Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Новостной выпуск от 11.02.02 (1-ая часть).
Новостной выпуск от 11.02.02 (1-ая часть).
Содержание:
ОБЩЕМИРОВАЯ CИТУАЦИЯ
Итоги Всемирного Экономического Форума
Анти-Нью-Йорк в Порту-Алегри
Продажи компьютерной техники в мире в 2001 году упали на 32%
Сокращение мирового производства нефти в январе
Прогноз движения мировых цен на молочные продукты
Производство стали сократят
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
19 марта решится судьба Hewlett-Packard и Compaq
Компании об итогах 2001 г.
Будет ли Сэм Палмисано, новый босс IBM, достойным преемником Лу Герстнера
Electrolux предлагает свой рецепт лидерства
Аудиторы, захваченные врасплох скандалом вокруг Enron, сдают свои позиции
Arthur Andersen и Ernst & Young оказались в центре новых скандалов
Банкротство Enron: лидеры крупнейших корпораций воздерживаются от комментариев
Норвежские судостроители объединяются
США И КАНАДА
Прибыли крупнейших корпораций США в IV квартале упали на 23%
Буш за "новую экономику"
Сенат США не поддержал план Буша по стимулированию экономики
США - всемирный должник
ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
Итоги Всемирного Экономического Форума
(По сообщениям lenta.ru и NTVRU.com, 03-05.02.02)
4 февраля в Нью-Йорке закрылся Всемирный Экономический Форум. В работе форума приняли участие около 2700 крупнейших политиков и бизнесменов планеты.
Выступивший в последний день работы форума генеральный секретарь ООН Коффи Аннан заявил: "Я считаю, что точка зрения многих о том, что глобализация является причиной бедности в мире, неверна. Наоборот, глобализация должна стать средством от социальных болезней нашего общества". Генсек ООН призвал богатые страны мира и крупнейшие компании способствовать решению проблемы бедности в мире.
Сенатор Хиллари Клинтон, отметила, что в мире сложился образ американцев, как эгоистичной нации, использующих мировую экономику только для получения собственной выгоды. Хиллиари Клинтон заявила, что США не внесли достаточную долю в общую борьбу с современными мировыми проблемами, такими, как болезни, бедность и права женщин. "Наша задача - убедить американцев, что это та роль, которую должны сыграть США на мировой арене", заявила бывшая первая леди.
В своем выступлении глава компании Microsoft Билл Гейтс заметил: "Люди, считающие, что весь мир, настроен против них, испытывают ненависть к нему, что очень опасно для всех нас". Он также заявил, что условия современной международной торговли больше выгодны для богатых стран, что является тем неравенством, которое вызывает возмущение остального мира. В ходе семинара Гейтс объявил, что выделяет 50 млн. долларов на предотвращение распространения СПИДа. Однако при этом он подчеркнул, что филантропия частных лиц не решит этой проблемы в развивающихся странах и что правительства промышленно развитых государств, в первую очередь США, должны увеличить ассигнования на эти цели.
Протекционистская политика США наносит серьезный ущерб развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Такое мнение высказали в субботу многие участники проходящего в Нью-Йорке Всемирного экономического форума.
Наиболее резкой критике курс Вашингтона в экономической области был неожиданно подвергнут в выступлении директора- распорядителя Международного валютного фонда Хорста Келера. Выступая на пленарном заседании ВЭФ, он заявил, что государственная поддержка сельского хозяйства и текстильной промышленности США путем дотаций и тарифной политики лишают бедные страны возможности участвовать в глобальной экономике. "Если мы действительно хотим, чтобы глобализация приносила плоды всем, то развитые страны должны признать, что нельзя действовать прежними методами, - сказал Хорст Келер под аплодисменты слушателей. - Мы должны пытаться предоставить развивающимся странам более легкий доступ к рынкам, что предполагает отказ от таких субсидий".
На протяжении всей работы форума в Нью-Йорке проходили демонстрации протеста, на которых были озвучены традиционные претензии антиглобалистски настроенных граждан. Однако демонстранты использовали плакаты и нового содержания. Например, аббревиатура WEF (World Economic Forum) расшифровывалась как Wasn't Enron Fun?
Анти-Нью-Йорк в Порту-Алегри
(По материалам "Эксперт" и "Ведомости", 04-07.02.02)
В то время как тысячи антиглобалистов протестовали против мирового капитализма в Нью-Йорке, где проходил Всемирный экономический форум (перенесенный сюда из традиционного Давоса), еще большее их число собралось в бразильском городе Порту-Алегри на Всемирном социальном форуме.
Анти-Давос, на который со всего мира съехалось около 50 тыс. делегатов от различных неправительственных, общественных и молодежных организаций (почти втрое больше, чем в прошлом году), как и ожидалось, сказал очередное "нет" глобальному капитализму. В частности, участники мероприятия подвергли критике планы создания зоны свободной торговли двух Америк и протестовали против безработицы и увеличения социального расслоения, которые, по их мнению, несет с собой процесс глобализации.
Как и ожидалось, Джорджу Бушу "попало" за отказ США ратифицировать Киотский протокол в защиту природы, а экологические организации заявили о намерении бойкотировать продукцию таких корпораций, как McDonald's, Nike, Disney, AOL Time Warner и Coca-Cola.
Тон на семинарах и "круглых столах" форума задавали французские интеллектуалы "новой волны", к которым присоединились верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон, генеральный директор Всемирной организации труда Хуан Сомавиа, лауреаты Нобелевской премии мира Ригоберта Менчу из Гватемалы и аргентинец Адольфо Перес Эскивель.
От имени России отметился Геннадий Зюганов. В своем приветствии участникам форума лидер КПРФ охарактеризовал форум как "своеобразный противовес" Давосу и призвал его участников "сообща выработать левую альтернативу той модели неолиберальной глобализации, которая сегодня усиленно навязывается миру объединенным капиталом транснациональных корпораций и обслуживающими их корыстные интересы международными торговыми и валютно-финансовыми институтами".
В предварительном совместном заявлении участники форума объявили себя "членами международного движения солидарности, решительно борющимися против концентрации богатства, распространения нищеты и неравенства, а также против уничтожения планеты Земля".
Авторы заявления осудили сентябрьские террористические акты в США, но отметили, что объявленная американцами и их союзниками "война против терроризма" ущемляет гражданские и политические права во всем мире. Документ осуждает правительство США "за его действия, защищающие интересы крупных корпораций, за высокомерный уход от решения вопросов глобального потепления, соглашения по ПРО, Конвенции по биологическому разнообразию, конференции ООН по расизму и нетерпимости, переговоров о сокращении поставок стрелкового оружия".
"Enron - типичный пример банкротства экономики, строящейся по принципу казино, свидетельство коррумпированности бизнесменов и политиков", - говорится далее в заявлении. Антиглобалисты также утверждают, что финансовый кризис в Аргентине, вызванный несовершенством предложенной МВФ программы структурной перестройки, ускорил приход социального и политического кризиса.
В числе предложений, выдвинутых участниками форума, - списание долгов беднейших стран, освобождение от налогов продукции, экспортируемой беднейшими странами, увеличение размеров помощи развивающимся странам до 0,7% ВВП развитых государств, более радикальное сокращение выброса углекислого газа промышленно развитыми странами, введение налогов на международные финансовые операции и ликвидация офшоров.
Кроме того, предлагается сделать более гибкими правила ВТО в отношении интеллектуальной собственности на основные виды лекарств, обеспечив максимально дешевый доступ к лицензиям на них (особенно если речь идет о средствах лечения СПИДа и малярии). Антиглобалисты также настаивают на соблюдении принципов, определенных Международной организацией труда, в частности реализацию права на создание профсоюзов и запрещение детского и принудительного труда.
Продажи компьютерной техники в мире в 2001 году упали на 32%
("AK&M", 05.02.02)
Продажи компьютерной техники (процессоры, персональные компьютеры, ноутбуки, серверы и т.д.) в мире в 2001 году упали по сравнению с 2000 годом на 32% до $139 млрд. Такие данные приводятся в отчете Semiconductor Industry Association (SIA). В IV квартале 2001 года объем продаж по отношению к III кварталу не изменился и составил $30 млрд. При этом на американском и европейском рынке в октябре-декабре был зафиксирован рост, однако он был нивелирован рецессией на японском рынке.
Как отметил президент SIA Джордж Скэлайс (George Scalise), "рост продаж на всех основных рынках, исключая японский, показывает, что негативные тенденции преодолены, и спрос постепенно восстанавливается". "В I квартале наступившего года продажи также будут увеличиваться", - подчеркнул он.
Сокращение мирового производства нефти в январе
(Газета.ru, 08.02.02)
Мировое производство нефти сократилось в январе на 510 тыс. баррелей в день до уровня 76,3 млн. баррелей. Об этом сообщило Международное энергетическое агентство (IEA). Производство нефти странами-членами ОПЕК (без Ирака) снизилось до 23 млн. баррелей в сутки. Ирак увеличил производство на 170 тыс. баррелей в день до 2,17 млн. баррелей. По прогнозу этой организации, средний общемировой спрос на нефть в 2002 году составит 76,5 млн. баррелей в день.
Прогноз движения мировых цен на молочные продукты
(БИКИ, 29.01.02)
Согласно последнему обзору рынка молочной продукции, подготовленному австралийской организацией ABARE, тенденции цен на нее в 2001/02 г. будут различными. Мировые спотовые цены на сухое обезжиренное молоко в указанном году, как считают, понизятся на 3% - в среднем до 2100 долларов за т. Это связывается с ослаблением спроса со стороны ряда основных импортеров, в первую очередь стран Юго-Восточной Азии, и уменьшением потребления данного продукта в качестве кормовой добавки в ЕС. Давление на цены окажет и рост его запасов в США. В отличие от этого цены на сухое цельное молоко в текущем сезоне возрастут примерно на 5% по сравнению с уровнем предыдущего года и составят также около 2100 долларов за т. Прогнозируемое повышение цен обусловливается ростом его использования в приготовлении питьевого молока и в пищевой промышленности вместо сухого обезжиренного молока.
Средняя мировая цена на сыр в июне 2001 г. достигла 2325 долларов за т, а затем под влиянием замедления темпов экономического роста в мире снизилась на 4%. Эксперты ABARE полагают, что в оставшийся период 2001/02 г. спрос на сыр будет достаточно устойчивым, а цены стабилизируются на уровне 2235 долларов за т, что на 8% выше, чем год назад.
Мировые цены на сливочное масло остаются на пониженном уровне вследствие вялого спроса со стороны главных покупателей, прежде всего России.
В 2001/02 г. цены на сливочное масло в целом упадут до 1275 долларов за т. По данным обзора ABARE, производство молока в ЕС в январе - августе 2001 г. увеличилось на 1% и оно продолжает превышать установленные внутренние квоты. Эксперты придерживаются того мнения, что производство молока в ЕС способствует большему росту мировых ресурсов этого продукта, чем ожидалось, что препятствует повышению цен.
Производство стали сократят
(Немецкая волна, 08.02.02)
На проходившей в Париже под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития конференции крупнейших в мире металлургических компаний принято решение до 2005 года сократить ежегодные объёмы производства стали примерно на 100-118 млн. тонн. В конференции приняли участие представители 38 концернов. Они сошлись на том, что сталелитейная отрасль, переживающая нелегкие времена, нуждается в структурных изменениях. Её будущее следует рассматривать не в национальном, а в глобальном масштабе. Стратегической целью участников конференции объявлено постепенное закрытие бесперспективных предприятий. Создана рабочая группа, которая призвана сделать процесс сокращения производственных мощностей гласным и прозрачным.
НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
19 марта решится судьба Hewlett-Packard и Compaq
(NTVRU.com, 06.02.02)
HP и Compaq согласовали дату голосования акционеров по слиянию. 19 марта голосовать будут акционеры HP, а держатели акций Compaq проголосуют на следующий день. Аналитики полагают, что 19 марта станет настоящим днем Х для правления Hewlett Packard. Из-за мощной оппозиции со стороны членов семей основателей компании, голосовать акционеры будут скорее даже не столько за или против слияния, сколько за или против политики Карли Фиорины, главы НР и главной сторонницы слияния. Все последнее время прилагала поистине титанические усилия для того, чтобы слияние состоялось, и, по общему впечатлению наблюдателей, неудача способна расстроить ей всю карьеру. Впрочем, на карту поставлено будущее всей компьютерной индустрии, ведь если слияние состоится, то в его результате образуется мегакомпания, контролирующая около 40% рынка персональных компьютеров.
Наиболее яростный противник слияния, Уолтер Хьюлетт, сын одного из основателей HP и единственный член правления компании продолжает настаивать на том, что это слияние представляет угрозу для благополучия и процветания HP, а не выведет компанию из надуманного ее руководством кризиса. Хьюлетт, как сообщает Компьюлента, даже открыл в интернете специальный сайт, посвященный его борьбе против слияния.
Впрочем, руководство HP не осталось в долгу, и вскоре в ответ появился сайт в поддержку слияния, отражающий точку зрения менеджмента на слияние. Заключается она в том, что слияние способно открыть перед компанией новые горизонты, а выгоды без риска не бывает. На входной странице красуется черно-белая фотография древнего генератора звуковых частот, первого изделия Hewlett-Packard, с подписью: "Что было бы, остановись мы на этом?".
Компании об итогах 2001 г.
(По материалам Газета.ru, Компьюлента, Немецкой волны, NTVRU.com, "AK&M", 04-08.02.02)
Cisco. Чистая прибыль крупнейшего в мире производителя сетевого оборудования, американской компании Cisco Systems Inc. во II квартале текущего финансового года (27 ноября 2001 года - 26 января 2002 года) снизилась на 24% до $660 млн. (9 центов на акцию). Снижение прибыли в компании связывают с падением спроса. Объем продаж Cisco Systems Inc. за указанный период снизился на 29% до $4,816 млрд.
Годом ранее компания получила прибыль в размере $1,3 млрд. До официального оглашения финансовых результатов квартала аналитики First Call предсказывали, что прибыль Cisco составит 5 центов на акцию при выручке $4,55 млрд.
Среди причин превышения прогнозируемых объемов прибыли стоит выделить некоторый рост доли Cisco Systems на рынке мощных маршрутизаторов, где компания потеснила своего основного конкурента Juniper Networks. Именно это, по мнению аналитиков, позволило Cisco несколько компенсировать неблагоприятную ситуацию на телекоммуникационном рынке. В то же время, несмотря на хорошие квартальные результаты, акции Cisco потеряли в цене около 8%, что может быть связано с не слишком оптимистичным прогнозом руководства на будущие периоды. В компании считают, что в наступившем квартале рост продаж не должен превысить нескольких процентов, а, возможно, будет и вовсе нулевым.
Canon. Объем продаж крупнейшего в мире производителя оборудования для обработки изображений компании Canon, Inc. в 2001 году составил ¥2907,6 млрд., что на 7,8% превышает показатель 2000 года. Чистая прибыль по итогам 2001 года достигла ¥167,6 млрд., что на 24,5% превысило показатель 2000 года (с учетом изменения процедуры финансовой отчетности). Прибыль от основной деятельности также возросла, увеличившись на 20,4% по сравнению с показателем 2000 финансового года. По словам представителей компании, в IV квартале на деятельности компании Canon негативно сказалось замедление роста американской экономики и, в то же время, на нее положительно повлияло падение курса японской йены, а также массированный вывод на рынок новых конкурентоспособных продуктов корпорации.
Adidas-Salomon. Немецкий производитель спортивной одежды и спортивного инвенаря - концерн Adidas-Salomon - порадовал своих акционеров рекордным результатом. В прошлом году оборот вырос на 5% и достиг 6 млрд. 100 млн. евро. Это - лучший показатель за всю историю фирмы. Сбыт продукции увеличился во всех регионах мира, кроме Северной Америки. Прибыль концерна Adidas-Salomon возросла на 15%. Это было достигнуто, в частности, за счёт резкого сокращения расходов на рекламу. Руководство концерна надеется, что в этом году Adidas-Salomon сумеет укрепить свои несколько пошатнувшиеся позиции на американском рынке, который является важнейшим в мире рынком спортивной продукции.
Philips. Убытки компании Philips Electronics, ведущего в Европе производителя бытовой техники, в IV квартале 2001 года составили 1.14 млрд. евро ($1 млрд.). При этом за аналогичный период 2000 года компания получила прибыль в размере 2.79 млрд. евро. Объем продаж снизился в IV квартале на 16%, а по итогам всего 2001 года - на 15%.
Причиной понесенных компанией убытков стал спад мировой экономики, приведший к снижению спроса на бытовую технику, а также затраты, понесенные в результате сокращения рабочих мест (в 2001 году компания сократила 18.6 тыс. работников). Как заявил исполнительный директор Philips Герард Кляйстерлее (Gerard Kleisterlee), "учитывая ухудшение экономической ситуации в мире и падение спроса в IT-секторе, 2001 год был для компании очень нелегким. Однако я надеюсь, что меры, предпринятые нами по сокращению расходов и реструктуризации бизнеса, скоро принесут свои плоды".
Вместе с тем, эксперты констатируют, что спад на рынке закончился, но вот скорого подъема, на который надеется большинство вдруг ставших убыточными европейских компаний, пока не ощущается. "Возможности для роста ограничены", - констатирует в своем отчете Philips и констатирует, что и 2002 закончится с убытками, правда, сравнительно небольшими, всего 600 млн. евро.
Whirlpool. Крупнейший в США производитель бытовой техники компания Whirlpool Corp. завершила IV квартал с падением прибыли на 69%. Прибыль компании за указанный период составила $21 млн. против $67 млн. Объем продаж вырос на 3% до $2,65 млрд.
Shell. Чистая прибыль англо-голландской нефтяной компании Royal Dutch/Shell в IV квартале 2001 года снизилась на 71%. Прибыль Shell по итогам квартала составила $900 млн., в то время как за аналогичный период 2000 года этот показатель равнялся $3.113 млрд. Объем продаж снизился до $40.4 млрд. по сравнению с $50.8 млрд. в IV квартале 2000 года.
Основной причиной значительного сокращения прибылей компании стало падение цен на нефть и природный газ в конце прошлого года. По данным агентства Bloomberg, цены на сырую нефть упали в IV квартале 2001 года на 34%, а цена природного газа снизилась на 59%. Как и многие другие нефтяные компании, такие как Exxon Mobil Corp. и British Petroleum, Shell пострадала от самого медленного роста спроса на нефть с 1985 года.
British Airways. Убытки British Airways по итогам III квартала 2001 финансового года (квартал завершился 31 декабря) составили £144 млн. ($204 млн.) против прибыли в £36 млн. за аналогичный период 2000 года. В компании отмечают, что причиной убытков стало снижение спроса на авиаперевозки после событий 11 сентября в США. Объем продаж компании сократился на 20% до £1,84 млрд.
Honda. Прибыль японской компании Honda Motor выросла в III квартале текущего финансового года на 74%. Чистая прибыль одного из крупнейших производителей автомобилей в Японии достигла по итогам квартала рекордного показателя в 82.3 млрд. иен ($621 млн.), в то время как за аналогичный период прошлого финансового года эта цифра равнялась 47.3 млрд. иен.
Причиной рекордных прибылей компании, по мнению газеты Financial Times, стало ослабление японской национальной валюты, а также увеличение объемов продаж, связанное с растущей популярностью новых моделей Honda. В III квартале текущего финансового года, по данным газеты, курс иены по отношению к доллару снизился на 15% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года, в результате чего операционная прибыль Honda Motor увеличилась на 38.5 млрд. иен. Объем производства компании увеличился по итогам 2001 года на 6.8%. Таким образом, Honda оказалась единственной из пяти крупнейших японских автопроизводителей, которая сумела нарастить производство и экспорт за последние месяцы.
Hyundai Motor. Чистая прибыль крупнейшей южнокорейской автомобилестроительной компании Hyundai Motor Co. в IV квартале 2001 года выросла по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 17% до 251,4 млрд. южнокорейских вон ($191 млн.). Аналитики ожидали падения прибыли на 18% до 176 млрд. вон. Рост прибыли связан с увеличением спроса на продукцию компании и повышением поступлений от дочерней Kia Motors Corp. Чистая прибыль Hyundai Motor в целом за 2001 год выросла на 74 % до 1,17 трлн. вон. Hyundai Motor в 2001 году продала 1,58 млн. машин, что на 4,7% превышает показатель 2000 года, причем рост продаж в США составил 42%.
Volvo. Второй по величине в мире производитель грузовиков шведская компания Volvo AB объявила о больших, чем ожидалось ранее убытках в IV квартале 2001 года. В компании отмечают снижение спроса на грузовики. Убытки компании за указанный промежуток времени составили 487 млн. шведских крон ($46 млн.) против прибыли в 1,2 млрд. крон в аналогичном периоде 2000 года. Объем продаж компании увеличился до 48,6 млрд. крон против 33,2 млрд. крон годом ранее.
Сommerzbank AG. Прибыль одного из крупнейших банков Германии - Сommerzbank AG - в 2001 году снизилась на 93% по сравнению с 2000 годом и составила 92 млн. евро ($79.2 млн.). При этом по итогам предыдущего года банк получил прибыль в размере 1.34 млрд. евро.
Значительное снижение прибыли в прошедшем году связано с большими расходами на реструктуризацию. Так, расходы Commerzbank AG на реструктуризацию в 2001 году составили 283 млн. евро ($244 млн.). К тому же негативное влияние на состояние банковского сектора в целом оказал экономический спад в США и странах еврозоны. Резервы на покрытие потерь по выданным кредитам выросли в 2001 году на 36% и составили 935 млн. евро ($805 млн.). Операционные расходы по итогам прошедшего года увеличились на 0.37 млрд. до 5.85 млрд. евро ($5 млрд.).
Commerzbank AG намерен в 2002 году начать реализацию долгосрочной программы по снижению расходов. В рамках этого проекта банк планирует сократить 3.4 тыс. из 40 тыс. рабочих мест. Также в нынешнем году будет значительно сокращена филиальная сеть банка. Планируется закрыть 200 из 930 филиалов. Эти меры, по замыслу специалистов Сommerzbank, должны привести к тому, что начиная с 2005 года прибыль банка увеличится на 1.6 млрд. евро.
Будет ли Сэм Палмисано, новый босс IBM, достойным преемником Лу Герстнера
(По материалам The Economist, 31.01.02)
В 1993 году, когда Герстнер встал во главе "Голубого гиганта", убытки IBM насчитывали $8.1 млрд. Задача, поставленная перед новым руководителем, звучала просто: "Спасти компанию". Герстнер выполнил ее с блеском. За те девять лет, которые он возглавлял IBM, цены на акции компании выросли в восемь раз, а ее рыночная стоимость дошла до $150 млрд. По сравнению с другими лидерами индустрии, IBM смогла перенести кризис рынка high-tech с минимальными потерями: ее бизнес по производству компьютеров "мейнфрейм" процветает, а принадлежащее ей подразделение по обслуживанию превратилось в крупнейшую консалтинговую компанию. На этой неделе Герстнер объявил о том, что 1 марта, в день своего шестидесятилетия, он уйдет в отставку, освободив место для Сэма Палмисано. Что же должен сделать будущий босс IBM для того, чтобы поддержать процессы развития, запущенные его знаменитым предшественником?
В свое время главным элементом стратегии Герстнера, приведшей IBM к успеху, стала концентрация внимания на деятельности сервисного подразделения компании. Герстнер смог понять, что именно эта служба позволяет собрать в единый монолит отдельные подразделения гигантской компании, создавая такое программное обеспечение и оборудование, которое полностью соответствовало бы потребностям конкретных клиентов компании. В результате, сервисная служба сегодня растет быстрее, чем другие подразделения IBM, принося до 41% от общего объема доходов компании (в 1996 году ее доля составляла всего 21%). Успехи сервисной сети IBM во многом являются заслугой Палмисано, возглавлявшего это подразделение IBM на первом этапе его развития.
Среди других заслуг Палмисано можно упомянуть его активное участие в продвижении операционной системы Linux, в распространение которой компания в прошлом году вложила $1 млрд. По словам представителей компании, эти деньги сторицей вернулись в IBM в виде роста объемов продаж: клиенты с большей охотой покупают разнообразное оборудование от IBM, будучи уверенными в том, что, благодаря единой ОС, все это оборудование может успешно стыковаться друг с другом.
Хотя, по мнению аналитиков, Палмисано вряд ли станет отходить от обозначенной Герстнером генеральной линии развития IBM, эти два руководителя резко отличаются друг от друга. В свое время Герстнер стал первым человеком извне, вставшим во главе "Голубого Гиганта". Палмисано, напротив, является выходцем из компании, проработавшим в IBM примерно тридцать из своих пятидесяти лет. Существенно различается и поведение этих двух менеджеров. Так, известный своими аристократическими повадками и жесткостью Герстнер редко разговаривает с журналистами. По мнению экспертов, его управленческий стиль идеально соответствует потребностям возрождения бизнеса, переживающего трудные времена: так, встав во главе IBM, Герстнер детально вник в особенности работы каждого из подразделений компании, после чего он без колебаний сократил десятки тысяч рабочих мест
. Палмисано, напротив, легко находит общий язык с клиентами компании, и вполне может стать тем лицом IBM, которым не суждено было стать его предшественнику. По словам одного аналитика, "Сэм – это один из тех людей в голубых рубашках, которые приходят на ум при слове "IBM"". В то же время, открытость в общении сочетается в Палмисано с профессиональной хваткой и жесткостью, проявляемой им тогда, когда это необходимо. Так, он практически ежедневно контролирует ситуацию в тех подразделениях компании, которые, по его мнению, работают недостаточно эффективно. Он отслеживает ведущих клиентов компаний-конкурентов IBM и смотрит за тем, насколько успешно его подчиненные переманивают их. Хотя, в отличие от Герстнера, Палмисано еще не успел заслужить репутацию реформатора, он более чем подходит для того, чтобы управлять развитием бизнеса в рамках стратегии, доказавшей свою перспективность.
Electrolux предлагает свой рецепт лидерства
(По материалам статьи "Размороженный интеллект", "Эксперт", 04.02.02, автор – Олег Леонов)
В декабре в Дании закончился необычный эксперимент. Пятьдесят датских семей в течение года тестировали холодильник Screenfridge. Не просто холодильник, а интернет-холодильник. От собратьев его отличают большой жидкокристаллический экран на дверце и выход в Интернет. Изначально эта затея шведской компании Electrolux у многих вызывала сомнения - мол, все эти "примочки" нужны только чтобы отнять у потребителей побольше денег, никакой пользы от связи бытовой техники с Сетью нет.
Однако результаты наблюдений над датчанами - владельцами Screenfridge опровергли эти пессимистические оценки. Виртуальный холодильник стал информационным центром семьи. За завтраком отец семейства просматривал сообщения о пробках, днем жена смотрела новости, а дети, обедая, читали почту. Компания Electrolux уверена, что кухня будущего будет наполнена техникой типа Screenfridge, и сейчас активно работает над программой "Intelligent Living" ("Интеллектуальный быт").
Постоянно внедрять инновации - этот принцип основатели Electrolux сделали главным для своего бизнеса еще сто лет назад. Первый успех пришел к компании в 1910-х годах, когда был изобретен бытовой пылесос и началось его коммерческое производство. Закрепить успех удалось в 20-е годы благодаря другому изобретению - холодильнику. Так компания создала новый рынок - бытовой техники. Ставка на инновации дала свои результаты - Electrolux и поныне лидирует на этом рынке.
Не стоит обольщаться: в истории Electrolux были не только подъемы. Еще несколько лет назад компания переживала тяжелые времена. В 1997 году прибыль Electrolux упала до 44,5 млн. долларов, тогда как в 1996 году она составляла 268,8 млн. долларов. Причин тому было несколько. Во-первых, рынок бытовой техники в Евросоюзе оказался перенасыщен. Во-вторых, европейские компании вынуждены подстраивать собственное производство под ужесточающиеся стандарты ЕС - экологические, социальные и т. д. Себестоимость европейской продукции неизбежно увеличивается. В-третьих, рынок Европы атакуют азиатские производители, которые готовы продавать свою продукцию даже себе в убыток - лишь бы покупали. Некоторые азиатские компании даже готовы субсидировать продажу бытовой техники за счет высоких доходов в других секторах.
Производство бытовой техники в Европе превратилось в очень "неблагодарный" вид бизнеса. Рыночные проблемы Electrolux усугублялись его "семейным" положением - через холдинг Investor его контролирует семья Валленбергов. Равно как и еще 40% компаний, котирующихся на Стокгольмской бирже, таких как ABB, Ericsson и AstraZeneca. Валленберги отказывались от дополнительной эмиссии акций и от опционов, опасаясь, что это ослабит их влияние в компаниях. Из-за "семейных страхов" компании Валленбергов лишились важного рыночного преимущества - возможности привлечь дополнительный капитал на фондовом рынке. Самый яркий пример - из-за финансовой ограниченности Ericsson финская Nokia сумела обогнать его на рынке мобильных телефонов, и сейчас шведская компания отчаянно борется за выживание. У Electrolux тоже не было "лишних" средств, и политику экспансии он проводил по остаточному принципу - скупал только тех производителей бытовой техники, кто оказался в тяжелом финансовом положении и кого можно было купить задешево.
Пытаясь сохранить свое влияние, Валленберги в последнее время предпринимают активные попытки реструктурировать свой бизнес. В 1997 году президентом Electrolux стал Майкл Трешоу, близкий друг Валленбергов. Трешоу известен как очень удачливый антикризисный менеджер, на его счету спасение Atlas Copco - производителя строительной техники.
Первым шагом Трешоу в Electrolux стало изменение системы акций A и B. Дело в том, что у Валленбергов ни в одной из управляемых ими компаний нет контрольного пакета акций. Контроль над ними осуществляется с помощью специальных акций класса A, которые имеют намного больше прав голоса, чем рядовые акции типа B. В Ericsson, например, соотношение голосов акций A к акциям B составляет 1000:1. Пять лет назад такое же соотношение было и в Electrolux. Чтобы придать компании большую финансовую гибкость, Трешоу предложил урезать в весе акции типа A, и теперь они стоят в сто раз меньше - 10:1.
Следующий шаг Трешоу - он решил избавиться от непрофильных активов Electrolux. Он закрыл около 25 предприятий и сократил 12 тыс. рабочих мест (в основном в Европе), за что его прозвали Майк-нож (Mike the Knife). В 2001 году руководство сократило еще около 8% рабочих мест - таков был его ответ на снижение спроса в Европе. Судя по всему, для Трешоу сокращения - одна из жестких мер регулирования "жизнедеятельности" компании, и никакие протесты рабочих его не остановят. Недавно в Германии прошла крупная забастовка рабочих немецкой "дочки" Electrolux - компании AEG, они протестовали против намерений шведов сократить производство, администрация внимания на эти выступления не обратила.
Трешоу попытался сыграть на чужом для Electrolux поле - азиатско-тихоокеанском рынке, где господствует дешевая продукция местных компаний. В 1998 году Electrolux создал совместное предприятие с индийской компанией Voltas, ставшее крупнейшим в Индии производителем холодильников. В 2000 году Electrolux купил Email - самого крупного производителя бытовой техники в Австралии. Шведы заключили соглашение о сотрудничестве в производстве бытовой техники с японской компанией Toshiba.
Пытаясь справиться с растущими производственными издержками, Трешоу начал реструктуризацию заводов Electrolux. Следуя традиции, акцент менеджеры компании сделали на инновации. Одна из них - радикальная модернизация завода в Мариестаде, где выпускаются холодильники. Это были самые большие единовременные инвестиции в промышленный объект в Швеции за последние годы. Мариестадский завод - типичный пример градообразующего предприятия: большинство жителей города так или иначе связано с деятельностью Electrolux. Главная же особенность предприятия, расположенного в шведской глубинке, - в основном здесь работают чистокровные шведы. За конвейером не увидишь ни турков, ни арабов, как на крупных сборочных предприятиях Германии или Франции.
Шведы весьма требовательны к условиям труда, если не сказать избалованы удобствами. Завод в Мариестаде сейчас считается в Швеции уже одним из самых удобных для рабочих. Любой элемент на конвейере рабочий может подстроить под себя так, чтобы ему было максимально комфортно. Даже пол перед конвейером сделали деревянным - исследования показывают, что это снижает нагрузку на спину. "Нам необходимо, чтобы у работников было положительное отношение к жизни, это один из элементов нашей корпоративной культуры", - говорит директор завода Elecrolux в Мариестаде Торбьерн Ассарссон. Кроме того, на заводе в Мариестаде была внедрена система однонаправленной работы всех конвейеров, что тоже значительно увеличило производительность труда.
Другой важнейший элемент корпоративной культуры - постоянный диалог менеджеров и работников. На заводе в Мариестаде есть специальный ящичек, куда рабочие могут положить листочек со своими идеями. Если предложение будет воплощено в жизнь, то работник в течение года будет получать процент от годовых продаж нового продукта. Обычно это составляет 50-60 тыс. евро, что при средней зарплате в 2 тыс. евро в месяц выглядит очень привлекательно. Вообще по мнению шведских управленцев, самый простой способ повысить производительность труда - дать рабочим возможность ошибаться. Перси Барневик, глава холдинга Investor, однажды заявил: "Самое лучше, что вы можете сделать в моей организации, - это принять правильное решение. Следующая лучшая вещь - это принять неправильное решение. Вы будете уволены, если не примете никакого решения".
Одновременно со структурными преобразованиями Electrolux начал активно участвовать в созданном Валленбергами специальном венчурном фонде b-business partners, который стал своеобразным мостом между новой и старой экономикой (традиционные компании вкладывают через него средства в перспективные продукты). Так валленберговские компании при сохранении контроля со стороны семьи решают проблему привлечения денег для финансирования исследовательских работ.
Впрочем, одного резкого сокращения издержек и роста производительности труда для сохранения позиций Electrolux было явно недостаточно. Компании необходимо было придумать способ заставить потребителей активнее покупать ее продукцию, что в условиях общего замедления экономического роста в мире стало особенно актуально. В этой ситуации акцент был сделан на разработку принципиально новых товаров и активное продвижение брэнда на рынке. По словам директора торговой марки Electrolux в Европе Оке Сефбека, у компании есть собственная "брэнд-библия" (Brand Bible)."Мы пытаемся наладить разговор с потребителем", - говорит Оке Сефбек. В такой позиции Electrolux нет ничего удивительного. На перенасыщенном европейском рынке в отличие от развивающихся цена продукта не является решающим фактором при покупке.
Среднестатистический европеец, покупая, например, холодильник, в первую очередь будет заботиться о том, чтобы он был безопасен для окружающей среды и потреблял мало энергии. Но дизайн новой вещи должен быть эксклюзивным - ведь ее владелец мечтает выделиться на фоне таких же, как он, среднестатистических потребителей. И руководство компании пытается сделать утилитарный холодильник элементом дизайна на кухне. Electrolux начал выпуск серии цветных холодильников NOW (Not Only White). Шведы не просто отказались от традиционного белого цвета, но и стали отделывать холодильники совсем нетрадиционными материалами - кожей и деревом.
Параллельно Electrolux пытается привлечь дополнительных покупателей, выводя на рынок принципиально новые товары - вроде холодильника Screenfridge, разработанного совместно с Ericsson. В январе 2002 года в продажу поступила еще одна новинка от Electrolux - робот-пылесос Trilobite. Все участие человека в уборке сводится к тому, чтобы включить заряжающее устройство "умного" пылесоса в розетку. Trilobite решает сам, что убирать и когда. Новинка стоит недешево - примерно 1600 евро, но руководство Electrolux уверено, что робот-пылесос принесет компании славу не меньшую, чем его прародитель.
А Майку-ножу, антикризисному управляющему Майклу Трешоу, Валленберги нашли новое место работы - компанию Ericsson.
Аудиторы, захваченные врасплох скандалом вокруг Enron, сдают свои позиции
(По материалам Business Week, 31.01.02)
Президент Американского института сертифицированных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants – AICPA) Барри С. Меланкон 31 января заявил журналу BusinessWeek Online о готовности возглавляемой им организации к совместной работе с Конгрессом и Комиссией по биржам и ценным бумагам (Securities & Exchange Commission – SEC) с целью "…предотвращения будущих катастроф, подобных банкротству Enron". Иными словами, отныне AICPA не будет препятствовать принятию законов, запрещающих аудиторским компаниям оказывать своим клиентам дополнительные консалтинговые услуги.
Это серьезная уступка со стороны AICPA, немало сделавшей для того, чтобы в 2000 году заблокировать инициативы тогдашнего председателя SEC Артира Левитта-младшего, стремившегося запретить аудиторам оказывать своим клиентам дополнительные услуги. Однако с того времени многое изменилось. Выявившиеся в ходе расследования краха Enron обстоятельства, касающиеся отношений этого энергетического гиганта и его аудиторской компании Arthur Andersen LLP, привлекли всеобщее внимание к проблеме независимости аудиторов. В результате, даже те конгрессмены, которые в 2000 году активно лоббировали интересы аудиторских компаний, сегодня вынуждены изменить линию своего поведения. Таким образом, в AICPA решили выбрать меньшее из зол и согласиться на предложенные ограничения, с тем, чтобы избавить аудиторов от сомнительных лавров козлов отпущения, виновных в крахе Enron. По всей видимости, AICPA планирует использовать свое политическое влияние для решения других вопросов, которые также могут быть подняты по итогам рассмотрения дела Enron. В частности, речь идет о правилах, регулирующих деятельность аудиторов, выработанных AICPA совместно с нынешним председателем SEC Харви Л. Питтом, которые сегодня могут быть пересмотрены в сторону их ужесточения.
В 2000 году Enron заплатила Andersen $25 млн. собственно за аудит и еще $27 млн. за иные сопутствующие услуги. Однако, по данным SEC, в некоторых случаях оплата консалтинговых услуг, оказываемых аудиторскими компаниями своим клиентам, может превышать стоимость самого аудита в 30 и более раз. Очевидно, что в этих условиях аудиторская компания вряд ли может считаться полностью независимой от своего клиента, отношения с которым приносят ей столь существенную выгоду.
По словам г-на Меланкона, в AICPA по-прежнему верят в то, что оказание аудиторами консалтинговых услуг не ведет к нарушению их независимости, и что конфликт интересов не сыграл существенной роли в ходе падения Enron. "Мы не верим в то, что разделение аудиторского и консалтингового бизнеса позволит нам в будущем избежать повторения еще одного Enron. Однако мы хотим окончательно решить этот вопрос для того, чтобы перейти к более плодотворной совместной работе", – сказал он: "значение краха Enron с точки зрения дальнейшего развития бухгалтерского учета заключается в том, что это событие заставило нас обратить внимание на те проблемы, решение которых, в ином случае, мы предпочли бы отложить на будущее".
По мнению г-на Мелансона, в ходе этой совместной работы будет необходимо изменить систему корпоративной финансовой отчетности с тем, чтобы акционеры могли бы получать необходимую информацию в кратчайшие сроки. AICPA стремится победить стереотип, согласно которому эффективность компаний оценивается в соответствие с их квартальными показателями по доходности акций. В соответствие с действующими принципами, говорит г-н Меланкон, падение доходности на цент или два на каждую акцию по сравнению с прежним прогнозом может спровоцировать полномасштабное падение рынка. Для того чтобы бухгалтерский учет мог перейти из "промышленной эры в эру информации", корпоративная финансовая отчетность должна поступать на рынок как можно быстрее, и, при этом, в ней должно содержаться больше информации о т.н. "неосязаемых активах", таких как принадлежащие компаниям бренды, патенты или степень доверия к компаниям со стороны их клиентов.
Г-н Меланкон в том числе возражает против введения ограничений на срок, в течение которого компания-клиент может обслуживаться аудитором. "Большая часть аудиторских ошибок допускается в первые несколько лет обслуживания компании. Ни в коем случае нельзя заставлять аудиторские компании сменять друг друга: чем глубже я понимаю бизнес своего клиента, тем более эффективно и беспристрастно я могу его оценить", – утверждает он.
Arthur Andersen и Ernst & Young оказались в центре новых скандалов
(lenta.ru, 07.02.02)
Одна из пятерки крупнейших в мире аудиторских компаний Arthur Andersen, чьим клиентом до недавнего времени была компания Enron, может привлечь к себе внимание со стороны федеральных органов США в связи с недавним банкротством телекоммуникационной корпорации Global Crossing. Как выяснилось, Global Crossing завышала свои доходы и не включала в отчетность некоторые из своих затрат. Теперь Arthur Andersen видимо придется давать объяснения по поводу того, как одна из самых влиятельных аудиторских фирм мира этого не замечала.
Кроме этого, по информации газеты The Washington Post, еще одна из ведущих аудиторских компаний мира, Ernst & Young, оказалась в центре сканадала, связанного с банкротством чикагского банка Superior, которое стоило Корпорации гарантирования вкладов США 350 млн. долларов. Расследование показало, что лопнувший летом 2001 года банк также завышал свои доходы.
Банкротство Enron: лидеры крупнейших корпораций воздерживаются от комментариев
(По материалам Business Week, 05.002.02)
Крах энергетического гиганта Enron, еще недавно бывшего седьмой по величине компанией США, заставил корпоративную Америку всерьез задуматься о проблемах, связанных с корпоративной этикой и механизмами подготовки отчетности. Однако, в то время как аналитики ищут причины банкротства Enron, а власти пытаются предотвратить повторение этой трагедии с помощью новых законов, лидеры корпоративной Америки предпочитают сохранять молчание.
Это тем более удивительно, если вспомнить о том, как вели себя руководители ведущих американских компаний после терактов 11 сентября. В те дни они делали все для того, чтобы успокоить своих работников, обещая им скорое оживление деловой активности, они вели диалог с властями, призывая их к проведению новых реформ. Сегодня эти же самые люди делают вид, будто банкротство Enron совершенно не касается их собственного бизнеса. Может быть, так оно и есть?
На самом деле, молчание руководителей вполне объяснимо. Во-первых, никто из них не хочет публично отвечать за крах Enron. По мнению ряда экспертов в области корпоративного управления, это банкротство привело к росту подозрительности, а в подобных условиях лучше вести себя потише. Так, Пол Лапидес, директор по вопросам корпоративного управления в Университете Кенншо, считает, что тот, кто сегодня будет слишком выделяться, рискует привлечь к себе внимание или искателей сенсаций, стремящихся найти очередного кандидата на банкротство, или представителей контролирующих структур, открывших сезон охоты на нарушителей правил отчетности.
Кроме того, большинство ведущих американских менеджеров в эти дни, скорее всего, слишком заняты перепроверкой своих бухгалтерских книг, и у них просто нет времени для громких заявлений или общения с журналистами. "Кинуть камень в Enron сможет только тот, кто сам не запятнал себя подобными грехами, а таких, по всей видимости, отыскать пока не удается", – отмечает один наблюдатель. В предстоящие месяцы американским компаниям предстоит отчитаться перед своими акционерами по итогам прошедшего года. Очевидно, что многим менеджерам высшего звена придется изрядно попотеть для того, чтобы достойно ответить на вопросы, связанные с наличием скрытых конфликтов интересов или с независимостью аудиторов. По словам Нелла Майноу, редактора посвященного проблемам корпоративного управления web-сайта The Corporate Library, "…большинству их придется буквально вступить на минное поле, и они совершенно не готовы к этому".
Последствия замалчивания причин, приведших к самому громкому банкротству в экономической истории США, могут проявиться уже в ближайшем будущем. Так, рост недоверия инвесторов к финансовой отчетности ряда компаний уже спровоцировал массовый сброс их акций. Кроме того, если инвесторы поверят в то, что злоупотребления при составлении отчетности допускают большинство американских фирм, то они могут потребовать "…увеличить свое вознаграждение за рискованность вложения средств в акции этих компаний, что, в свою очередь, приведет к падению цен на акции", – отмечает Джон Си. Богл, основатель группы инвестиционных фондов Vanguard.
Что же в текущих условиях должны сделать лидеры деловой Америки? Как минимум, считают эксперты, им необходимо удостовериться в непогрешимости их собственных механизмов подготовки корпоративной отчетности и построения взаимоотношений с аудиторскими компаниями. После этого им надо открыто обратиться к аналитикам, инвесторам и потребителям, заявив о том, что они и впредь будут уделять надлежащее внимание этим вопросам. Менеджерам придется подробно объяснить миру порядок предоставления их компаниями корпоративной отчетности и представить доказательства независимости обслуживающих их аудиторских компаний. "Им необходимо внятно объяснить, каким образом их компании зарабатывают деньги, откуда приходят их прибыли", – говорит Джеймс Чемпи, руководитель консалтингового отделения компании Perot Systems.
Для сравнения, куда более оперативно на изменение обстановки отреагировали ведущие аудиторские компании США. Так, 1 февраля представители PricewaterhouseCoopers и KPMG заявили о поддержке инициативы американских властей о разделении консалтингового и аудиторского бизнеса. В тот же день о поддержке вновь предложенного режима разделения аудиторской и консалтинговой деятельности объявили в компании Walt Disney Co. Ее председатель правления Майкл Фишер сообщил, что в будущем этот гигант индустрии развлечений не будет привлекать своего аудитора PricewaterhouseCoopers к новым консалтинговым проектам. Кроме того, Walt Disney собирается пересмотреть ранее заключенные договора на предоставление консалтинговых услуг со стороны PricewaterhouseCoopers. Напомним, что в 2000 году Walt Disney заплатила PricewaterhouseCoopers $8.7 млн. собственно за аудит, и еще около $32 млн. за оказание сопутствующих услуг. В свою очередь, представители самой PricewaterhouseCoopers заявили о намерении выделить свое консалтинговое подразделение в независимую компанию, которая, таким образом, получит возможность работать как с Disney, так и с другими клиентами.
Норвежские судостроители объединяются
(Немецкая волна, 04.02.02)
В европейском судостроении в ближайшее время появится новый лидер. Норвежские концерны Kvaerner и Aker RGI сообщили в понедельник об объединении усилий своих подразделений, занимающихся судостроением. Совместное предприятие двух концернов будет называться Aker Kvaerner Yards AS и станет лидером отрасли в Европе. В мировом списке крупнейших фирм в судостроении фирма займет четвертое место. Ее принадлежат 14 верфей в Норвегии, Германии, Финляндии, США и Бразилии, на которых работают в общей сложности 13 с половиной тысяч сотрудников. Годовой оборот новой компании предположительно составит 2,6 млрд. евро.
США И КАНАДА
Прибыли крупнейших корпораций США в IV квартале упали на 23%
("AK&M", 04.02.02)
Прибыли 350 крупнейших американских корпораций в IV квартале 2001 года упали по сравнению с аналогичным периодом 2000 года на 23%. Таким образом, все 4 квартала истекшего года компании США закончили в отрицательном поле. При этом, согласно опросу Thomson Financial/First Call, аналитики ожидают падения прибылей и в I квартале 2002 года. Если этот прогноз оправдается, повторится худший за последние 30 лет результат американских корпораций - снижение прибыли на протяжении 5 кварталов подряд.
Ухудшение финансовых результатов лидеров мирового рынка в разных отраслях, таких, как компании Ford, Merrill Lynch & Co. и Motorola, каждая из которых в октябре-декабре понесла потери на сумму свыше $1 млрд., связано как с замедлением темпов экономического роста, так и с событиями 11 сентября. Теракты в США и Нью-Йорке обострили ситуацию на рынке труда - компании были вынуждены проводить широкомасштабные сокращения и выплачивать крупные компенсации. Больше всего от терактов пострадали авиакомпании - рекордные убытки понесли US Airways Group Inc., American Airlines и Delta Air Lines.
Буш за "новую экономику"
("Ведомости", 07.02.02, автор - Грег Ип)
Джордж Буш прочно обосновался в лагере приверженцев "новой экономики". Во вторник (05.02) президент США обнародовал доклад, в котором долгосрочные перспективы роста американской экономики оцениваются более оптимистично, чем в представленном в понедельник проекте бюджета на 2003-й финансовый год.
В конце 1990-х гг. у многих экономистов сложилось мнение, что развитие информационных технологий стимулировало рост производительности труда, что, в свою очередь, обеспечило более высокие темпы роста экономики в долгосрочной перспективе. Это явление, о котором много говорили, получило название "новая экономика". Однако в последние полтора года, когда темпы роста ВВП резко упали, инвестиции в ИТ существенно сократились, а статистики пересмотрели показатели роста производительности во второй половине 1990-х гг. в сторону снижения, термин как-то вышел из употребления. Тем не менее Буш и его советники считают, что "новая экономика" жива".
Пересмотренные статистические показатели свидетельствуют о том, что годовые темпы роста производительности труда, составлявшие в 1973 - 1994 гг. 1,4% , в 1995 - 2001 гг. выросли до 2,6%. В докладе Буша между тем указывается, что темпы роста в конце 1990-х гг. были бы выше, если бы компании в стремлении удовлетворить растущей спрос на свою продукцию не нанимали слишком много новых работников. Если исключить этот фактор из рассмотрения, "структурный" рост производительности в этот период составил бы 3,1%.
Это не просто статистика. Производительность оказывает существенное воздействие и на уровень жизни людей, и на доходы государства. Дополнительные 0,5 процентного пункта роста за 10 лет на $1500 увеличивают доход человека, зарабатывающего сейчас $30 000 в год. А совокупный рост госдоходов составит в этом случае $1 трлн за 10 лет.
Несмотря на оптимистический прогноз команды Буша, в подготовленном администрацией проекте бюджета по ряду причин даны более осторожные оценки; производительность в ближайшие 10 лет будет расти на 2,1% в год, а ВВП - в среднем на 3,1%. Среди этих причин называется сокращение капиталовложений в ближайшие годы по сравнению с концом 1990-х гг. Кроме того, рост производительности временно замедлится, потому что компании и правительство будут направлять больше средств на усиление мер безопасности и предотвращение терактов.
Заложенный в бюджете прогноз долгосрочного роста производительности на 2,1% в год совпадает со средними темпами роста на протяжении всего последнего десятилетия XX в. , а не только второй его половины. Рэндалл Кроснер, член комитета советников по экономике при президенте Буше, полагает, что реальный рост производительности, с учетом факторов цикличности, может составить 2,5% , однако говорить о росте в 3,1% было бы "слишком оптимистично".
Сенат США не поддержал план Буша по стимулированию экономики
(По сообщениям "Комерсантъ" и lenta.ru, 06-07.02.02)
6 февраля Сенат США от предложенного президентом Джорджем Бушем пакета экстренных мер по стимулированию американской экономики.
Ранее предложенный Джорджем Бушем пакет экономических мер был одобрен в палате представителей Конгресса США. Предложенные президентом законопроекты предусматривали прямые финансовые вливания в экономику страны, а также ряд налоговых льгот на общую сумму в $89 млрд. в 2002 г. Аналогичный план был предложен для стимулирования американской экономики и преодоления последствий экономического спада в 2003 г., на сумму в $73 млрд.
Возражая против "президентского" пакета экономических стимулов, сенаторы-демократы выдвинули альтернативный вариант законопроекта, в котором объем поддержки экономики был предложен на уровне $69 млрд., но позицию демократов не поддержали сенаторы-республиканцы: республиканцы критикуют этот вариант за то, что он требует слишком резкого увеличения госрасходов и не ориентирован на стимулирование экономического роста.
Демократы в свою очередь считают, что план администрации защищает главным образом интересы корпораций и богатых американцев и мало делает для облегчения положения безработных. Кроме этого, представители демократической партии отмечают, что снижение налогов, запланированное в плане Буша, в долгосрочном плане может оказать негативное влияние на экономику США.
Демократы и республиканцы взаимно обвиняют друг друга в провале плана стимулирования экономики. Президент Буш заявил, что он разочарован действиями Сената.
США - всемирный должник
("Ведомости", 07.02.02, автор - Роналд Маккиннон)
Проект бюджета, внесенный в Конгресс Джорджем Бушем, составлен так, что не мог не получить поддержки обеих партий. Планы резкого увеличения финансирования внутренней безопасности и обороны соседствуют тут с не менее щедрыми расходами на образование, медицину, пособия по безработице и другие социальные программы.
Вопроса о том, откуда правительство возьмет деньги на все это, администрация тщательно избегала. Более того, ссылаясь на необходимость и дальше стимулировать рост, президент напомнил о своей приверженности сокращению налогов. Увеличение бюджетного дефицита выглядит неизбежным.
Каковы будут последствия? Говоря коротко, это дальнейшее ухудшение ситуации с платежным балансом. Огромный дефицит текущего платежного баланса США образовался не сегодня. В течение прошедшего десятилетия объем личных сбережений американцев снижался быстрее, чем рос объем "сбережений" (профицит) американского правительства. Отрицательное сальдо текущего платежного баланса (4,5% ВВП в 2000 и 2001 гг. ) как раз и отражает это несоответствие. Чтобы поддерживать объем внутренних частных инвестиций на должном уровне - исторически это около 17% ВВП, - Америке приходится привлекать инвестиции из других частей света. Однако под давлением предложенных Бушем расходов профицит, в течение 1990-х достигший 2% ВВП, испарится, а торговый дефицит станет еще больше.
Станет ли проблемой дальнейшее увеличение внешнего долга, учитывая, что он и так составляет около $2,7 трлн? Проблемой в обычном смысле - нет. США не грозит ситуация, когда все кредиторы разом потребуют вернуть свои деньги. Банкротство в буквальном смысле США не грозит, поскольку доллар является мировой валютой. Если покупательная способность доллара будет оставаться стабильной, американская экономика (в отличие от отдельных семей и компаний) всегда сможет покрыть номинированные в долларах требования иностранных кредиторов.
Доминирующее положение США в мировой денежной системе дает стране возможность пользоваться практически неограниченным международным кредитом. Именно поэтому Америка в последние 20 лет при значительном торговом дефиците могла позволить себе не повышать доходность по долларовым облигациям.
Тем не менее проблема у США остается - это снижение конкурентоспособности на международном рынке. Доллар продолжает укрепляться вследствие невероятно мощного притока капитала при сохраняющемся торговом дефиците. В этих условиях Boeing будет проигрывать европейскому Airbus, сталевары - продолжать обвинять иностранцев в демпинге, голливудские продюсеры будут снимать за рубежом все больше фильмов, а высокотехнологические компании - заказывать работы иностранным программистам и т. д.
Рост производительности труда в США может замедлиться. Уже сейчас американские компании и профсоюзы требуют от правительства все большего протекционизма, и сохранение свободы международной торговли оказывается под вопросом. Следствием бюджетной политики становится то, что богатейшая и наиболее развитая индустриальная экономика мира непроизвольно присваивает львиную долю доступного для мировых рынков частного финансового капитала. Особенно плохо это для развивающихся экономик.
***
РЕКОМЕНДУЕМ:
На сайте "Инвестиционные возможности России" (http://www.ivr.ru) ежедневно публикуется лента новостей по инвестициям, которая является уникальным источником информации, в ней приводятся статистические показатели в области инвестиций, освещаются тенденции экономического развития; публикуются изменения, происходящие в инвестиционном законодательстве, программы поддержки промышленности и привлечения инвестиций; условия финансирования инвестиционных проектов предприятий и опыт их реализации. На сайте создана база данных инвестиционных проектов открытая для инвесторов. Предприятие, желающее привлечь инвестиции, может бесплатно разместить свой инвестиционный проект в базе данных. На новости инвестиций можно подписаться на сайте (http://www.ivr.ru).
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу lenny@absolut.ru.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||