Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Go west: Михаил Лобанов о стратегии выхода российских инвесторов на западные рынки






Go west: Михаил Лобанов о стратегии выхода российских инвесторов на западные рынки
2016-02-26 15:28

В последние несколько лет усилился тренд переноса фокуса внимания российских инвесторов с внутреннего рынка на иностранные стартапы. В прошлом году сразу несколько российских фондов перенесли офисы за пределы РФ, отправившись, таким образом, в «венчурную эмиграцию». Firrma поговорила с заметным игроком российского венчурного бизнеса, которому удалось, начав с внутрироссийских сделок, перейти к участию в международных инвестиционных синдикатах. Управляющий партнер фонда Target Global Михаил Лобанов рассказал об изменениях в инвестиционной стратегии, о том, чем западные стартапы отличаются от российских, а также о тех шагах, которые необходимо предпринять российскому инвестору, который хотел бы выйти на международный уровень.

Выоткрылиберлинский офис. Почему вы выбрали именно Берлин?

У Target Global сейчас 4 офиса – два наиболее крупных находятся в Берлине и Москве, небольшие офисы есть также в Сан-Франциско и Тель-Авиве. На самом деле, присутствие в Берлине появилось у нас уже довольно давно, но полноценный красивый офис открывается именно сейчас.

Берлин – это столица европейских стартапов и венчурной индустрии. Исторически недорогой, разделенный между ФРГ и ГДР и не имеющий большого количества предприятий город после объединения Германии должен был найти свое место в экономике. В отсутствие крупных предприятий в Берлине начал активно развиваться высокотехнологичный кластер. В настоящее время всем очевидно что экосистема Берлина значительно выросла и окрепла, появилось уже несколько «единорогов», которые выросли в Берлине – Zalando, Delivery Hero, Auto1, SoundCloud. Вокруг каждой из этих компаний образуется своя экосистема – основатели этих компаний начинают инвестировать в стартапы, появляются новые многомиллионные проекты. Берлин – это место, где сегодня необходимо быть, если вы всерьез собрались играть в Европе.

Как вообще у вас получилось выйти на международную арену?

Как всегда рецепт очень прост – надо иметь отличную команду и делать хорошие сделки. Как правило хорошие сделки приходят только к хорошей команде, поэтому принципиально важно иметь в фонде очень сильных партнеров с хорошими связями в венчурном мире. Реализовать этот простой рецепт сильно сложнее, чем рассказать о нем.

Что вы посоветуете российскому фонду, который решил выйти на европейский или американский рынок? Какие шаги ему следует предпринять?

В первую очередь необходимо обеспечить свое постоянное присутствие там, где вы намерены инвестировать. Делать хорошие сделки в Германии из Москвы, бывая в Берлине и других городах в коротких командировках, наверное можно, но крайне сложно. Во-вторых, необходимо усилить команду иностранными партнерами – сделки в любой географии должен делать человек, который постоянно там живет и знает рынок.

Нет ли предубеждения у иностранных инвесторов к российским фондам? Как его преодолеть?

Я думаю, что в случае если у вашего фонда понятные инвесторы, проблем быть не должно. По-крайней мере, мы не испытывали их на себе. В том, что касается преодоления проблем – необходимо всегда создавать для проекта добавленную стоимость. Если основатель проекта видит, что вы хорошо разбираетесь в рынке, работаете быстро и эффективно, можете помочь контактами, то ваша национальность роли не играет.

Поменялась ли стратегия фонда и его фокус после того, как вы начали активно работать на западных рынках?

Мы всегда старались придерживаться выбранной стратегии. В последнее время несколько расширяем мандат – если ранее мы делали сделки только в области B2C, то в последний год мы добавили много сделок в Fintech. Нам это было сделать нетрудно так как наше прошлое лежит в области финансовых рынков. Делаем также первые сделки и в новых для себя секторах, например в сфере «интернета вещей». Недавноинвестировалив Smartfrog – потрясающее решение, те кто когда-либо устанавливал камеры видеонаблюдения дома точно оценят.

В чем принципиальная разница между российскими и зарубежными стартапами?

В отношении к инвестору и культуре ведения бизнеса. В иностранных командах существенно выше внимание к деталям, выше проработанность продукта, организация труда. Также, там выше так называемая «предпринимательская культура» – команды знают правила игры и играют по ним. В России же иногда можно столкнуться с тем что у предпринимателя было одно понимание «правил игры», а у вас другое. Происходит это в силу того, что команды в России как правило слабо знакомы с основами венчурного финансирования, что в свою очередь происходит от того, что эта отрасль здесь крайне неразвита и часто инвесторы сами не до конца знакомы с лучшими практиками. К счастью, мы с этим почти не сталкивались в наших российских портфельных компаниях, но видели такое во время обсуждения сделок и тогда отказывались от них.


В избранное