Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

3D графика и анимация

  Все выпуски  

3D графика и анимация : Мастер-класс


Служба Рассылок Городского Кота

3D графика и анимация : Мастер-класс
= 8 сентября 2000 г. - 9 960 подписчиков =

Доброго времени суток!

Знакомая ситуация - возвращаешься из отпуска, заглядываешь в почтовый ящик и ... Вообщем, я постараюсь ответить всем написавшим как можно быстрее (в рассылке или лично), но это потребует некоторого времени. :) Спасибо за вопросы, предложения и информацию! Все очень интересно.

Последние выпуски "Мастер-класса" были посвящены фотореализму. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию статью, которая рассматривает 3D графику в несколько другом свете. Надеюсь, что мысли автора статьи помогут сделать вашу графику более индивидуальной и "стильной".

Приятного чтения!



Сегодня в рассылке:

  • Анимация в жанре "черного" фильма
  • Книги




Анимация в жанре "черного" фильма.

Автор - Митч Батлер
Перевод и адаптация - Андрей Леденев

andrew_ledenev@mail.ru

Вряд ли у вас получится, сидя дома за своим РС, создать полнометражный фильм, такой как "Муравей Антц" ("Antz") или "Игрушечная история" ("Toy Story"). Однако, можно создать на удивление большой объем добротной, профессиональной анимации, упростив подход.

Для моего короткометражного анимационного фильма "Запах страха" ("The Smell of Horror") я выбрал стиль черно-белой анимации. Уменьшив количество элементов, над которыми пришлось бы трудиться, я получил возможность более детально поработать над оставшимися элементами. Понадобилось два месяца, чтобы создать семь с половиной минут персонажной анимации, и цвет оказался одной из тех вещей, о которых не пришлось заботиться.

рисунок 1
Рисунок 1.*** Зернистая текстура и драматическое освещение черно-белого анимационного фильма "Запах страха", придают ему ощущение старого, "черного" фильма.

К моему удивлению, отсутствие цвета преподнесло мне несколько ценных уроков. Хотите, чтобы комната казалась холодной? Как передать ощущение температуры в черно-белом (Ч/Б) изображении, когда нельзя использовать синие оттенки и холодные цвета? Хотите привлечь внимание зрителя к лежащему на столе яркому красному яблоку? А как это сделать, если красного цвета нет вообще? Каким образом без цвета отделить один элемент от другого, как уберечь ваш кадр от сумятицы и путаницы?

Чем больше вы ограничиваете себя, тем больше вы ищите. Ограничивая возможности дизайна, вы сможете больше узнать о тех возможностях, на которых сосредоточите внимание. В этом уроке, отбросив цвет и создавая черно-белую анимацию, мы сможем четко проанализировать дизайнерские идеи. В дополнении ко всему, уроки, полученные при создании черно-белой анимации, сделают вашу цветную анимацию более профессиональной.

Цель изображения воздействовать через мысли и чувства. Вы всегда задаете себе вопрос: "Что я пытаюсь сказать этим изображением?" Успех воздействия посредством черно-белого изображения зависит от некоторых основополагающих принципов, таких как четкость, контраст, текстура и композиция.

В качестве учебного пособия я буду использовать свой черно-белый анимационный короткометражный фильм "Запах страха". Главный герой фильма Флип типичный южанин, приходит в странный темный дом, чтобы проверить уровень ядовитых испарений. Внутри дома Флип встречает Леона, подозрительно гостеприимного маленького человечка, чье поведение не всегда понятно.

Почему Ч/Б? Кроме благородной задачи образования себя как аниматора, существуют другие причины использования стиля черно-белой анимации:

  • Она выглядит менее компьютерной. Я ничего не имею против глянцевых, оттрассированных, отражающих и преломляющих 3D объектов, движущихся по великолепным сплайновым траекториям, но как аниматору, мне было бы приятно иметь возможность создать материал, не слишком похожий на компьютерный. Если вы выработаете умение работать в разных стилях, вы повысите свой профессиональный уровень.

  • Она потребует меньших временных затрат в производстве. Ч/Б использует множество принципов цветной анимации, таких как контраст, текстура и композиция, но вы экономите время, не думая о цвете.

  • Она имеет ретро вид. Вы сможете представить фильм "Список Шиндлера" ("Schindler's List") в цвете? Режиссер Стивен Спилберг (Steven Spielberg) намеренно использовал Ч/Б как средство для представления той эпохи, так и для показа серьезности происходящего.

  • Она добавляет таинственности. В "Запахе страха" я хотел воссоздать стиль Хичкока. Жанр "черного" фильма характеризуется черно-белым изображением, и вы сможете присоединиться к тем старым традициям классических фильмов, с которыми зрители уже знакомы.

  • Она вносит разнообразие. Большинство фильмов цветные, почему бы не попробовать Ч/Б? Я знал, что в Электронном Театре (Electronic Theatre) фестиваля SIGGRAPH (www.siggraph.org) 1998 года, где демонстрировался "Запах страха", был избыток красивых цветных фильмов. Моя черно-белая анимация действительно выделялась на их фоне.

ЭЛЕМЕНТЫ. Некоторые аспекты анимации, особенно очевидны при работе в Ч/Б стиле:

  • Четкость создание легко читаемого изображения.
  • Контраст различия в световых значениях.
  • Текстура достижение различий в плотности текстуры.
  • Композиция расположение элементов в кадре.
  • Движение создание анимации.
  • Звук важность озвучивания.

ЧЕТКОСТЬ. Четкость очень важна для любого типа анимации. Можно ли прочесть изображение? Достаточно ли оно понятно для зрительского понимания? Чем больше приемов доступно аниматорам, тем больше вероятность того, что изображение станет полностью запутанным. Ч/Б бросает вызов четкости; вы не можете использовать цвет для визуального отделения объектов друг от друга. Зеленый объект на красном фоне может прекрасно выглядеть в цвете. Но уберите цвет из изображения, и объект станет таким же серым, как и фон.

Взгляните на разницу между рисунками 1А и 1В. Первое изображение размыто, и трудно что-либо различить на нем, в то время как второе выглядит намного чище.

рисунок 1а
Рисунок 1A. В левой части изображения серое лицо Флипа теряется на сером фоне. Точно также, затылок головы Флипа растворяется в тени. Изображение в целом выглядит размытым и серым.

рисунок 1b
Рисунок 1B. Намного лучше, когда есть контаст. В левой части изображения темный фон выделяет светлый контур лица Флипа. В правой - светлый фон подчеркивает темный контур уха и головы Флипа.

На рисунке 1А контур лица Флипа растворяется в фоне, потому что оба они одинаково серые. Точно также и затылок головы Флипа теряется в тенях, потому что стена позади него так же затемнена, как и затылок. Кроме того, все изображение недостаточно контрастно и производит несколько мрачное впечатление.

Изображение на рисунке 1В намного более четкое. Голова Флипа отделена от фона и его лицо кажется выдвинутым вперед, она граничит с очень темной областью. Затылок головы Флипа четко выделяется на фоне светлой стены. Все изображение сильноконтрастно.

Силуэт, представляющий собой очень четкую форму, особенно полезен для создания черно-белого окружения. Помните, что зритель видит ваши трехмерные элементы на двумерном экране. Для силуэта не важно как хорошо выглядят ваши модели, когда они освещены и текстурированы, главная забота форма контура. Вспомните, как делаются теневые куклы с помощью рук. Внимание сфокусировано на тени, а не на руках. На рисунке 2 изображен четкий силуэт собаки Леона. В этом кадре собака сидит рядом со своей тенью, но даже если бы она осталась за кадром, ее силуэт остался бы узнаваем.

рисунок 2
Рисунок 2. Единственный настоящий друг Леона. Теневой силуэт очень четкий, ясный и быстроузнаваемый.

Рисунок 3 пример псевдосилуэта. Это не настоящий силуэт, потому что мы видим градации серого цвета на спине Флипа, придающие ему некоторую трехмерную форму. Это не лучший угол для силуэта Флипа, возможно, потому, что он стал бы неузнаваем, если бы от него остался один силуэт. Может быть, если его руки были расставлены шире или черты лица были более выразительны, то силуэт стал бы более отчетливым. Я применил здесь псевдосилуэт по двум причинам: 1) Освещение Флипа со спины придает ему объем и делает его более узнаваемым, нежели это был бы чистый силуэт; 2) Кадры до и после данного плана показывают лицо Флипа, таким образом, зритель сопоставляет эту форму с Флипом.

рисунок 3
Рисунок 3. Флип неосмотрительно входит в дом Леона. На этом примере псевдосилуэта мы видим некоторый объем спины Флипа.

Интересно заметить, что 3D формы, как и похожая на пружину спираль, имеют многочисленные силуэтные углы. Поразмышляем, глядя на вертикальную пружину. Если вы посмотрите на пружину спереди или со стороны, то каждая из точек обзора обеспечит прекрасный силуэт. Скульпторы часто используют спиральные формы, так как они не могут предусмотреть точный угол зрения своей аудитории. Например, если ваш персонаж поднимает вверх руки, одновременно вращая туловище (движение по спирали), то у вас будет несколько углов зрения, в которых камера будет работать на силуэт.

КОНТРАСТ. Контраст наиболее важная особенность Ч/Б. Низкоконтрастное изображение может получиться мрачным и путанным, а серые объекты имеют особенность растворяться в серых объектах, расположенных за ними. Вам не удастся получить серый силуэт на сером фоне. Белый выглядит белее, соседствуя с черным, а черный становится чернее рядом с белым.

Рисунок 4 упрощенная диаграмма контрастных областей. Она показывает, как контраст используется для направления взгляда зрителя на определенную часть кадра. Главная цель изображения --показать взаимодействие между Леоном и Флипом. Области по краям кадра мы оставим черными. Эти черные области не привлекают внимания и создают виньетку вокруг персонажей, которая помогает понять, что персонажи находятся в темном месте. Ближе к центру изображения, цвета становятся более серыми. В этом месте я использовал серые оттенки для выявления дополнительных деталей фигур персонажей, их голов и большого окна позади них. Наконец, белый цвет сосредоточен в центре изображения, где находятся лица Флипа и Леона, и их индивидуальности наиболее подчеркнуты. Глаза Леона наиболее яркая часть изображения.

рисунок 4
Рисунок 4. Упрощенная диаграмма контраста изображения. Изображение становится светлее к центру, привлекая взгляд зрителя к лицам Леона и Флипа.

Контраст может сделать ваш кадр интереснее. Хорошие контрастные вариации более привлекательны, нежели полностью затемненное или высветленное изображение. При работе в Ч/Б, все формы в кадре определяются контрастом или текстурой, таким образом, у вас открываются широкие возможности работы с контрастом.

ТЕКСТУРА. Текстура второй по важности инструмент. Диапазон текстур простирается от плотной и живой к просторной и гладкой текстуры до плоских областей без текстуры вообще. Текстурные вариации приятны для глаз, в то время как, однообразная текстура на всем изображении может оказаться скучной. Кроме того, текстура может применяться для отделения одной области изображения от другой.

Во всех планах Флипа и Леона из "Запаха страха" после прорисовки я добавлял зернистость (фильтр Photoshop). Целью зернистого текстурирования было придание анимации вида старого фильма, и после первых нескольких планов, зрители привыкают и забывают об этом.

На рисунке 5А Леон появляется перед своим новым гостем. На таком крупном плане, как этот, я не беспокоился об отвлечении внимания на какую-либо часть кадра, потому что внимание зрителя инстинктивно направляется на глаза персонажа. Диаграмма на рисунке 5В разделяет изображение на области с разной плотностью текстур. Стена и затылок головы Леона не имеет текстуры вовсе (за исключением зернистости, добавленной после прорисовки). На лицо Леона наложена текстура средней плотности, включая тени, веснушки и черты лица. И, наконец, плотная текстура лежит на деревянном полу и смокинге Леона, создавая неплохой текстурный баланс. Плоская, гладкая стена на фоне не слишком отвлекает внимание зрителя, а живая текстура на деревянном полу хорошо гармонирует с гладкой текстурой теней. Мне не хотелось накладывать плотную текстуру на лицо Леона, потому что это могло породить проблемы с четкостью, но я все же хотел, чтобы его лицо выглядело несколько живей; текстура средней плотности неплохо с этим справилась.

рисунок 5a
Рисунок 5A. Леон смотрит на своего гостя (или жертву?)

рисунок 5b
Рисунок 5B. Диаграмма текстур рисунка 5А показывает гладкую тектуру на фоне, среднюю текстуру на лице Леона, и плотную на деревянном полу и смокинге.

КОМПОЗИЦИЯ. Композиция настолько обширная тема, что просто необходимо несколько ее сжать. Когда я говорю о композиции, я говорю о том, почему и где размещаются элементы в кадре и как перемещается в кадре все изображение в целом. Внимание больше сфокусировано на двумерном экране, а не на представляемой экраном трехмерной реальности. У вас может быть прекрасно смоделированный объект, но если он расположен в кадре не правильно, анимация может оказаться плоской. Я поясню несколько основополагающих композиционных понятий и расскажу, как я анализировал композиционные элементы на некоторых моих планах.

Держите в уме следующие композиционные понятия:

  • Элементы сцены. Какие элементы в кадре наиболее важны? Действительно ли этот элемент выделяется?

  • Форма и пространство. Какие формы находятся в кадре и действительно ли они интересно выглядят? Каково 2D-экранное пространство, создаваемое этими формами, и какое 3D-пространство они подразумевают?

  • Расположение, размер и соотношение. Как соотносятся размеры форм? Где они расположены в кадре и как сбалансированы?

  • Линии. Линии могут быть образованы границами объектов, теней или любых элементов кадра. Каковы линии: толстые или тонкие, рваные или непрерывные, изогнутые или прямые? Линии могут разделять изображение или объединять его. Множество линий, расположенных рядом друг с другом, могут создать текстуру.

  • Направленность изображения. Где расположен зрительный центр изображения: справа или слева? Выдвинут ли он вперед или спрятан в глубине? Думайте о направлении света, действия, а также линий и текстур. Направленность может указать зрителю на выделенную область.

На рисунке 6А изображен план, на котором Флип впервые видит интерьер дома Леона. Это "определяющий" план, дающий зрителю чувство места событий до перехода на крупный план лица персонажа. На этом плане, комната является главным элементом. Рисунок 6В упрощенная диаграмма композиционных элементов этого же плана.

рисунок 6a
Рисунок 6A. Первое появление Флипа в большой комнате. Композиция выдвигает на первый план комнату; Флип второстепенен.

рисунок 6b
Рисунок 6B. Упрощенная диаграмма композиционных элементов рисунка 6А.

Здесь свет и тени создают многочисленные формы. Большая часть кадра заполнена светлой формой, создаваемой светом, проходящим сквозь окно. В левой верхней части кадра расположена отдельная, четкая, темная форма. Эти формы (светлая и темная) соединяются вместе люстрой со свечами и фигурой Флипа, которые перекрывают обе формы.

Флип располагается в области, где он легко заметен (благодаря его контрасту по отношению к фону), однако, он специально оставлен небольшим, потому что не является главным элементом плана. Баланс этого плана смещен несколько вправо, так как здесь располагаются наиболее интересный свет и текстуры. Правая сторона также выделена пятном света, по которому идет Флип.

Линии образуются несколькими элементами светлыми свечами, темными тенями от оконной рамы и деревянной фактурой пола. Эти линии варьируются по ширине и направлению, что, возможно, более интересно, нежели одинаковый размер и направление всех линий.

На рисунке 7 - план Леона, гораздо более простой, чем предыдущий план Флипа в большом зале. Задача этого плана показать Леона одиноким и покинутым. И, хотя, Леон самый главный элемент, я хотел, чтобы он выглядел маленьким и отверженным, поэтому в кадре я представил его маленькой фигуркой, окруженной темнотой, и оставил фон простым и скучным. Чтобы уравновесить план, я расположил люстру со свечами в верхнем правом углу кадра. Этот план сильно растянут во времени и зритель сможет увидеть, насколько мал и одинок Леон.

рисунок 7
Рисунок 7. Композиция заставляет выглядеть Леона маленьким и одиноким. Люстра со свечами уравновешивает кадр.

Композиция это изображение в целом и взаимодействие элементов. Я призываю вас изучать композицию, пользуясь книгами по живописи и киноискусству. Главный отличительный признак любительской анимации бедная композиция.

ДВИЖЕНИЕ. Множество идей, обсуждаемых ранее, применяются в статичных формах искусства, таких как живопись и фотография. У аниматоров, однако, есть еще один козырь в рукаве движение. Чем, кроме света и текстуры, привлечь взгляд зрителя к серому яблоку, лежащему на сером столе? Если яблоко будет катиться по столу, зритель моментально его заметит.

Ошибочно может показаться, что передвигать предметы в 3D-пространстве, просто. Создаешь ключевой кадр для начальной позиции, создаешь ключевой кадр для конечной позиции, и вперед! Вы получили движение. Таким образом, у вас получается простейшее (и скорее всего, скучное) движение, созданное при помощи используемого вами программного обеспечения. Не все так просто получается в покадровой (stop-motion) анимации. Аниматоры, работающие в этом стиле, целый день по миллиметрам передвигают свои модели, снимая кадр за кадром. Но как специалисты, работающие таким способом, они много знают о движении. Без применения цвета, требований к процессу оживления становится даже больше. Вы можете использовать одинаковые типы движения для придания единства элементам на экране или использовать разные типы, чтобы отделить элементы один от другого. Все существующие типы движения очень субъективны. Важно то, как ощущается движение, когда смотришь на него, и вы вправе придумать свою собственную классификацию типов движений. Вот некоторые типы движения:

  • Плавное или резкое. Плавное движение это полет парящего орла без внезапных изменений направления и резких скачков скорости. Резкое это скачущий карандаш художника, резко меняющий направление, внезапно ускоряясь или замедляясь.

  • Прямое или искривленное. Прямое движение может быть представлено в виде 100-метровой линии в определенном направлении. Чтобы представить себе искривленное движение, подумайте о едущем с горы лыжнике, поворачивающим то влево, то вправо; он спускается с горы по сложному (искривленному) маршруту.

  • Медленное или быстрое. Элементы могут двигаться медленно, позволяя зрителю рассмотреть детали, в то время как быстро движущиеся элементы захватывают ваш взгляд. В сочетании эти два типа выглядят привлекательно.

  • Ускорение и замедление. Ускорение представьте разгон гоночного автомобиля, водитель которого вдавливает в пол педаль газа и срывается с места. Замедление - представьте слегка спущенный волейбольный мяч, медленно катящийся по полу и постепенно останавливающийся.

  • Целеустремленное или случайное. Целеустремленное движение имеет цель, например, молоток, забивающий гвоздь, его действие имеет строгую направленность. Представьте пьяного человека, вдруг безо всякой причины шагнувшего влево, а затем резко развернувшегося -- это и будет случайное движение.

  • Механическое или органическое. Представьте ровные, точные движения на роботизированном сборочном конвейере, где действия зависят от двигателей и шестеренок, и напротив, органичные, грациозные движения льва, прогуливающегося по прерии.

Звук. Важность озвучивания это целая статья. При создании неподвижных изображений аниматорам очень просто запутаться, но во время процесса анимирования, необходимо думать о том, какой звук больше всего подходит к той или иной анимации. Звук особенно полезен при создании черно-белой анимации, когда необходимы инструменты (отличные от цвета), чтобы выразить действие. Вот несколько способов применения звукового оформления:

  • Вместо использования кричащих, противоречивых цветов, подложите бешеную музыку.

  • Вместо красного цвета для показа шарообразной формы яблока, примените звук зубов, вгрызающихся в яблоко.

  • Вместо красного цвета для показа шарообразной формы яблока, примените звук зубов, вгрызающихся в яблоко.

  • Вместо холодных цветов, передающих состояние холода, используйте звук завывающего ветра и стучащих зубов.

К счастью, звук может намного облегчить вашу жизнь. У вас проблемы при анимировании походки? Просто направьте камеру на верхнюю часть тела персонажа, пошатайте ее вверх-вниз, и положите звук шагов на звуковую дорожку.

КОГДА ЖЕ МОЖНО ОПЯТЬ СВОБОДНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЦВЕТ? Ч/Б может применяться в любых ситуациях. Экспериментируйте с ограничением количества цветов, чтобы посмотреть, как предметы привлекают внимание или, наоборот, рассеивают его. Кроме того, помните, что существует диапазон цветов между полноцветием и Ч/Б. Например, вы захотите сделать изображение полностью в синих или коричневых тонах, или, возможно, применить ограниченную цветовую схему голубых и серых оттенков вы сможете найти себя не только в черно-белой анимации. И не забудьте, что приобретенные уроки стиля черно-белой анимации, вы также вправе использовать в ваших полноцветных проектах.



Примечание: Если у вас нет постоянного доступа к вебу (только почта), то рисунки к статье можно получить по почте, послав пустое письмо на 3dmaillist@mail.ru с пометкой Black film.


    RB2 Network


Книги
Майкл Тодд Петерсон Эффективная работа с 3D Studio MAX 3 Издательство: Питер; 2000 г.
Программа трехмерной анимации и моделирования 3D Studio MAX является универсальным решением для трехмерного кино- и видеопроизводства, а также для разработки компьютерных игр. Книга Эффективная работа с 3D Studio MAX 3, представляющая собой учебное руководство по этой программе, поможет вам освоить принципы трехмерного моделирования, разобраться с приемами построения сцен и выбором освещения, научиться работать с материалами и создавать анимационные последовательности. подробнее >>>
А. Потапкин 3D Studio MAX. Практическое руководство. От версии 3.0 к версии 3.1 Издательство: ДЕСС Ком; 2000 г.
Рассказ о программе 3D Studio MAX R3 построен на конкретных примерах. Автор начинает с графических примитивов и заканчивает созданием полноценных озвученных анимационных фильмов. Книга может использоваться как учебник и справочник по программе 3D Studio MAX R3. На компакт-диске, прилагаемом к книге, находятся выходные файлы визуализированных сцен для всех рассмотренных примеров и большинство исходных файлов. подробнее >>>



До встречи во вторник!
Успешного рендера!


С уважением,
Сергей Гашников
digitallight@mail.com
Клуб 3D графики Digital Light

Новости, предложения и пожелания присылайте на digitallight@mail.com


Power Banner System     Power Banner System

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное