Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Управление бизнесом. Советы и решения. Этапы развития менеджмента


  Для  перехода к  более глубокому изучению менеджмента обновим некоторые общие понятия.  Покажем  основные  этапы развития  менеджмента  в двадцатом
столетии в целом как в мировом  сообществе,  так  и  в  России.  С  некоторой условностью исследователи-управленцы  выделяют 8 этапов в развитии менеджмента.
    Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия  и  связан с учением Ф.Тейлора после публикации  его  книги  "Принципы  научного 
управления", в которой он впервые  рассмотрел  научные  подходы  и  принципы  построения системы управления. Используя систему  управления,  разработанную  Ф.Тейлором,   американские   фирмы    и    Америка    в    целом    наглядно 
продемонстрировали  ее  практическую  значимость  и  влияние   на   развитие
экономики.  Однако   системный   анализ   предложенной   Ф.Тейлором   модели  управления  показал, 
что  эта  система  Тейлора  пока  нашла   ограниченное   применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами,  фирмами 
и  их руководителями.   
    Второй этап развития менеджмента связан с новыми  подходами  в  развитии  учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально  новыми  подходами. Появится и апробируется на практике так 
называемая  классическая  (административная) школа управления, родоначальниками которой стали  А.Файоль, П.Урвик,  Д.Муни,  П.Слоун. В частности,  А.Файоль  впервые  предложили  новую теорию менеджмента,  раскрывающую  его  функции,  принципы  и  необходимость  теоретического изучения.
    Третий этап  развития  менеджмента  стал  называться  "неоклассическим",  нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений",  развитие 
которой связано с именами ученых  А.Файоля,  Д.Муни,  П.Слоуна,  Э.Мейо.  На  этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений.
    Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960  гг.  В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая  направлена  на  развитие   теории  
организации    менеджмента    на    основе    достижений  психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие  на  человека в системе управления.
    Пятый этап развития управленческой мысли отличается от  всех  предыдущих  тем,  что  происходит   становление   современных   количественных   методов  обоснования управленческих решений под воздействием  широкого  использования  в  практике  экономико-математических  методов 
и  электронно-вычислительной  техники.  Этот  процесс  успешно  развивается  по  настоящее   время.  
Так,  Д.Макгрегор  впервые  обосновал  свою  теорию  и  доказал,   что   отношение
менеджера к своим подчиненным  существенно  влияет  на  их  поведение  и  на рабочий  климат  в 
организации.  В  теории  "X"  -  утверждение  приоритета  контролирующего  менеджера,   в  
теории   "У"   -   принцип   распределения  объективности.
    Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг.  Учеными –  управленцами  вырабатываются  новые  подходы  в  развитии  теории  управления, смысл которых сводится к тому, что организация    это  открытая  система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации)  нужно  искать  во  внешней  среде.  Исходя  из  такого   посыла   просходили   установления  
взаимосвязей между типами сред и различными  моделями  управления.  
    Седьмой этап  относится к 80-м  гг.,  которые  ознаменовались  появлением  новых   подвидов   в  
управлений,   неожиданным   для   многих    открытием   "организационной  структуры"  как  мощного 
механизма  управления,  особенно  успешно использованного Японией и другими странами,  с  важнейшими  по  силе  воздействия управленческими методами.
    Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м  гг.  На  этом  этапе  просматриваются три основные тенденции: . возврат к прошлому
- осознание  значения  материальной,  технической  базы    современного производства;
- создание социальных поведенческих элементов -  это  усиление  внимания  не  только к организационной культуре, но и к различным формам  демократизации   управления,  участие  рядовых  работников  в  прибылях,  в   осуществлении   управленческих функций в других сферах деятельности;
. усиление международного  характера  управления.  Переход  многих  стран  к   открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной   деятельности.
В настоящее время новых теорий  менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих. 
       На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны  методы   и принципы их формирования.  Ограничимся только перечислением  школ и их методов управления,
без детального изучения, оставляя больше возможностей  для их практического применения.
I. Школа научного управления.                                           
     Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического  труда и его организации на составные  части  (труд  исполнительский  и  труд 
распорядительский) и последующем анализе этих  частей.  Целью  Тейлора  было  создание  системы  научной  организации  труда,   базирующейся   на   основе  экспериментальных  данных  и  анализе  процессов  физического 
труда  и  его  организации.
    Создавая  свою  систему,  Тейлор  не  ограничивался   только   вопросами   рационализации
труда рабочих. Значительное внимание  Тейлор  уделял  лучшему  использованию    производственных     фондов     предприятия.    
Требование   рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
    Функции  осуществления  взаимодействия   элементов   производства   были    возложены на плановое или распределительное  бюро  предприятия,  которому  в  системе Тейлора отводилось центральное место.
    Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по  управлению    это определенная специальность. Основной  задачей  предложенной  им 
системы   Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.              
II. Классическая школа управления.                                       
    На  основе  разработок  Файоля  и  его   последователей   сформировалась  классическая модель организации,
базирующейся на четырех главных принципах:
. четкое функциональное разделение труда;
. передача команд и распоряжений сверху вниз;
. единство  распорядительства  («никто  не  работает  более  чем  на  одного  босса»);
. соблюдение «диапазона контроля»  (осуществление  руководства  ограниченным   числом подчиненных).
    Все вышеуказанные принципы  построения  организации  справедливы  и  для  настоящего времени, несмотря на то,  что 
достижения  НТП  наложили  на  них  определенный  отпечаток.   Так,   широкое   использование  
в   практической  деятельности  электронно-вычислительной  техники   упростило   связи   между   органами (звеньями) управления в организации  за  счет  ускорения  обработки   информации.
    В целом же для классической школы менеджмента  характерно  игнорирование  человека  и  его  потребностей.  За 
это  представители  школы  подвергаются  справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.         
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.            
Одним из главных  отличий  школы  психологии  и  человеческих  отношений  является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.      Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений  является  профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
    Представители  школы  «человеческих  отношений»  рекомендовали   уделять   серьезное  внимание 
изменению  неформальной   структуры   при   перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер  должен  стремиться  к 
тому, чтобы стать и неформальным лидером,  завоевав  «привязанности  людей».  Это – не простая задача, а «социальное искусство».
    К недостаткам школы психологии и человеческих  отношений  можно  отнести  игнорирование  вопросов   самоуправления   и  
самоорганизации   рабочих   в  производстве, учеными был явно завышен  уровень  воздействия  на  рабочих  с   помощью
социально-психологических методов.
    Однако, несмотря на критику, которой  подвергалась  школа  психологии  и  человеческих отношений, основные ее положения нашли  впоследствии  отражение  в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
    Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе  психологии  и   человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в  организации.  К   числу 
исследователей,  уделивших  этим  проблемам  значительное   внимание,   следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера.
    Наиболее   последовательно   концепция    мотивации    развита    видным   представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы   менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором.  Макгрегор  внес  значительный вклад  в  развитие  содержания  теории  человеческих  ресурсов,   сосредоточив  свое  внимание  на  вопросах  лидерства,  стиля  
руководства,  поведения людей в организациях.                          
IV. Школа науки управления. 
Школа науки управления  сформировалась  в  начале  50-х  гг.  и  успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки 
управления  различают  два главных направления:
    Рассмотрение производства  как  «социальной  системы»  с  использованием  системного, процессного и ситуационного подходов.    Исследование  проблем  управления  на  основе   системного   анализа   использования кибернетического подхода,  включая  применение  математических методов и ЭВМ.
    Системный подход предполагает, что  каждый  из  элементов,  составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.    Процессный подход основывается на  положении  о  том,  что  все  функции  управления зависят друг от друга.
    Ситуационный подход непосредственно  связан  с  системным  и  процессным  подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается 
в  определении понятия ситуации, под которой подразумевается  конкретный  набор  обстоятельств,   переменных,   оказывающих   влияние   на   организацию    в   определенное время.
    Заслуга школы  науки  управления  заключается  в  том,  что  она  сумела   
определить основные внутренние и внешние переменные (факторы),  влияющие  на   организацию.
    Второе направление школы науки управления  связано  с  развитием  точных  наук и, прежде всего,  математики.  В 
современных  условиях  многие  ученые   называют это направление новой школой.
    Возможность использования математики для решения  экономических  проблем  вызвала большой интерес в России.
    Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному  своими  работами  по теории вероятности и математической статистике. В  1915  г.  он  опубликовал  статью «К теории сбалансированности бюджета  потребителя»,  которая  оказала   большое влияние на развитие экономико-математической теории.  Через  20  лет   эта статья получила мировое признание.
    Отличительной  особенностью  науки  управления  является   использование  моделей. Модели  приобретают 
особенно  важное  значение,  когда  необходимо  принимать  решения  в  сложных  ситуациях,  
требующих   оценки   нескольких  альтернатив.
 Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных  школ, меняется организация управления от  простых  методов  управления  к  сложным. На  основе 
синтеза  идей,  выдвинутых  в  предшествующие периоды,  исследователи  пришли  к  пониманию   необходимости 
комплексного подхода к управлению. 

В последующем мы рассмотрим  системы менеджмента наиболее развитых стран мира. При изучении  материалов прошлых и будущих рассылок по данной теме следует учитывать, что  почти каждое слово  предлагаемых материалов- практическое руководство к действию, но необходимо уметь применять их на практике.

Вы думаете  что это просто общая  теория и всё. Неправда! Каждое слово , написанное здесь подлежит реализации, но вопрос реализации – должен быть умный профессионал.  Главный враг бизнеса -  это посредственность.  При  входе в понедельник на рабочее место оцените своим взглядом и знанием способностей  коллег  ваш коллектив на посредственность, вы многое увидите.

 За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться  на www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru


В избранное