Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новостной выпуск от 25.02.02 (1-ая часть).
Обратите внимание. Возможно, Вас заинтересует наш новый проект "Мировая экономика: Летопись". Самые интересные факты о мировой экономике. Великие компании, легендарные менеджеры, выдающиеся экономисты, памятные даты, то, что уже стало историей, и то, что станет историей завтра. В ближайших выпусках: История поставила МВФ две пятерки. Справедлива ли такая оценка? Русская экономическая трагедия, или 30 лет, которые перевернули мир. Подписаться на рассылку "Мировая экономика: Летопись", можно по адресу http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.letopis или на официальном сайте рассылки http://bcorp.wallst.ru/letopis/letopis.html. |
Новостной выпуск от 25.02.02 (1-ая часть).
Содержание:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Одинокий воин в мире зла
Кофейный кризис
На мировом рынке полупроводниковых приборов
Мировую пищевую индустрию ждут серьезные изменения
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Итоги 2001 г. – поток сообщений иссякает
Телекоммуникационные гиганты в 2001 г.
Платежная система PayPal стала публичной компанией
Intel и Microsoft объединились против Nokia
Wal-Mart стала крупнейшей компанией в мире
Состоится ли слияние E.ON и Ruhrgas?
Когда топ-менеджмент продает свои акции…
Достоверность отчетов Сisco и IBM под сомнением
США И КАНАДА
Инфляция в США в январе составила 0.2%
Число банкротств физических и юридических лиц в США в 2001 году увеличилось на 19%
Что ждет S&P 500 и Nasdaq в этом году?
США наращивают долг
США заставляют Канаду увеличить военные расходы
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Одинокий воин в мире зла
("Ведомости", 18.02.02, автор - Крис Паттен)
Идея крестового похода в одиночку для США не в диковинку. Собственно, в этом нет ничего дурного. Почему бы единственной в мире сверхдержаве не обеспечить себе право действовать от собственного имени, не обременяя себя разного рода международными соглашениями? Разве Америка не имеет права бороться со злом там, где его увидит (ведь это в целях всеобщей безопасности)? Что неправильного или опасного в том, чтобы принципиальная, исполненная благих намерений демократия твердой рукой правила миром во всем мире?
С моей точки зрения, крестовый поход в одиночку - дело не столько безнравственное, сколько крайне неэффективное и обреченное на провал. Урок 11 сентября состоит в том, что нам нужно не только лидерство США, но и международное сотрудничество беспрецедентного масштаба. Такое сотрудничество - в интересах всего мира и в интересах самой великой мировой державы, чье лидерство должно осуществляться в рамках партнерства. Почему дело обстоит именно так? Позвольте мне привести пять доводов.
Первое. Современный мир пронизан взаимосвязями. Он представляет собой стремительно интегрирующуюся сеть: современные технологии размывают национальные границы и юрисдикции. Поэтому для защиты своих ценностей становится все важнее сотрудничать с теми, кто их разделяет.
Второе. Глобализация - сочетание свободной торговли, капитализма и технологии - дает небывалые возможности, но у нее есть и темная сторона. ЕС дает пример того, как страны могут держаться вместе, чтобы справляться с общими проблемами.
Третье. Международным институтам - от ООН и МВФ до ВБ и ВТО - недостает демократической законности, что дает пищу стихийным движениям против глобализации. Международные институты надо развивать, иначе они потеряют свою власть и от этого проиграем мы все.
Четвертое. Европа не сможет угнаться за военными расходами США, ей не стоит даже стремиться к этому. Однако концепция "безопасности" гораздо шире. Страны Евросоюза чрезвычайно много делают в плане международной помощи. Это тоже вклад в дело международной безопасности. Никто не будет оспаривать необходимость жесткой военной операции по разрушению сети "Аль-Каида" со всеми ее базами. Но в то же время мы должны сделать все возможное для поддержки ослабленных или разрушенных государств, чтобы они не попали в когти тех самых бен Ладенов.
Последнее. Едва ли стоит объяснять, что Америка вызывает у окружающего мира не только любовь и восхищение, но и страх и негодование. Как единственная в мире сверхдержава, Америка несет особую моральную ответственность за свои деяния. Казалось бы, делай свое дело - и все будет правильно и целесообразно. Но всему есть цена. В данном случае это законность, а в более отдаленной перспективе - и эффективность. И цена со временем растет.
Мне кажется, Америка должны найти способ взаимодействовать со сложным и опасным миром. В этом мире много зла. Но когда берут группу несопоставимых стран и объединяют их в "ось зла" - это, по-моему, не лучшая фраза, вышедшая из-под пера президентских спичрайтеров. Конечно, мы должны противостоять злу. Но мы также должны основывать свои действия на том, что есть добро и что дает надежду на лучшее будущее.
Кофейный кризис
("Эксперт", 18.02.02, автор - Петр Михальчук)
В сезоне 2001/02 года мировое производство кофе сократится на 6%. Согласно прогнозу немецкого агентства F. О. Licht, по сравнению с предыдущим сезоном сбор упадет со 116 млн. мешков до 109,1 млн. (1 мешок - 60 кг). При этом производство кофе сорта арабика уменьшится на 9,5% (с 70,4 до 63,7 млн. мешков), а сорта робуста - на 0,4% (с 45,6 до 45,4 млн. мешков). Как считает председатель Торговой ассоциации кофе Восточной Африки Флавиана Мванги, "отрасль переживает тяжелейший кризис за столетие, а долларовые экспортные цены - наихудшие за все время торговли". Значительное превышение предложения над спросом и уже существующие огромные запасы кофе (на мировом рынке скопилось около 41 млн. мешков нераспроданных излишков) привели к тому, что цена на кофе с декабря 2000 года упала почти в три раза.
Основные производители и экспортеры кофе из Латинской Америки и Африки вынуждены сокращать производство. Например, сбор кофе в Кении за сезон 2000/01 года упал в два раза по сравнению с предыдущим (с 1,7 млн. мешков до 0,85 млн.). Желание фермеров хоть как-то компенсировать огромные убытки зачастую принимает уродливые формы. В Колумбии это привело к росту насилия и увеличению посевов под наркосодержащие культуры. Эта тенденция только усилилась с началом войны в Афганистане, и теперь нишу афганских производителей наркотиков постепенно занимает Колумбия.
Главный виновник сложившейся ситуации Вьетнам за последние десять лет увеличил объем производства кофе с 2 млн. до 14 млн. мешков и занял второе место на мировом рынке после Бразилии. Занимавшая ранее вторую позицию Колумбия уступила Вьетнаму, так как ее издержки оказались гораздо выше (в значительной степени из-за того, что 90% колумбийских кофейных ферм занимают 5 га и меньше).
Чтобы решить проблему перепроизводства, некоторые латиноамериканские страны отказались от продажи низкокачественной продукции. На рынок в текущем сезоне не поступит около 2,5 млн. мешков низкосортного кофе из Сальвадора, Колумбии, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики и Мексики. Кроме того, производители кофе рассчитывают на государственную помощь. В Бразилии, например, правительство намерено выделить на эти нужды 261 млн. долларов, в Колумбии - 150 млн. Однако государственная помощь отечественным производителям вряд ли приведет к перелому общей тенденции. Сбалансировать мировой рынок кофе могла бы совместная согласованная политика, для чего еще в 2000 году была предпринята попытка создания организации стран - производителей кофе, напоминающей ОПЕК. Однако дальше слов дело не пошло, и достигнутые договоренности не выполняются. Возможно, перед угрозой дальнейшего падения цен и краха отрасли в целом лидирующие страны - производители кофе все-таки смогут прийти к согласию.
На мировом рынке полупроводниковых приборов
(БИКИ, 12.02.02)
Как заявил на последнем ежегодном собрании членов "SIA" (американской ассоциации продуцентов полупроводниковых приборов) президент фирмы "Intel" К. Барретт, 2001 год стал для мировой полупроводниковой промышленности самым провальным за всю ее историю, что выразилось в 31%-ном сокращении ее продаж, намного превысившем предыдущий "рекорд" их падения, наблюдавшийся в 1985 г. и составлявший 17%.
Однако несмотря на столь низкие прошлогодние результаты (кардинально отличающиеся от составленного "SIA" годом ранее прогноза на 2001 г., который предполагал увеличение продаж на 22%), в последних оценках данной организации появился "осторожный оптимизм" относительно перспектив конъюнктуры рынка и всей отрасли.
Беспрецедентно высокий спад, отмечавшийся в истекшем году, объясняется экспертами в основном сокращением спроса вследствие накопления чрезмерных складских запасов (около 45% которых приходилось на таких крупных субпоставщиков, как "Celestica", "Flextronics" и "Solectron", и порядка 35% - на продуцентов полупроводниковых приборов). Аналитик "SIA" Д. Одри связывает это непосредственно с острой нехваткой компонентов в 2000 г., когда многие потребители полупроводниковых приборов (ПП) увеличили свои заказы в несколько раз, стремясь обезопасить себя от нарушения ритмичности собственных поставок, а продуценты этих компонентов стали наращивать производственные мощности.
Однако в 2001 г. инвестиции в новые производственные мощности в полупроводниковой промышленности, в отличие от 2000 г. (когда они возросли на 75%), снизились на 25%. При этом, как утверждает финансовый директор "Texas Instruments" P. Темплтон, активизировались процессы закрытия продуцентами старых малорентабельных предприятий и вложения ими средств в новые производственные технологии.
Общий уровень складских запасов к концу 2001 г. (за год до того равнявшийся приблизительно 15 млрд. долларов) практически вернулся к норме (порядка 5 млрд. долларов) и, по мнению экспертов, у суб- и OEM-поставщиков уже нет иного выбора, кроме как возобновить свои закупки в "привычном" ритме.
В данный момент "SIA" рассчитывает на увеличение продаж ПП на мировом рынке в 2002 г. примерно на 6%, а в 2003 г. и 2004 г. - на 21%. К концу этого периода объем продаж ПП в мире, считает ассоциация, составит 218 млрд. долларов против 141 млрд. в 2001 г.
Наибольшие темпы прироста продаж в ближайшие три года ожидаются в странах АТР, которые могут вытеснить с лидирующих позиций в качестве крупнейшего потребителя США (по крайней мере по 2004 г. включительно). Мировые продажи ДЗУПВ и цифровых процессоров сигнала в наступившем году, как предполагается, будут расти быстрее, чем ПП вместе взятых; их поставки увеличатся на 16% (после сокращения в 2001 г. на 60 и 34% соответственно). Продажи микроконтроллеров и аналоговых схем в 2002 г. превысят уровень 2001 г. на 11 и 9%, тогда как микропроцессоров и ЗУ "flash" - лишь на 7 и 5%. Однако, по заявлению Р. Темплтона, за трехлетний период среднегодовой прирост емкости рынка ЗУ "flash" будет самым высоким - порядка 22%. В нише оптоэлектронных устройств последний показатель достигнет 13,7%.
Мировую пищевую индустрию ждут серьезные изменения
("Ведомости", 19.02.02)
Если производители продуктов питания сумеют оптимизировать свои отношения с индустрией розничной торговли, то за 10 лет они смогут сократить издержки в общей сложности на $14 млрд.
Поскольку обе эти индустрии становятся все более конкурентными, экономия на масштабах и глобализация операций станет для них необходимым условием выживания. Поэтому пищевую отрасль ждет новая волна слияний и поглощений. К такому выводу пришли специалисты агентства Cap Gemini Ernst & Young, опубликовавшие отчет "Современное состояние пищевой индустрии". Результаты отчета основаны на опросе 200 руководителей компаний отрасли из 19 стран Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Для отрасли, в которой перемены обычно занимали десятилетия, масштабы и скорость нынешних изменений весьма значительны, - заявил Фред Крофорд, исполнительный вице-президент Cap Gemini E&Y. В то же время лишь немногие компании сейчас в достаточной степени осведомлены о стратегии зарубежных операторов. По мнению аналитиков, и производителям, и продавцам придется в ближайшее время заняться изучением зарубежных рынков.
Кроме того, неслыханное влияние получит потребитель. По мере того как компании будут пытаться дотянуться до покупателей в различных регионах, возрастет потребность в формировании мощных брэндов как в области производства, так и в торговле.
Cap Gemini E&Y считает, что без сотрудничества между производителями и продавцами невозможно экономить. Если отношения между этими ключевыми фигурантами рынка будут оптимизироваться, к 2010 г. в Европе может быть сэкономлено $6,97 млрд., а в США - $7 млрд. В число торговых компаний, которые, по мнению специалистов, будут задавать тон на рынке, вошли крупнейшая в мире торговая сеть Wal-Mart, британская сеть супермаркетов Tesco, французская группа Carrefour, компании Safeway US, Delhaize и нидерландская Royal Ahold.
Примечательно, что компании Западной Европы получили в отчете высокие оценки за производительность, а вот качество продукции и сфера услуг у них оставляют желать лучшего. Между тем в Северной Америке сервис и маркетинг находятся на высоте, а деятельность на поприще операционной логистики получила; невысокую оценку.
В завершение составители доклада отмечают, что большинство производителей продуктов питания не слишком преуспели в использовании Интернета для работы с потребителями. Задача развития электронной коммерции сохранит свою актуальность и в будущем, поскольку через 10 лет на ее долю будет приходиться 5% глобального рынка продуктов питания.
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
Итоги 2001 г. – поток сообщений иссякает
(По материалам Интерфакс-АФИ, Газета.ru, Немецкой волны, "Ведомости", 18-21.02.02)
Volkswagen. Один из крупнейших европейских производителей автомобилей Volkswagen AG увеличил чистую прибыль в прошлом году на 12% за счет роста продаж Audi и сокращения инвестиций. Чистая прибыль компании в 2001 году составила 2,93 млрд. евро против 2,6 млрд. евро годом ранее. Объем продаж вырос за год на 6,5% - до 88,5 млрд. евро. Увеличение реализации Audi в прошлом году выросло на 10%, чему способствовал рост спроса на новую модель среднеразмерной A4.
Kia Motors. Корейская автомобильная компания Kia Motors Corp. достигла рекордного роста прибыли, которая выросла в 2001 году на 67% и составила $423 млн. Рост финансовых показателей стал возможен благодаря увеличению продаж более дорогих модификаций автомобилей Kia.
Deutsche Boerse. Прибыль Deutsche Boerse AG (оператора Франкфуртской фондовой биржи) за 2001 год выросла на 28% до 278,1 млн. евро. Объем продаж за год вырос на 17% до 760,3 млн. евро. Рост прибыли связывают с увеличением доходов подразделения по торговле производными ценными бумагами Eurex.
Diageo. Один из крупнейших в мире производителей алкоголя компания Diageo Plc (торговые марки Smirnoff, Guinness, Baileys) по итогам I квартала текущего финансового года (окончился на 31 декабря) выросла на 2,4% и достигла £810 млн. ($1,15 млрд.) против £791 млн. годом ранее. Акции компании за прошедший 2001 год подорожали на 19%, в то время как акции конкурирующей Allied Domecq Plc (Kahlua, Sauza) подешевели на 6%.
L'Oreal. Прибыль концерна L'Oreal в 2001 г. увеличилась почти на 20%, оборот вырос примерно на 9% и приблизился к 14 млрд. евро. При этом пятую часть оборота обеспечили Россия, Южная Африка, Китай и Таиланд. В этих странах сбыт продукции L'Oreal растет наиболее быстрыми темпами. Так, в одной только России объёмы продаж увеличились в минувшем году на 52%. Дальнейший потенциал роста специалисты концерна видят в разработке нетрадиционных видов косметической продукции - таких, как краска для волос специально для молодых и для пожилых потребителей.
Statoil. Чистая прибыль норвежской компании Statoil сократилась в IV квартале прошлого года на 45% по сравнению с тем же периодом 2000 г. - с 4,7 млрд. норвежских крон ($527,1 млн.) до 2,6 млрд. крон ($291,6 млн.), несмотря на то что компания добыла рекордное для нее количество нефти и газа. Рентабельность Statoil была подорвана падением цен и спроса на нефть. Запасы нефти и газа Statoil увеличились в 2001 г. на 50% в результате покупки у правительства долей участия в ряде нефтяных операций.
Телекоммуникационные гиганты в 2001 г.
(По материалам статьи "По ком звонит телефон", "Эксперт", 18.02.02, автор - Елена Рыцарева)
В этом году с небывалым доселе напряжением и тревогой биржи и аналитики ждали публикации годовых результатов телекоммуникационных гигантов. Вдруг появится хоть какой-то положительный сдвиг в скатывающейся в пучину банкротств индустрии? Но чуда не произошло. Практически все крупнейшие мировые компании продемонстрировали огромные долги или убытки (а чаще всего и то и другое вместе).
В минусе оказалось большинство производителей оборудования: у шведской Ericsson по результатам 2001 года чистые убытки составили около 1,98 млрд. долларов, у французской Alcatel - 4,96 млрд. евро, у Motorola - 3,94 млрд. долларов, у Nortel Networks - 27,3 млрд. долларов, продажи компании в 2001 году сократились на 37%. Финансовый год японского концерна NEC заканчивается в марте, но уже прогнозируются чистые убытки в размере 150 млрд. иен. Исключение составили лишь финская Nokia да немецкий концерн Siemens, которому удалось пробыть в минусе лишь два квартала, за октябрь-декабрь 2001 года он уже получил прибыль 538 млн. евро. Однако случай Siemens - особый, оборудование связи занимает менее трети оборота компании.
У операторов связи жизнь складывается не намного лучше, чем у производителей. Крупнейший оператор местной связи США Verizon Communications в четвертом квартале продемонстрировал убытки в размере около 2 млрд. долларов, долги France Telecom достигли 65 млрд. евро, крупного европейского оператора мобильной связи Mobilcom - 11 млрд. евро. Не всем операторам суждено было дожить до публикации годовых отчетов. Банкротами оказались такие известные компании, как McLeodUSA Inc., NorthPoint Communications Inc., Exodus, Globix, Williams, One.Tel, не говоря уже о десятках более мелких фирм. А банкротство крупного американского магистрального оператора волоконно-оптической сети связи Global Crossing Ltd., объявленное 28 января 2002 года, могло бы стать первополосной темой для большинства изданий американской прессы, если бы в этот момент не разгорелся скандал с Enron. По некоторым оценкам, за последние шесть месяцев разорение телекоммуникационных компаний принесло акционерам суммарный убыток в размере 600 млрд. долларов.
Еще два года назад ничто вроде бы не предвещало такого развития событий. Сказать, что отрасль активно развивалась, - ничего не сказать. Число абонентов мобильной связи в развитых странах росло быстрыми темпами, увеличивался и трафик передачи данных. Прогнозы были еще более радужными: рост новой экономики, перенос большой части бизнес-транзакций в Интернет - все это, по мнению большинства аналитиков, должно было вызвать взрывообразный рост трафика. Этому могли поспособствовать и новые технологии связи наподобие ADSL, позволяющие простому гражданину по обычной медной телефонной линии из дома осуществлять доступ в Интернет со скоростью нескольких сотен килобит в секунду. В 1999 году они начали массово внедряться в наиболее богатых странах. А производители оборудования уже пропагандировали идею "волоконно-оптический кабель - в каждый дом". Рост трафика должны были обеспечить и новые системы мобильной связи третьего поколения (3G). Скорость с терминала могла достигать 2 Мбит/с (так, по крайней мере, тогда заявляли производители) вместо 9,6 Кбит/с с обычного GSM-телефона. Причем производители обещали наладить их массовый выпуск буквально в 2000 году. Помнится, на международной конференции в мае 2000-го автор этих строк слышал дискуссию о фотонных пробках, которые вот-вот начнут возникать в европейских волоконно-оптических сетях. "Учитывая прогнозы развития интернет-экономики, иметь магистральную сеть связи сейчас хотят буквально все", - отмечал в те дни авторитетный международный еженедельник Communications Week. И маститые операторы, и новички кинулись закапывать сотни миллионов долларов в землю в буквальном смысле этого слова. Емкости росли в геометрической прогрессии.
Правда, уже тогда начали раздаваться тревожные голоса, что лавинообразного роста трафика пока нет, а вот цены из-за внезапно возникшей жесткой конкуренции упали значительно. Так, с апреля по ноябрь 2000 года цены на трансатлантический трафик упали в среднем на 70%, на аренду магистральных каналов внутри Европы - примерно на 80%.
Естественно, моментально пошли вниз и доходы, и прибыли. А тут как раз наступило время платить по долгам (ведь большинство сетей строилось в кредит). Видя эту ситуацию, не на шутку испугались и клиенты. Насколько надежны их партнеры, будет ли связь между офисами? Они стали заключать договоры на меньший срок, выбирать только самые надежные компании. Разразившийся кризис новой экономики, а затем и общая рецессия только усилили негативные процессы в отрасли. Операторы магистральной связи стали один за другим все глубже погрязать в долгах и убытках. Некоторые даже побросали недостроенные сети.
"Сейчас в Западной Европе контракты на аренду магистральных каналов заключаются уже не на несколько лет и даже не на год, а на месяц. Так быстро изменяются цены, так высока в этой области конкуренция", - прокомментировал "Эксперту" текущую ситуацию руководитель подразделения проводной связи финского оператора Sonera Яаако Неванлинна. В Америке ситуация не лучше: по данным компании Telechoice, в среднем только на 20% оптического кабеля, проложенного в США, стоит каналообразующее оборудование (то есть он, на связистском жаргоне, засвечен). По оценкам CS First Boston, имеющаяся магистральная емкость в мире загружена трафиком менее чем на один (!) процент.
В прогнозах на ближайшее будущее мировой отрасли связи царит полная неразбериха. Многие западные эксперты утверждают, что кризис уже достиг дна. С другой стороны, если рассматривать отрасль по секторам, то пессимистические прогнозы не редкость. "В этом году продажи систем мобильной связи в мире останутся на прежнем уровне или уменьшатся до десяти процентов", - предполагают в Ericsson. "В обозримом будущем большая часть емкости оптических кабелей так и останется незагруженной", - утверждают аналитики Probe Research. "Общая экономическая ситуация продолжит негативно влиять на отрасль", - заявила на днях исполнительный директор крупнейшего скандинавского оператора Telia Марианне Ниверт.
В столь сложной ситуации предсказывать будущее - неблагодарное занятие, тем более непросто называть конкретные сроки финансового возрождения отрасли. Мы можем исходить только из общих предпосылок. Сейчас более половины населения Земли не имеет элементарной телефонной связи. Так называемая проблема цифрового неравенства, огромной диспропорции, когда все IT-технологии сосредоточены в странах "золотого миллиарда", интенсивно обсуждается в самых авторитетных мировых организациях, и, вероятно, какие-то конкретные средства на ее решение все-таки будут выделены. А значит, появятся новые источники трафика. Не все идеально и в развитых странах, что уж говорить о не столь богатых странах. В России 6 млн. человек стоят в очереди на установку телефона. В Китае, где уже 150 млн. абонентов мобильной связи, ожидают телекоммуникационного взрыва после демонополизации отрасли. Юго-Восточная Азия тоже пока слабо затронута телекоммуникационными бурями. С другой стороны, несмотря на убытки, производители продолжают упорно корпеть над новыми технологиями, делая их быстрее, дешевле, надежнее. Их достижения все равно будут востребованы, только не прямо сейчас и где-нибудь в Лос-Анджелесе, а через три-пять лет в каком-нибудь Хуаляне или даже в Урюпинске.
Платежная система PayPal стала публичной компанией
(По материалам статьи "Долгая дорога к бирже", "Время новостей", 19.02.02, автор – Роман Дорохов)
Несмотря на кризис "новой" экономики на Западе, американские инвесторы по-прежнему верят в чудеса. Настоящий фурор на NASDAQ вызвала американская система платежей через Интернет PayPal 15.02 - первый день торговли ее акциями. В течение дня, как в старые добрые времена интернет-бума, акции PayPal выросли на 55%. Аналитики ожидают, что PayPal станет таким же стандартом платежей в Интернете, как Visa или MasterCard. А будущему форварду можно простить и огромные убытки в 265 млн. долларов за последние три года.
Система PayPal позволяет пользователям Интернета расплачиваться между собой (главным образом - за покупки на интернет-аукционах). Покупатель и продавец заводят счета в системе PayPal, покупатель размещает деньги на своем счете PayPal и переводит их на счет продавца. Последний может настроить систему на автоматический перевод денег со счета PayPal на собственный банковский счет или хранить деньги на счете PayPal (под проценты).
Согласно январским опросам аналитической компании Gartner, американцы считают PayPal самой надежной системой денежных расчетов между пользователями - ей доверяют 31% респондентов, а ближайшему конкуренту - Billpoint - всего 21%. PayPal используют 27% опрошенных - в два с половиной раза больше, чем идущий следом Billpoint, - 11%. Систему PayDirect (владелец Yahoo!) выбрали 3%, а принадлежащая Citibank С2IT снискала любовь всего 1% опрошенных.
Аналитики компании Gartner Financial Services полагают, что крупные компании обратят внимание на PayPal после того, как клиентская база системы превысит 25 млн. человек. Сейчас с помощью PayPal проводят платежи 13 млн. американцев, и их ряды пополняют 20 тысяч человек ежедневно.
Впрочем, на пути к светлому будущему (помимо многомиллионных убытков) у PayPal есть еще несколько препятствий. Аналитики Gartner отмечают, что PayPal слишком похожа на банк, чтобы избежать внимания американских госрегуляторов. Раньше представители PayPal заявляли, что их система предназначена для быстрого проведения платежей, а не хранения денег. Вообще отношение PayPal к пользователям скорее характерно для разработчиков программного обеспечения ("у пользователя есть только одно право -- платить деньги, а фирма-разработчик ни за что ответственности не несет"), чем для традиционного банковского института. И если вас "кинул" продавец, то платежная система тут ни при чем.
Сейчас власти четырех штатов - в том числе Калифорнии и Нью-Йорка - внимательно изучают деятельность PayPal (как предполагают аналитики Gartner, в ответ на многочисленные жалобы пользователей). Судьи штата Луизиана уже приостановили деятельность системы PayPal на своей территории. А потому, считают в Gartner, эта платежная система рано или поздно станет банком - чтобы и продавцы, и покупатели обрели законодательную защиту.
Но в документах, предоставленных PayPal в американскую комиссию по ценным бумагам, судебные иски против компании объясняют происками пытавшихся сорвать выход компании на биржи недругов. Поначалу компания хотела выйти на биржи в середине сентября прошлого года, потом в начале года нынешнего.
Intel и Microsoft объединились против Nokia
(По материалам одноименной статьи "Ведомости", 20.02.02, авторы - Илья Виноградов и Максим Кашулинский)
На рынке мобильных телефонов началась новая гонка вооружений. Два технологических гиганта - Microsoft и Intel объединили усилия по созданию универсальной трубки, лицензия на выпуск которой будет продаваться всем желающим. Лидер среди производителей сотовых телефонов - финская Nokia не замедлила с ответом. Компания заявила об альянсе с Texas Instruments. Цель объединения та же: создать доступный всем производителям "конструктор" телефона нового поколения.
Свои заявления компании сделали на проходящей в Каннах конференции телекоммуникационной индустрии. Модель трубки Microsoft - Intel будет включать программное обеспечение от первой компании и микропроцессоры от второй. Благодаря новому проекту компаньоны планируют расширить свой мощный союз Wintel, а Microsoft, помимо всего прочего, усилит позиции в борьбе с Nokia.
По словам вице-президента Microsoft Бена Уолдмена, отвечающего за мобильные системы, создание лицензионного образца, производством которого смогут заниматься компании-сборщики, поможет процессу демократизации в области сотовых телефонов и облегчит доступ на рынок новичкам. "Мы хотим, чтобы какая-то пока безвестная компания стала следующей Nokia", - сказал он.
Сотовые телефоны верхнего ценового сегмента, о которых идет здесь речь, становятся все более похожими на компьютеры, поскольку позволяют владельцу получить доступ в Интернет, принимать и передавать цветные изображения и видеофрагменты. Многие производители просто не в состоянии самостоятельно создавать такие сложные устройства. Поэтому они покупают технологические блоки у производителей полупроводников, программного обеспечения и даже у своих конкурентов.
Аналитики вовсю обсуждают перспективы конкурентной борьбы между Nokia и Microsoft. Компании уже воюют на рынке программного обеспечения для трубок и создают альянсы, привлекая единомышленников. По мнению Аднаана Ахмада, аналитика банка Merrill Lynch в Лондоне, исход этой борьбы определит будущее производства сотовых телефонов. Ахмад считает, что Microsoft удастся занять сильные позиции на рынке телефонов и других беспроводных устройств, покупаемых компаниями для своих сотрудников, в то время как Nokia останется лидером на потребительском рынке.
Понятно, что перспектива воцарения Microsoft и Intel на рынке сотовых телефонов вызвала недовольство у некоторых производителей трубок и поставщиков услуг. Эти компании не хотят, чтобы на их рынок была перенесена "компьютерная модель", согласно которой правят бал и снимают сливки именно Microsoft и Intel. На рынке сотовых телефонов сегодня есть возможность использовать процессоры и простые операционные системы целого ряда поставщиков, а применение универсального языка Java компании Sun Microsystems позволяет создавать программное обеспечение, способное работать на любом телефоне.
Wal-Mart стала крупнейшей компанией в мире
(По материалам одноименной статьи "Ведомости", 21.02.02, автор - Лина Сейгол, и материалов "Немецкой волны", 19.02.02)
По результатам 2001 г. сеть розничной торговли Wal-Mart обошла нефтяного гиганта Exxon-Mobil и стала крупнейшей компанией в мире по объему продаж.
Тот факт, что Wal-Mart превзошла нефтяного монстра в год рецессии, знаменует торжество органичного роста над стратегией поглощений. Exxon-Mobil является продуктом нескольких слияний, Wal-Mart же в подобных мегасделках не участвовала. Сэм Уолтон открыл свой первый магазин в 1962 г. в небольшом городке Роджерс в Арканзасе. Уже в 1967 г. магазинов было 24, а объем продаж достиг $12 млн. Сейчас компания контролирует 4150 магазинов. Впервые в истории американского бизнеса компании удалось довести объем продаж до $1 млрд. меньше чем за 20 лет. "Всегда низкие цены" - основная миссия и главный секрет фирмы. Концепция Уолтона состояла в том, чтобы обеспечить жителей пригородов недорогими качественными товарами. Основатель розничного гиганта не раз признавался, что грандиозный успех этой простой идеи стал для него неожиданным.
Wal-Mart помогло, конечно, и то, что за последние несколько месяцев потребительские расходы американцев выросли, несмотря на рост безработицы и нестабильность на мировом рынке. Однако другая крупная сеть магазинов-дискаунтеров не сумела воспользоваться этой ситуацией - Kmart сейчас проходит процедуру банкротства и закроет около 500 магазинов, а это позволит Wal-Mart расти и дальше. Многие аналитики уверены, что теперь Wal-Mart купит некоторые магазины обанкротившегося соперника.
Президент и генеральный директор Wal-Mart Ли Скотт порадовал инвесторов сообщением, что компании удалось значительно увеличить продажи, прибыль и долю рынка, несмотря на трудный для розничной торговли, да и для всей американской экономики год. "В условиях замедления экономического роста у многих компаний продажи падают или остаются на прежнем уровне, а мы увеличили свою долю на сложном потребительском рынке и наши доходы", - подытожил Скотт. Однако корпорации, по его словам, так и не удалось достичь стратегической цели, которая состоит в том, что прибыль должна расти теми же темпами, что и оборот.
Несмотря на агрессивное снижение цен в магазинах, годовая прибыль Wal-Mart повысилась на 6% - с $6,295 млрд. до $6,671 млрд. в 2001 г. Это означает, что прибыль в расчете на одну акцию возросла с $1,4 до $1,49 по сравнению с 2000 г. Совокупный объем продаж за год вырос на 13,8% и составил $217,8 млрд. Между тем объем продаж Exxon-Mobil составил в минувшем году $213 млрд.
Империя Wal-Mart продолжает разрастаться. Расширяется ее подразделение Supercenter, торгующее продуктами и товарами повседневного спроса: за прошлый год открылось 178 новых магазинов Supercenter. На этот год запланирована дальнейшая экспансия. Международные операции Wal-Mart также растут: операционная прибыль ее британской сети супермаркетов Asda увеличилась на 19,2% - с $490 млн. до $584 млн.
Состоится ли слияние E.ON и Ruhrgas?
(По материалам статьи "Слоны" готовы к "свадьбе", "Время новостей", 21.02.02, автор – Юрий Шпаков)
Немецкая энергетическая компания E.ON официально обратилась к федеральному министру экономики Вернеру Мюллеру с просьбой разрешить ей приобрести 60%-ный пакет акций газового концерна Ruhrgas. Поскольку антимонопольное ведомство уже наложило запрет на эту сделку (после нее альянс двух компаний будет контролировать более половины всего энергетического рынка), от министерства экономики требуется "политическое" решение. Глава антимонопольного ведомства Ульф Беге не замедлил отреагировать на действия E.ON и заявил, что тоже готов ждать "политической" позиции минэкономики. Скорее всего "свадьба слонов" (так в Германии называют слияния крупных компаний) состоится к лету этого года; в том, что она состоится, не сомневаются даже откровенные противники сделки.
Глава правления E.ON Ульрих Хартманн отправил в министерство экономики все имевшиеся в его распоряжении "козырные карты" в пользу готовящегося альянса: в отрасли будут созданы новые рабочие места, возрастет степень надежности энергоснабжения в Германии и, наконец, укрепится конкурентоспособность самого Ruhrgas (контролирующего 60% внутреннего рынка) на мировом рынке природного газа. Первый аргумент фактически напрямую адресован федеральному канцлеру Герхарду Шредеру, для которого проблема безработицы в Германии обостряется с каждым днем по мере приближения осенних парламентских выборов. Второй аргумент после событий 11 сентября вряд ли нуждается в дополнительных комментариях. Что же касается конкурентоспособности, то действия немцев лежат в русле общеевропейских процессов: за последнее время все крупные европейские энергоконцерны, будь то государственный Gas de France или мировые нефтяные монстры, заявили о своем намерении активнее разворачивать газовый бизнес в масштабах Европы. Эту же стратегическую линию еще в середине 90-х годов взял на вооружение и Ruhrgas. Однако, как считает Ульрих Хартманн, лишь в союзе с E.ON газовая компания Ruhrgas может участвовать в европейской конкуренции на равных. "Более широкие возможности финансирования", добавил он, должны "существенно улучшить выход Ruhrgas на международные рынки закупки газа".
Министр экономики Вернер Мюллер уже не раз называл нетерпимой ситуацию, когда немецкий нефтяной рынок поделен между крупнейшими транснациональными концернами, а мелкие национальные фирмы играют в лучшем случае второстепенные роли. Министр, очевидно, отдает себе отчет в том, что без доминирующего положения альянса E.ON--Ruhrgas немецкий газовый рынок будет все больше ускользать из национальных рук в глобальные.
Противники "свадьбы слонов" утверждают, что Вернер Мюллер по определению не может подходить непредвзято к решению этого вопроса: за два десятка лет до прихода в минэкономики он проработал на руководящих должностях в Veba AG, предшественнике E.ON. В эту же отрасль он предполагает возвратиться, если правительству Шредера предстоящей осенью не будет суждено остаться у руля власти в Берлине. Но в любом случае министр Мюллер будет получать пенсию от E.ON. Так что интересы Германии на европейском энергетическом рынке предстоит проверить на прочность интересами политических конкурентов нынешнего правительства.
Когда топ-менеджмент продает свои акции…
(По материалам статьи "Лэй все знал", "Ведомости", 18.02.02, автор - Максим Трудолюбов)
Стало известно, что бывший председатель совета директоров Enron Кеннет Лэй, до последнего убеждавший своих сотрудников вкладывать сбережения в акции родной компании, сам в течение всего 2001 г. планомерно продавал эти акции, заработав по крайней мере $70 млн.
Лэй повел себя так же, как топ-менеджеры многих высокотехнологичных компаний, заранее догадывавшиеся, что "hi-tech-пузырь" скоро лопнет. Инвесторы в очередной раз столкнулись с тем, что менеджеры компаний могут, не опасаясь наказания со стороны регуляторов рынка, зарабатывать на инсайдерской информации.
Раньше Лэй утверждал, что не имел полного представления о масштабах проблем в собственной компании. Но данные, документирующие его сделки с акциями, которые он по закону обязан был раскрыть не позднее прошлой недели, свидетельствуют об обратном. С февраля по октябрь прошлого года Лэй избавился от нескольких пакетов акций, причем некоторые стоили не меньше $4 млн.
В начале августа прошлого года вице-президент по учету Шерон Уоткинс направила Лэю письмо, предупреждающее, что в ближайшее время вокруг Enron может разразиться скандал, связанный с нарушениями правил отчетности. Уже на следующий день он продал 108 254 акций компании по цене $36,95 за акцию на общую сумму около $4 млн., а затем повторил операцию 24 августа, 30 августа и 4 сентября. Еще один пакет акций Enron - на сумму $1,5 млн. - он продал 23 октября, неделю спустя после того, как компания ошеломила инвесторов сообщением об убытках в размере $600 млн. за III квартал. К тому моменту цена на акции Enron составляла уже $19,79. В феврале, когда Лей начал избавляться от акций, они стоили более $70.
По словам пресс-секретаря Лэя, Келли Кимберли, председатель был "удивлен" стремительным падением акций, которые служили обеспечением его долга перед самой же Enron. По ее словам, большую часть доходов от продажи акций он потратил на покрытие долгов.
Лэй, похоже, повиновался тому же инстинкту самосохранения, который заставлял избавляться от акций многих создателей так называемой "новой экономики". Самый громкий подобный скандал эпохи интернет-кризиса была связан с именем Нины Бринк, основательницы крупного европейского интернет-провайдера World Online. Вскоре после шумного первичного размещения в марте 2000 г. на Амстердамской бирже, когда инвесторы оценили компанию более чем в $11 млрд., акции стали резко падать. В сентябре World Online была продана итальянскому интернет-провайдеру Tiscali за $4,9 млрд.
Акции World Online обрушились, когда выяснилось, что Бринк за два месяца до IPO продала две трети своей доли в компании трем американским инвестфондам всего по $6 за акцию. Продажа оговаривалась условием, что Бринк получит часть прибыли от реализации пакета после IPO. Сколько конкретно она заработала, не ясно, но продала она 15 млн. акций по $6, а цена размещения составила $37. Таким образом Бринк обошла правило, запрещающее менеджерам продавать свои пакеты в течение определенного времени после IPO.
Инвесторы, завалившие исками саму компанию и ее инвестбанки ABN Amro Rothschild и Goldman Sachs, скоро убедились, что призвать их к ответу будет нелегко. Информация о том, что Бринк продала акции - пусть и не на первой странице, - но содержалась в проспекте эмиссии. Однако первыми, кто обратил на нее внимание, были почему-то не руководители Амстердамской биржи, а голландские журналисты. Они же обнаружили, что в послужном списке Бринк - руководство несколькими компаниями, потерпевшими крах. В апреле Бринк ушла в отставку с поста председателя совета директоров.
В начале 2000 г. , когда рынок акций hi-tech был на пике, продажи бумаг инсайдерами достигли рекордного уровня. Например, сразу шесть менеджеров компании Ariba, выпускающей программное обеспечение для интернет-бирж В2В, продали акций в общей сложности на $800 млн. Через несколько месяцев акции стоили в 15 раз дешевле. Марк Белл, 33-летний основатель и гендиректор компании Globix, в феврале 2000 г. продал треть своего пакета практически на пике цены и заработал $129 млн. В начале 2001 г. вся его компания стоила $136 млн.
Избавлялись от своих бумаг и "зубры" технологического сектора. По данным компании Thomson Financial/First Call, в I квартале 2000 г. Билл Гейтс и Пол Аллен продали акции Microsoft на $10 млрд. А основатель и глава Dell Computer Майкл Делл избавился от бумаг компьютерного гиганта на $1,3 млрд.
Dell и Microsoft, конечно, не постигла участь Enron. Но инвесторам следует знать, что руководители компаний всегда лучше них знают, держать акции или продавать.
Достоверность отчетов Сisco и IBM под сомнением
(По материалам статьи "Охота на ведьм", "Ведомости", 20.02.02, автор - Максим Трудолюбов)
Менеджеры одной из крупнейших в мире высокотехнологичных компаний - Cisco Systems - использовали схемы, сходные с теми, что привели к банкротству энергохолдинг Enron, утверждается в статье, опубликованной в The New York Post.
История, опубликованная в нью-йоркском таблоиде, поражает очевидными параллелями с сагой об Enron, за которую журналисты The Wall Street Journal Ребекка Смит и Джон Эмшвиллер номинированы на Пулитцеровскую премию, самую престижную в американской журналистике. По данным The New York Post, менеджеры Cisco, как и руководители Enron, активно пользовались в своей работе сетью партнерских структур, с помощью которых они осуществляли сделки по слияниям и поглощениям в период с 1996 по 2000 г. Газета утверждает, что, как и в истории с Enron, менеджеры Cisco сами выступали учредителями этих сторонних структур. В частности, Доналд Вэлентайн, вице-председатель совета директоров Cisco, был генеральным партнером сети венчурных инвестфондов Sequoia Capital.
Один из фондов - Sequoia Capital VII - был создан в 1995 г. с капиталом $150 млн. В 1996 г. Cisco приобрела за $4 млрд. компанию Stratacom, а одним из учредителей этой новой технофирмы был как раз фонд Sequoia Capital.
Из документа, поданного в Комиссию США по ценным бумагам и биржам в 1999 г. , видно, что инвестором Sequoia Capital VII стал и Джон Чеймберс, президент и гендиректор Cisco. К тому времени Sequoia Capital VII за $10 млн. приобрела 15% -ную долю во вновь созданной фирме Monterey Networks. А позже, в сентябре того же года, Cisco купила всю Monterey за $517 млн., причем около 1 млн. акций Cisco ушло на оплату той 15% -ной доли, которой владел фонд Sequoia.
Через два месяца Cisco дала добро фонду Sequoia на продажу имеющихся у него акций Cisco на открытом рынке. Эти бумаги торговались тогда по $70 и были на подъеме. В результате продажи Sequoia Capital VII получила прибыль в 600% по отношению к $10 млн., первоначально вложенным в Monterey. Газета утверждает, что около 60 сделок Cisco по слияниям и поглощениям проводилось с участием Sequoia.
Как далее говорится в New York Post, компания Cisco отвергла эти обвинения, сославшись на то, что Вэлентайн никогда не принимал участия в обсуждениях и голосованиях по сделкам с фондами Sequoia. Кроме того, представитель Cisco заявил газете, что часть документов, поданных в SEC, содержала ошибки. В частности, гендиректор Чеймберс, по словам компании, был инвестором не Sequoia Capital VII, а Sequoia Technology Partners VII.
Однако на этом газетные разоблачения не закончились. The New York Times (гораздо более влиятельная газета, чем вышеупомянутый таблоид) 15.02 сообщила, что доходы IBM в IV квартале соответствовали прогнозам только потому, что IBM получила $300 млн. от продажи своего подразделения по производству оптических передатчиков - компании JDS Uniphase. Информацию о том, как доход от сделки повлиял на ее финансовые показатели, IBM не раскрывала. Вместо этого компания использовала этот доход, чтобы снизить показатель в графе "общие и административные расходы" (G&A). В нее обычно записываются расходы на выплату зарплат, рекламу и аренду офисов.
Снижая показатель G&A, компания представляла себя более эффективной и гибкой. В прошлом году расходы этой категории поглотили 18% общего объема доходов IBM, что поставило гиганта в один ряд с такими компаниями, как Compaq Computer и Hewlett-Packard, которые традиционно считаются менее бюрократизированными.
IBM заявила, что готова предоставлять более подробную финансовую информацию, потому что этого требуют акционеры и аналитики. Теперь инвесторы опасаются, что и другие корпорации, на акциях которых держится американский фондовый рынок, могли "подретушировать" отчетность. "Все ищут скелеты в шкафах. Похоже, призрак Enron еще может нам навредить", - сказал агентству Reuters аналитик букмекерской конторы Financial Spreads Том Хаугаард.
США И КАНАДА
Инфляция в США в январе составила 0.2%
(По сообщениям "AK&M" и Газета.ru, 20.02.02)
Индекс потребительских цен в США в январе вырос впервые за последние 4 месяца, ведомый ростом цен на продовольствие, энергоносители и медицинское обслуживание. Индекс потребительских цен в январе вырос на 0,2%, в декабре и ноябре наблюдалось снижение цен на 0,1%. Без учета цен на продовольствие и энергоносители индекс вырос также на 0,2%, в декабре рост составил 0,1%. Показатели соответствуют прогнозам.
Цены на продовольствие в январе выросли на 0,3%, на табак - на 0,3%. Энергоносители подорожали на 0.9%, в частности, цены на бензин в январе выросли на 2,7%, что является максимальным ростом с сентября 2001 года, когда они выросли на 8,7%. Цены на новые автомобили снизились на 0,6%, это наибольшее снижение цен с февраля 1987 года. Транспортные услуги подорожали на 0.3%, одежда подешевела на 0,7%.
С января 2001 по январь 2002 года инфляция составила 1.1% - самый низкий показатель с 1986 года.
"Инфляция остается спокойным и управляемым процессом", - отметил в интервью информационному агентству Bloomberg главный экономист Morgan Stanley Dean Witter & Co. Уилльям Салливан (William Sullivan). По его мнению, опубликованные данные "являются еще одним свидетельством того, что бизнес пока не склонен завышать цены".
Число банкротств физических и юридических лиц в США в 2001 году увеличилось на 19%
("AK&M", 20.02.02)
Число банкротств физических и юридических лиц в США в 2001 году увеличилось на 19% по сравнению с предыдущим годом и составило 1.49 млн. Об этом сообщило Управление судов США. При этом в 2000 году этот показатель составлял 1.25 млн. Таким образом, общее число банкротств по итогам 2001 года достигло рекордной отметки за последние 3 года. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 1998 году, когда банкротами были объявлены 1.44 млн. физических и юридических лиц. Число банкротств физических лиц выросло в 2001 году на 19% и достигло 1.45 млн. При этом число банкротств компаний также увеличилось в прошлом году на 13% и составило 40099.
Специалисты считают, что основной причиной роста числа банкротств в США в прошлом году является снижение темпов производства, что негативно сказалось на расходах многих американских компаний и финансовом положении потребителей.
Что ждет S&P 500 и Nasdaq в этом году?
(По материалам Forbes, 21.02.02)
Сегодня аналитики фондового рынка начинают задумываться над точностью своих недавних прогнозов. Те, кто еще совсем недавно предсказывали американскому фондовому рынку рост в текущем году, сегодня заявляют о том, что в 2002 году S&P 500 потеряет еще 5%. Показатель индекса будет снижаться вплоть до мая, когда его значение составит примерно 900. И только после этого рынок может, наконец, пойти вверх.
Автор этого прогноза, Кэннет Фишер, аналитик журнала Forbes, использует свою собственную методику, основанную на предсказаниях других аналитиков. Он отмечает, что прогнозы профессионалов обычно оказываются ошибочными, ибо рынок, как правило, заранее готовится к предсказанным ими результатам. В этих условиях Фишер ориентируется на те результаты, которые лежат вне зоны типичных прогнозов. По его словам, несмотря на кажущуюся необычность, этот метод вполне себя оправдывает.
Сегодня большинство трейдеров верят в то, что в текущем году американский рынок вновь пойдет вверх. "Нет, нет и нет", – уверяет Фишер. Разумеется, в прошлом американский фондовый рынок чрезвычайно редко демонстрировал падение в течение трех лет подряд: за период с 1925 года это происходило всего дважды, в 1929-1932 гг. и в 1939-1941 гг. В прошлом фондовый рынок достаточно редко падал в течение первой половины срока правления очередного президента: подобная картина была отмечена лишь в 1929-1930 гг. и в 1973-1974 гг. Однако, по мнению Фишера, сегодня большая часть трейдеров осведомлена о существовании этих феноменов и учитывает их при принятии решений, тем самым нивелируя их влияние на динамику рынка. Иными словами, Фишер верит в то, что рынок будет вести себя необычно.
Хотя его слова могут показаться слишком самонадеянными, Фишеру есть чем их подтвердить: в прошлом этот человек показал себя одним из наиболее успешных аналитиков ценных бумаг в США. Так, за последние три года он дважды был признан самым успешным стратегом в области портфельных инвестиций в США. В 1999 году Фишер предсказывал 20-процентный рост рынка – за этот период S&P вырос на 21%. Предсказав в 2001 году стагнацию рынка S&P, он в очередной раз оказалось ближе всех к истине. (По мнению большинства ученых, в том году рынок должен был бы существенно вырасти, тогда как в реальности за этот период S&P 500 упал на 13%).
Подобное поведение аналитиков вполне понятно: распространяя пессимизм в течение большей части 1990-х годов, сегодня они считают себя просто обязанными подбросить на рынок какие-либо положительные слухи. На самом деле, чрезмерный оптимизм по поводу возможного роста американского рынка пока остается неоправданным.
По словам Фишера, в прогнозах американских аналитиков на 2002 год есть, как минимум, три варианта, которым авторы этих исследований не уделили надлежащего внимания. Так, по их мнению, в текущем году индекс S&P вряд ли вырастет на 40% и выше. Маловероятным также представляется падение индекса ниже отметки в 20% и падение в диапазоне с 2% до 10%. Именно последний из этих "невозможных" вариантов представляется Фишеру наиболее вероятным.
Что же касается индекса Nasdaq, то, по словам Фишера, в текущем году он, скорее всего, опустится еще на 12%. При этом, к весне его минимальное значение должно составить около 1350 пунктов, что на 33% ниже теперешнего уровня этого индекса.
США наращивают долг
("Ведомости", 18.02.02)
Министр финансов США Пол О'Нил призвал Конгресс немедленно проголосовать за повышение максимального уровня госдолга. Промедление, по словам О'Нила, дорого обойдется экономике страны. "Если Конгресс не сможет своевременно увеличить лимит госдолга, это негативно скажется на доверии правительству и экономике. Увеличение необходимо для сохранения позиций США на мировых рынках капитала. Любая задержка может привести к неопределенности, которая увеличит стоимость кредитов для американских налогоплательщиков", - заявил О'Нил.
О'Нил направил в Конгресс письмо, в котором говорится, что госдолг США достигнет нынешнего лимита в $5,95 трлн. в конце марта. Еще в декабре прошлого года О'Нил попросил Конгресс установить лимит на уровне $6,7 трлн. Последнее повышение лимита госдолга США производилось в 1997 г.
В августе прошлого года администрация президента США заявляла, что госдолг достигнет максимального уровня не раньше конца 2003 г. По словам О'Нила, главными причинами того, что это событие произойдет раньше, чем планировалось, являются замедление темпов роста экономики и последствия сентябрьских терактов.
Лимит госдолга - относительно грубый показатель здоровья финансовой системы государства. Госдолг включает казначейские облигации и долг фонда социального страхования, который одалживает избытки наличности правительству, получая от последнего казначейские облигации. В последние годы бюджет в США был профицитным, но госдолг продолжал расти из-за огромного размера фонда социального страхования и увеличения госрасходов. Рецессия, прошлогоднее сокращение налогов на общую сумму в $1,35 трлн. и война с терроризмом - вот три фактора, объединение которых способствовало ускоренному росту госдолга США.
США заставляют Канаду увеличить военные расходы
(MIGnews, 22.02.02)
Правительство Канады намерено в ближайшее время провести глубокий анализ военной политики, цель которого - определить, насколько она отвечает требованиям современности. Такое решение официальная Оттава принимает впервые с 1994 года, а поводом, очевидно, послужил тот факт, что после терактов 11 сентября в США в значительной степени возросла роль канадских вооруженных сил в обеспечении безопасности страны.
Одним из центральных будет вопрос о расходах на оборону, которые в последние годы сокращались из-за необходимости решения проблемы бюджетного дефицита. В настоящее время ВС Канады насчитывают около 60 тыс. человек, а расходы на обеспечение надлежащего функционирования армии составляют примерно 8,1 млрд. долларов США.
Специалисты отмечают, что после трагических событий 11 сентября в США, Белый дом неоднократно подвергал критике правительство Канады за слишком медленные темпы увеличения военных расходов. Не исключено, что после проведения анализа состояния вооруженных сил и политики в военной области, правительство Канады все же присоединится к оборонной структуре, создаваемой США и Мексикой, для обеспечения безопасности всего североамериканского континента.
***
РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||