Актуальная информация о бизнесе Совместное потребление. Угроза для традиционного бизнеса
Давайте предположим, что эта история про вас: какое-то время вы работали на себя, зарабатывали немного денег, а может и много. Но что-то все равно шло не так. В тот момент, когда вы предъявляли людям счета за оказанные услуги или проданный товар, что-то внутри сжималось от неприятного чувства. Вы ненавидели этот момент. Вы никогда не взяли бы этих денег с друзей, ведь вы понимаете, что предоставляемый вами продукт в корне своем не стоит того. На самом деле, вы отдавали бы его большую часть в качестве
подарка людям, но ведь нужно как-то зарабатывать на жизнь. Нужно, но вы до сих пор надеетесь, что есть более социально полезный способ это сделать...
Узнаете ли вы в этой истории себя? Независимо от ответа, вам стоит понять и такой подход к делу, если вы хотите адекватно рассматривать популярный ныне экономический тренд sharing economy. В основе данного, вполне себе экономического движения, лежит то, что за нужной вещью не надо идти в магазин, а за услугой нет никакого смысла обращаться в специализированные компании. Совместное потребление предполагает, что не всегда нужно всецело владеть продуктом, иногда удобнее платить за
его временный доступ. Да и плату можно заменить бартером, если есть такое желание.
Частные лица, сорганизовавшиеся при помощи онлайн-платформ, составляют сейчас неслабую конкуренцию традиционному бизнесу. Возможность поиска попутчиков уменьшает количество клиентов у транспортных компаний, "отельеры" чувствуют конкуренцию со стороны площадок по сдаче жилья в краткосрочную аренду и т.д. Если вы убеждены, что подобными онлаин-ресурсами пользуются только люди из категории «нищеброды», а целевая аудитория серьезного бизнеса никак не пересекается с аудиторией "экономики шеринга",
то вы не совсем правы. Достаточно посмотреть на поведение потребителей во время нестабильной экономической ситуации, которая сейчас настала для России. Несмотря на всю очевидную слойность населения, даже у самой обеспеченной ее части, понятие «стремно» уходит на второй план, ну а поиск альтернативы привычным, но уже недоступным вещам – на первый.
Процветает ли бизнес у тех компаний, которые вовремя уловили общественный тренд к взаимовыгодному сотрудничеству и грамотно воплотили свои идеи в жизнь? Да. Примеров множество. Среди них можно найти и услуги по аренде жилья всех категорий (Airbnb), поиску временного опекуна для собак, пока хозяева в отъезде (DogVacay), аренде авто (RelayRides), подбору людей, выполняющих работу по дому и живущих в паре кварталов (TaskRabbit) и т.д. Создатели этих систем осознали, что принять на ночь в свободной
комнате приезжего — нехитрая сделка, но когда таких транзакций становится много, они превращаются в значимый экономический феномен.
Учитывая четкие финансовые и социальные выгоды от совместного потребления (а ведь есть еще и экологические, которые совсем не были затронуты в этой статье), имеет смысл для уже существующих компаний найти способы, чтобы подключиться к этому добренькому тренду, а не рассматривать его в качестве угрозы. Умному бизнесу не обязательно тесно дружить с семьей Шерингов, но завести с ней знакомство он обязан.