на 1 миллиард долларов, а представители розничных сотовых сетей и вовсе приводят цифру $1,6 млрд в год.
«Средний возраст покупателей мобильных телефонов ежегодно уменьшается, и одновременно с этим растет стоимость приобретаемых ими телефонов», — рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Как пишут Ведомости, из 9 млн телефонов, проданных в России за первые пять месяцев 2004 г., 28% пришлось на возрастную категорию 12-22 года. Столько же «молодежных» трубок было продано в течение всего прошлого года. В этом году, по его мнению, трубок может быть продано в 2,6 раза больше, чем в 2003 г, то есть 7 млн штук на сумму $950 млн. Оценки аналитиков других компаний и сетей несколько отличаются друг от друга, но цифры поражают своим масштабом.
По данным исследования «Системы Телеком», в Москве за год количество пользователей мобильной связи в возрастной группе до 18 лет выросло почти в 2 раза. При этом 70% молодых людей, не имеющих телефон, хотят его приобрести. Основными причинами покупки родителями телефонов для своих детей в возрасте от 12 до 22 лет являются опасения за их безопасность. И хотя 78% опрошенных родителей считают, что телефон вреден для здоровья их детей, выгоды от его использования все равно очевидны. Дорогие телефоны (от $175) покупать родители детям не хотят, чтобы не привлекать внимание воров.
Но сами дети мечтают как раз о дорогих телефонах за $150-200 с MP3-плейером, FM-приемником, картами памяти, полифоническими мелодиями, играми и прочими развлекательными возможностями. Молодежная аудитория первой стремиться испытать на себе все новинки рынка, а потому средняя цена молодежного телефона с каждым месяцем растет.
Операторы тоже понимают нужды этой категории абонентов и постоянно стремятся придумывать новые тарифы и развлекательные услуги. По данным компании «Системы Телеком», в сети «Би Лайн» около 19% абонентов в возрасте от 15 до 24 лет и эта доля постоянно растет.
Производители телефонов также всегда предлагают несколько хитовых молодежных телефонов. «Молодежный сегмент — наиболее динамично растущая группа пользователей. У нас 30% моделей ориентированы на молодежь», — говорит менеджер отдела телекоммуникаций компании Samsung Дмитрий Кузнецов. Повышенное внимание этому рынку решила уделить и Motorola, выпустив новую модель, разработанную совместно с MTV.
Сотовые дилеры также отмечают возрастающую популярность молодежных телефонов. В «Техмаркете» среди покупателей все больше замечают подростков и отмечают, что они выбирают в основном тарифы «МегаФона» и модели со встроенной фотокамерой, которые сейчас подешевели. Советник гендиректора «МегаФон-Москва» Роман Проколов подтверждает, что средний возраст аудитории московского «МегаФона» постоянно снижается и сейчас составляет 25-27 лет.
Компания Panasonic представила в Сингапуре свой новый смартфон Panasonic X700, который можно по праву назвать моделью-флагманом линейки телефонов компании на 2004 год. Этот компактный камерофон с возможностью записи видео выполнен в раскладывающемся дизайне, работает на базе платформы Series 60 и поддерживает карты памяти miniSD.
В смартфоне X700 установлен целый ряд приложений, которые позволяют владельцу устройства просматривать и редактировать документы форматов Microsoft Word, Excel и PowerPoint, а также выполнять редактирование и улучшать качество сделанных VGA-камерой телефона снимков при помощи встроенного фото-редактора. Поскольку смартфон выполнен с поддержкой технологии Java, владелец телефона сможет самостоятельно загружать и устанавливать дополнительные приложения, полифоничные звонки и игры.
Технически «крутой» телефон X700 — это первый аппарат компании Panasonic на платформе Symbian OS (Series 60). Модель X700 также является одним из первых смартфонов-раскладушек Panasonic, который предлагает высококачественный цветной внешний экран (65К цветов) с возможностью идентификации звонящего фотоизображением.
Компания обращает особенное внимание на стильный элегантный дизайн смартфона, являющегося одним их самых легких и маленьких моделей в данной категории устройств. Смартфон позиционируется как надежный партнер деловых людей и их спутник в различной деятельности: от бизнеса до развлечений.
X700 поддерживает MMS, электронную почту, Bluetooth, а также позволяет отправлять фотографии и документы на персональный компьютер или телефоны с поддержкой MMS. Телефон отличается и улучшенной системой голосового распознавания, которая не требует предварительной записи голоса. При этом голосовое управление телефоном позволяет как набирать номера из телефонной книги при звонке, так и управлять некоторыми функциями устройства. Появится эта новинка технической мысли в Европе и Азии осенью 2004 года. Цена пока не сообщается.
Считается, что мобильные телефоны на борту самолета представляют серьезную опасность, а потому их использование во время полета запрещено. Это доставляет массу хлопот как работникам авиакомпаний, которым приходится чутко следить за соблюдением правил, так и самим пассажирам, которые на несколько часов оказываются отрезанными от столь необходимых GSM-сетей.
Инициатива компаний ARINC и Telenor ASA, которую они обнародовали на конференции в Канаде, может переломить ситуацию в лучшую сторону. По заявлению компаний, вскоре они завершат разработку новой технологии, которая позволит пассажирам авиалайнеров не выключать свои телефоны во время полета. Технология обеспечит безопасную GSM-связь не только не земле, но и в воздухе.
«Пассажиры смогут принимать и делать звонки, отправлять и получать текстовые сообщения точно так же, как они это делают на земле», — заявил Грэхам Лэйк, вице-президент компании ARINC. Компании считают, что в течение одного-полутора лет сотовые телефоны станут полноправными участниками перелета, воздушное пространство — единой виртуальной GSM-страной, а роуминг на борту самолетов — привычной необходимой возможностью.
С 18 июня 2004 г. по 27 июня 2004 г. компания «МТС» проводит для своих абонентов SMS-киновикторину, приуроченную к XXVI Московскому Кинофестивалю. Каждому абоненту будет предложено ответить на ряд вопросов о Российском и мировом кино.
Для победы нужно дать как можно больше правильных ответов. Призы, а это билеты на конкурсные фильмы, разыгрываются каждый день. Для участия отправьте SMS-сообщение с текстом kino на номер 7015. Стоимость отправки SMS на номер 7015 составляет 0,50 у.е. без учета налогов.
Компании Opera Software ASA и Access Co Ltd получили на днях неприятную для них новость: Nokia собирается отказаться от использования популярных браузеров Opera и Access NetFront в своих телефонах систем Series 60 и предложить браузер собственной разработки. Он поддерживает HTML, XHTML, JavaScript и технологию адаптирования содержимого веб-страниц для маленьких экранов телефонов и смартфонов. Функциональность браузера будет расширяться и дальше за счет использования плагинов интерфейса API.
«Opera и Access по некоторым параметрам могут быть лучше, но в целом мы считаем, что наш браузер довольно конкурентоспособен», — заявил Антти Васара, один из вице-президентов компании Nokia. Тем не менее, Nokia не полностью «перекроет кислород» теперь уже своим конкурентам. Сотовые операторы, производители телефонов и пользователи смогут самостоятельно выбирать, какой из трех браузеров использовать.
До настоящего момента компания Opera была лидером в этой области, и именно ее браузер был выбран компанией Nokia в качестве стандартного браузера для смартфона Nokia 6600 и целого ряда других устройств. Первым аппаратом, в котором будет использован браузер Nokia, станет модель Nokia 7610.
Россия всегда и везде идет своим путем. Не составляет исключение и ситуация на мобильном рынке, темпы роста которого в России в четыре раза превышают общемировые показатели. Отличается также расклад сил и расположение фаворитов на символическом пьедестале почета.
Как свидетельствуют аналитические отчеты, в России нет сильного лидера среди производителей мобильных телефонов. По данным MRG, уже более года лидерство за Motorola, а Nokia и Samsung борются за 2-е место. По версии же IDC, в 2003 году на российском рынке лидировала Siemens, а Motorola, Nokia и Samsung занимали места со 2-го по 4-е.
Как пишет Эксперт, третий год подряд прирост абонентской базы российских операторов превышает прогнозы операторов, а потому на рынке время от времени возникает дефицит мобильных телефонов ведущих производителей. Эта особенность рынка весьма на руку небольшим азиатским производителям, которые в последнее время активно выходят на российский рынок. В третьем квартале 2003 года, к примеру, корейская компания VK Mobile неожиданно получила 3% российского рынка. А произошло это из-за того, что у многих вендоров в тот момент был дефицит продукции, а у VK Mobile нет.
В России, а особенно в регионах, по-прежнему доминируют телефоны начального уровня стоимостью до 120 долларов. Но рынок неоднороден. По словам Александра Федюнина, директора по маркетингу розничной сети «Анарион», «до 30 процентов владельцев телефонов в Москве меняют аппараты раз в полгода». В Европе популярным является такое направление, как продажа операторами пакета «телефон + контракт». В России оно пока еще не прижилось. Если в Европе договоры с операторами обеспечивают вендорам более 70% сбыта трубок, то у нас, по оценке Элдара Муртазина из MRG, не больше 4%.
Вновь перенесемся в Сингапур на выставку CommunicAsia 2004. Компания Panasonic представила еще один новый телефон — модель X500 для азиатско-тихоокеанского региона. Это пока единственный телефон компании, выполненный в корпусе со слайдером.
X500 оснащен VGA-камерой с 4х цифровым зумом и TFT-дисплеем, передающим более 65 тысяч цветов. Все прочие необходимые характеристики также присутствуют: GPRS, WAP-браузер, MMS, 40-тональные полифоничные звонки, календарь, калькулятор, две установленные игры и, разумеется, возможность самостоятельно загружать и устанавливать приложения Java. Panasonic X500 должен появиться на рынке в третьем квартале 2004 года.
В начале мая компания Nokia вышла из WiMAX Forum, промышленного альянса, занимающегося продвижением и сертификацией беспроводного стандарта WiMAX.
Стандарт WiMAX (802.16a) призван обеспечивать беспроводную связь на расстоянии около 50 км. Горячие сторонники считают, что WiMAX мог бы даже вытеснить DSL, 3G и Wi-Fi. В свое время именно Nokia стала основателем этой организации. Nokia вышла из альянса в сложный период своего существования, во время кризиса продаж и вот вновь вернулась в ряды компаний, делающих ставку на новый беспроводной стандарт.
По мнению некоторых аналитиков, уход был связан в основном с тем, что инвесторы компании ожидали от нее каких-либо реальных шагов, направленных на восстановление своих позиций и облегчения бремени на бюджет компании. Теперь, когда компания предприняла ряд реанимирующих мер по спасению своего положения на рынке, она получила возможность вновь заняться своими давними проектами, в том числе WiMAX forum.
Израильская группа «Безек» начала внедрение новых цифровых телефонных аппаратов стандарта DECT, которые разрушают сложившийся стереотип о том, что домашний телефон способен лишь делать звонки, а потому его владелец не может пользоваться услугами, до сих считавшихся достоянием лишь сотовой телефонии.
Однако новые телефонные аппараты, предлагаемые израильской компанией, обладают способностью поддерживать непрерывную связь на расстоянии более 300 метров от дома и около 50 метров в закрытом помещении. Объемная ячейка памяти этих аппаратов сможет сохранить сотни номеров, обеспечить скоростной набор и даже рассылать текстовые сообщения sms.
Гендиректор «Безека» Амнон Дик подчеркнул, что аппараты DECT совмещают высокое качество звука стандартного телефона с современными функциями мобильных аппаратов. «Наконец-то век цифровых технологий коснулся и наших домашних телефонов, — сказал он. — Эта революция в самое ближайшее время кардинально изменит потребительские привычки израильтян».
Как сообщается в пресс-релизе компании, новая услуга «Безека» позволит абонентам получать и рассылать текстовые сообщения sms даже с обыкновенных аппаратов — с помощью технологии text-to-speech. До конца июня рассылка и получение сообщений sms предоставляются бесплатно для всех абонентов «Безека».
22 июня читатели «МК» смогут лично расспросить вице-президента компании «Би Лайн» Николая Прянишникова о наболевших вопросах, о новинках и тонкостях мобильной связи. Как не запутаться в многочисленных тарифных планах и выбрать самый оптимальный? Как с помощью мобильного телефона выйти в Интернет, находясь на даче и на море? Как прямо с места отдыха с помощью мобильного телефона прислать свои фотографии родным и друзьям?
Г-н Прянишников ответит на интересующие вопросы, расскажет о новых услугах, маркетинговых инициативах компании, а также о скидках, предусмотренных для абонентов «Би Лайн». Позвонить и задать свой каверзный вопрос Николаю Николаевичу можно вторник с 12 до 13 часов по телефону редакции: 781-47-09.