Как получать прибыль от качественного сервиса Любит - не любит (Часть 1)
КАК ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТА
Держу в руках ромашку… Любит – не
любит?
Гадаю на клиента:
доволен ли услугами компании;
готов прийти снова;
порекомендует наши услуги своим друзьям,
родственникам, знакомым?
Последние 3 года часто реализую
проекты по оценке удовлетворенности клиентов. Вместо «ромашки» предлагаю технологию,
не слишком трудоемкую и по времени экономную. Она позволяет перевести
субъективное «нравится – не нравится» в цифры, а главное, понять, что помогает
нам привлекать и удерживать клиентов, а над чем нужно еще поработать.
В качестве примера возьму свой
проект с Медицинским центром. Центр находится загородом и ориентирован на
лечение и профилактику целого спектра заболеваний. Для учредителей было важно
знать, насколько клиенты довольны пребыванием в Медицинском центре и какие
изменения требуется реализовать, чтобы они приезжали снова - отдохнуть и
укрепить здоровье.
1 ШАГ. ВЫБИРАЕМ
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ.
Для начала нам нужно понять, ЧТО
будем оценивать. Для этого проведем предварительный опрос и выясним, что
является для наших клиентов «моментом истины» в качестве обслуживания, какие
параметры являются ключевыми для оценки работы нашей компании.
В Медицинском центре опрос
проводили маркетолог и я как внешний консультант. Мы беседовали с клиентами
центра, которые выходили с процедур и пробыли в центре на момент опроса не
менее 3-5 дней.
Клиенты отвечали на три открытых вопроса:
1.По каким критериям Вы оцениваете работу
медицинского центра?
2.На что Вы обращаете внимание при оценке лечения
и работы врачей?
3.В каком случае Вы будете считать, что
обслуживание в частном медицинском учреждении осуществляется на высшем уровне?
Так мы выявили 10 параметров,
которые затем использовали в анкете, которую приведу во второй части статьи.
Как и кого спрашивать?
Конечно, чем больше людей примут участие в опросе, тем лучше.
Однако у каждой компании ситуация складывается по-разному. Может быть, вы
только начали работу и у вас есть только 20 клиентов или и того меньше. А может
быть их уже тысячи. Как быть? Это опрос предварительный, пока нас интересуют
параметры, а не сама оценка. На практике опрашивают от 20 – 30 до 100 человек.
Можно выбрать любой формат: анкета на сайте, телефонный опрос, личный разговор
с клиентом. Из опыта скажу, последний вариант самый информативный.
Очень важно, чтобы этот опрос проводили не промоутеры, а
сотрудники компании или консультанты, которые «в теме», хорошо знают вашу сферу
деятельности и будут работать «на совесть». Лучше потратить чуть больше времени,
зато избежать формального подхода.