Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новый проект Юрия Мороза" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Управление бизнесом. Советы и решения. Этапы развития менеджмента
Для перехода к более глубокому изучению менеджмента обновим некоторые общие понятия. Покажем основные этапы развития менеджмента в двадцатом
столетии в целом как в мировом сообществе, так и в России. С некоторой условностью исследователи-управленцы выделяют 8 этапов в развитии менеджмента. Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного
управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно
продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал,
что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами
и их руководителями. Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (административная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие
которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории
организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов
и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время.
Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в
организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в
теории "У" - принцип распределения объективности. Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления
взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в
управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного
механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции: . возврат к прошлому
- осознание значения материальной, технической базы современного производства; - создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности; . усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности. В настоящее время новых теорий менеджмента нет, но продолжается совершенствование уже существующих. На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования. Ограничимся только перечислением школ и их методов управления,
без детального изучения, оставляя больше возможностей для их практического применения. I. Школа научного управления. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд
распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического
труда и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации
труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия.
Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им
системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. II. Классическая школа управления. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах: . четкое функциональное разделение труда; . передача команд и распоряжений сверху вниз; . единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»); . соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных). Все вышеуказанные принципы построения организации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что
достижения НТП наложили на них определенный отпечаток. Так, широкое использование
в практической деятельности электронно-вычислительной техники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За
это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента. III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук. Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание
изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к
тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и человеческих отношений можно отнести игнорирование вопросов самоуправления и
самоорганизации рабочих в производстве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью
социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу
исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А.Маслоу, Ф.Герцбергера, Д.Макклеланда, К.Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля
руководства, поведения людей в организациях. IV. Школа науки управления. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки
управления различают два главных направления: Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. Исследование проблем управления на основе системного анализа использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается
в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела
определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В
современных условиях многие ученые называют это направление новой школой. Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта статья получила мировое признание. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают
особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях,
требующих оценки нескольких альтернатив. Адекватно соответствующим этапам происходит процесс формирования научных школ, меняется организация управления от простых методов управления к сложным. На основе
синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости
комплексного подхода к управлению.
В последующем мы рассмотрим системы менеджмента наиболее развитых стран мира. При изучении материалов прошлых и будущих рассылок по данной теме следует учитывать, что почти каждое слово предлагаемых материалов- практическое руководство к действию, но необходимо уметь применять их на практике. Вы думаете что это просто общая теория и всё. Неправда! Каждое слово , написанное здесь подлежит реализации, но вопрос реализации – должен быть умный профессионал. Главный враг бизнеса - это посредственность. При входе в понедельник на рабочее место оцените своим взглядом и знанием способностей коллег ваш коллектив на посредственность, вы многое увидите. За консультацией по любому вопросу вы можете обращаться на www.otvet.christihouse.ru или по электронной почте: cchd@yandex.ru |
В избранное | ||