Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировая экономика: глобальные тенденции развития (Об экономическом положении некоторых регионов мира)


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Мировая экономика: тенденции развития

Выпуск от 20.01.01


     В этот выпуск включены следующие статьи о положении в некоторых регионах мира:
     Положение в экономике стран Центральной и Восточной Европы
     Об иностранных инвестициях в страны Центральной и Восточной Европы
     "Dresdner Bank" о положении в экономике Индии
     ЦРУ о перспективах Ближнего Востока
     
     ПОЛОЖЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
     В странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 2000г. наблюдается довольно мощный подъем общехозяйственной конъюнктуры. К такому общему выводу приходят аналитики ряда европейских и международных банков, в том числе Европейского банка реконструкции и развития, Восточноевропейского банка в Лондоне, исследовательского отдела "Deutsche Bank", а также Международного валютного фонда, наблюдающих за развитием экономики стран ЦВЕ. Последствия российского кризиса 1998 г., по их мнению, преодолены. ВВП стран ЦВЕ, включая ВВП государств СНГ, в 2000 г., согласно оценке "Deutsche Bank" ("DB"), увеличится на 4,4% (в 1999 г. этот показатель составлял 2%, в 1998 г. - 0,7%).
     Особенно динамично развивается (опираясь прежде всего на высокие мировые цены на нефть) экономика России. МВФ и "Deutsche Bank" прогнозируют, что в 2000г. темпы роста российской экономики составят 7 и 6,5% соответственно. Однако уже в 2001г., полагают оба института, этот рост замедлится до 4%. Перспективы развития экономики государств ЦВЕ, считает исследовательский отдел "DB", определяются уровнем их торгово-экономических связей со странами ЕС и глубиной структурных реформ. Именно от данных факторов зависит, в какой степени та или иная страна сможет извлекать выгоды из высокой экономической конъюнктуры в еврозоне и иностранных инвестиций. По этим показателям растет разрыв между странами Центральной Европы, готовящимися к вступлению в ЕС, и государствами СНГ. Если Венгрия, Польша и Чехия направляют в ЕС уже 2/3 своего экспорта, то Россия - только 1/4, подчеркивают эксперты "DB" . По абсолютному притоку иностранных инвестиций Польша далеко опережает Россию (в 2000 г. около 7 млрд. долл. против 2,4 млрд. соответственно). "DB" ожидает увеличения прямых иностранных инвестиций в страны ЦВЕ в целом до 26 млрд. долл. (в годовом исчислении). Из них половина пойдет в Польшу, Чехию и Венгрию. Учитывая величину валового внутреннего продукта разных стран, особенно значительно возрастет приток инвестиций в Литву, Эстонию и Хорватию. Иностранный капитал привлекают в эти страны открытость экономики и крупные приватизационные проекты.
     Прогресс, достигнутый странами ЦВЕ в реформировании экономики, отражается и на балансе их торговли с ФРГ. Так, по оценке гамбургского "Ost und Mitteleuropa Verein" ("OMV"), объем торговли ФРГ с этим регионом в 2000 г. превысит 200 млрд. нем. м. (в 1999 г. - 192,5 млрд.). Германский импорт из стран ЦВЕ за 8 месяцев текущего года увеличился на 33%, а экспорт в эти страны - на 22%. Наибольший прирост в торговле с Германией имели Россия, Казахстан и Украина. Крупнейшие торговые партнеры ФРГ в этом регионе - Польша и Чехия также существенно увеличили свой товарооборот.
     Однако, как считают Восточноевропейский банк и "DB", для устойчивого экономического роста странам ЦВЕ необходимы дальнейшие структурные реформы. Я.Янхе, заместитель директора Восточноевропейского банка, подчеркнул в интервью газете "Handelsblatt", что реформируемые страны платят сейчас высокую цену за упущения в реструктуризации тех секторов их экономики, где доминируют государственные предприятия. Это касается также стран - кандидатов на вступление в ЕС. Восточноевропейский банк намерен усилить поддержку малых и средних фирм в реформируемых странах, прежде всего посредством предоставления им небольших кредитов.
     
     ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
     Автор - к.э.н. Т.Н.Чеклина
     С начала 90-х годов приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны Центральной и Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия) характеризуется высокой динамикой роста. В 1999 г. величина накопленных прямых иностранных вложений в экономику региона составила более 75 млрд. долл. по сравнению с 0,5 млрд. в 1990 г. Несмотря на ряд кризисов последних лет (в Юго-Восточной Азии, России, Косово), годовой объем иностранных инвестиций в 1999 г. превысил уровень предыдущего года почти на 16%. Однако значение стран ЦВЕ как реципиентов капитала пока небольшое - их доля в мировых ПИИ составила 1,9% (2,1% в 1998г.).
     Большой объем годовых поступлений в отдельные страны ЦВЕ напрямую связан с продажей крупных объектов государственной собственности. Финансовые средства, предназначенные для приватизации, составили, например, 66% иностранных вложений Венгрии в 1995г., 33% вложений Польши и 41% - Болгарии в 1999г. Созданные в регионе свободные экономические зоны стимулировали приток капитала в новые производства (greenfield investments), особенно в Венгрии.
     Кроме приобретения за относительно небольшую цену наиболее эффективных предприятий, мотивами вложения капитала в страны ЦВЕ являются возможность расширения сбыта с учетом быстро растущего внутреннего спроса (прежде всего в Польше) и слабой развитости ряда секторов экономики. Более низкая по сравнению с промышленно развитыми странами стоимость квалифицированной рабочей силы, электроэнергии и других ресурсов также стимулировала инвестирование. Транснациональные корпорации, крупные фирмы с учетом экономии на издержках производства и выгодного географического положения разместили в регионе часть своих производственных мощностей и создали здесь экспортные центры для продажи компонентов и готовых изделий в соседние страны (прежде всего Германию, Россию, Украину).
     Либерализация торговли с широким кругом европейских государств, ожидаемое вступление в ЕС привлекли в регион капиталы стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Японии, стремящихся к расширению сбыта на обширном рынке Западной Европы.
     Основной объем накопленных инвестиций (87%) поступил в три страны ЦВЕ - Польшу, Венгрию и Чехию, добившихся наибольшего успеха в реформировании своих экономик. Приливу ПИИ способствовали относительно благоприятные инвестиционные рейтинги крупных международных агентств ("Moody's", "Standard and Poor's", "Fitch-IBCA" и др.), отражающие политическую и экономическую стабильность стран, благоприятный инвестиционный климат. Например, на основе многоаспектного анализа экономики, проведенного "Fitch-IBCA", эти три страны в 2000г. получили оценку ВВВ+.
     Польша в последние годы является лидером в привлечении иностранных вложений. В 1999г. ее удельный вес составил 45% всех ПИИ стран ЦВЕ. Большое влияние на прилив ПИИ оказали реализация программы приватизации с участием иностранных инвесторов, устойчивый экономический рост (с 1992 г.), относительно большая емкость внутреннего рынка.
     В связи с завершением процесса приватизации госсобственности приток ПИИ в Венгрию с 1996г. уменьшился. Однако благодаря предоставленным иностранным инвесторам налоговым и таможенным льготам и стабильному внутриполитическому положению страна демонстрирует устойчивый рост получения иностранного капитала. Венгрия на фоне остальных стран региона выделяется большой ролью ПИИ в экономике. Так, показатель отношения накопленных иностранных вложений к ВВП (используется для оценки влияния ПИИ на экономику) составил в 1998 г. в Венгрии 33% по сравнению с 12% в Болгарии, 15% в Польше, 10% в Румынии, 12% в Словакии и 26% в Чехии.
     Несмотря на падение ВВП, Чехия в 1999 г. достигла значительного прогресса в получении иностранного капитала, годовой объем которого почти удвоился. Это связано, прежде всего, с приватизацией крупных банков и промышленных предприятий, а также реализацией комплекса мер по стимулированию иностранных инвестиций.
     Отсутствие успехов в реформировании экономики наряду с экономической и политической нестабильностью являются причинами небольшого объема ПИИ, поступивших в Румынию. Уменьшение прилива капитала в 1999 г. по сравнению с предыдущим годом обусловлено задержкой в приватизации ряда предприятий, ухудшением финансового положения страны и лишением иностранных инвесторов ряда ранее предоставленных льгот.
     Приток капитала в Болгарию, несмотря на его увеличение в последние годы в связи с приватизацией, сохраняется на невысоком уровне. Это обусловлено узким внутренним рынком, плохим финансовым состоянием предприятий, частыми и непредсказуемыми изменениями законодательной базы, чрезмерной бюрократией и коррупцией. С учетом низкого уровня внутреннего инвестирования Болгария лидирует с большим отрывом от стран ЦВЕ по показателю доли накопленных ПИИ в валовых капиталовложениях (почти 38% в 1998г. по сравнению с 18% в Венгрии, 16% в Польше, 17% в Чехии).
     Словакии в силу ряда причин (ограниченный допуск иностранного капитала к приватизации, высокие налоги и др.) также не удалось заинтересовать иностранных инвесторов. Увеличения притока ПИИ в страну можно ожидать в 2001-2003гг. в связи с готовящейся приватизацией ряда крупных предприятий, реализацией мер, направленных на привлечение иностранных вложений в новые проекты, сопровождающиеся передачей более совершенных технологий, а также в предприятия, остро нуждающиеся в реконструкции.
     Основная доля иностранных инвестиций (около 60%) поступила в регион ЦВЕ из государств Евросоюза. Список наиболее активных государств-инвесторов в 1999г. возглавляли в Болгарии и Чехии Германия и Бельгия, в Венгрии - США и Германия, в Польше - Германия и США, в Румынии - Нидерланды и Германия, в Словакии - Германия и Австрия.
     На территории стран ЦВЕ свои производства разместили транснациональные корпорации (в том числе в Венгрии - 65, а в Польше - 30 из 100 крупнейших ТНК мира), региональная стратегия которых часто связана с планами рационализации производства в европейском масштабе. Особенно широко представлены мировые гиганты автоиндустрии: концерны "Volkswagen" (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия), "Fiat" (Польша), "General Motors" (Венгрия, Польша), "Renault SA" (Польша, Румыния), "Daewoo" (Польша, Румыния, Чехия) и др.
     Российские инвестиции в экономику стран ЦВЕ составляют около 1,6% суммы накопленных ПИИ. Основная их доля представлена вложениями РАО "Газпром" (более 1,1 млрд. долл.) в строительство польского участка газопровода Ямал - Западная Европа, а также концерна ОАО "Лукойл", купившего в 1998 - 1999 гг. контрольные пакеты акций нефтеперерабатывающих комбинатов в Румынии ("Петротел") и Болгарии ("Нефтохим"). Благодаря этим капиталовложениям Россия в 1999 г. занимала в списке стран-инвесторов 2-е место в Болгарии и 9-е в Польше.
     Важной тенденцией последних лет является устойчивый рост крупных инвестиций, в то время как в начале 90-х годов страны ЦВЕ привлекали внимание главным образом мелких и средних инвесторов. Так, в 1999 г. всего 20 иностранных компаний вложили в чешскую обрабатывающую промышленность 1,2 млрд. долл. Несмотря на большое количество зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала (41 тыс. в Польше, 34 тыс. в Венгрии, 72 тыс. в Румынии) основная доля вложенных средств приходится на транснациональные корпорации. Например, в 1991 - 1999 гг. инвестиции "Volkswagen" в чешское предприятие "Skoda Auto" составили 1,5 млрд. долл., "Fiat" и "Daewoo" вложили, главным образом, в автомобилестроение Польши также по 1,5 млрд. долл., "General Electric" инвестировал в производство электроламп в Венгрии свыше 800 млн. долл.
     Наибольший объем накопленных ПИИ сосредоточен в обрабатывающей промышленности (кроме Венгрии, где лидирует сектор услуг). В 1999г. на промышленные инвестиции приходилось 54% средств, вложенных в экономику Болгарии, 49% - Словакии и Польши, 50% - Румынии. Наиболее привлекательными отраслями промышленного инвестирования явились: в Болгарии - пищевая, в Венгрии - производство электрооборудования, пищевая и автомобилестроение, в Польше - пищевая и автомобилестроение, в Словакии - автомобилестроение и химическая, в Румынии - автомобилестроение и пищевая, в Чехии - автомобилестроение и производство электрооборудования. Высокой долей инвестиций в высокотехнологичные отрасли (производство офисной электроники, телекоммуникационного оборудования и др.) выделяется Венгрия.
     В последние годы в связи с приватизацией банков в странах ЦВЕ, особенно в Польше и Чехии, значительно возросли объемы иностранного капитала в сферу финансовых и страховых услуг. Такие отрасли, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, строительство, здравоохранение и ряд других, не пользуются вниманием иностранных инвесторов.
     На фоне привлеченного иностранного капитала инвестиции стран ЦВЕ за рубежом выглядят очень скромно - в 1999 г. они составили 4,2 млрд. долл.
     В общем объеме зарубежных вложений почти 90% приходится на долю Венгрии, Польши и Чехии. В отличие от частного сектора Польши, разместившего капиталы, главным образом, в Великобритании, США и Германии, характерной особенностью Венгрии, Словакии и Чехии является высокая инвестиционная активность в соседних странах Центральной и Восточной Европы. В 1999г. на их долю приходилось почти 51% накопленных ПИИ Чехии (в том числе в России - 1%) и 69% (4%) Словакии.
     Иностранный капитал, вложенный в промышленность, оказал огромное влияние на развитие внешнеэкономической сферы стран ЦВЕ, получивших его наибольший объем.
     Предприятия с иностранным капиталом благодаря высокому уровню конкурентоспособности производимой продукции, доступу к иностранной сбытовой сети заняли доминирующие позиции во внешней торговле: на их долю приходится, например, 70% внешнеторгового оборота Венгрии, более 50% - Польши. На протяжении ряда последних лет совместные предприятия (СП) являются крупнейшими экспортерами стран ЦВЕ (например, "Audi Hungaria Motor Kft", "IBM Storage Products Kft" в Венгрии, "Fiat Auto Poland S. A.", "Daewoo Motor Poland" в Польше и др.).
     Деятельность предприятий с иностранным капиталом привела к существенным положительным изменениям во внешней торговле.
     Иностранные вложения явились основным фактором развития экспорта большинства стран региона в последние годы. Так, в 1999 г. польский экспорт предприятий с участием иностранного капитала возрос на 4,5%, в то время как вывоз национальных предприятий уменьшился на 9,7%. Прирост венгерского экспорта (на 8,7% в 1999 г.) был обеспечен исключительно за счет поставок компаний с иностранным капиталом, работающих на свободных таможенных территориях промышленного типа. Устойчивое превышение стоимости экспорта таких компаний по сравнению с импортом обеспечивает относительно низкий дефицит торгового баланса Венгрии (в 1999 г. он составил около 3 млрд. долл. по сравнению с 18,5 млрд. долл. в Польше).
     Увеличение экспорта в Чехии и Словакии в последние годы также увязывается с ранее сделанными иностранными инвестициями в развитие промышленности.
     Благодаря иностранным вложениям произошло существенное улучшение товарной структуры экспорта. Это отразилось, прежде всего, в повышении доли машин, оборудования и транспортных средств как в общем объеме экспорта, так и вывозе в развитые страны. В 1999 г. на долю данной товарной группы в экспорте Венгрии в ЕС приходилось 63% (по сравнению с 20% в 1990 г.), Чехии - 47% (21%), Польши - 32% (16%). Результаты, достигнутые Венгрией в изменении структуры экспорта, являются большим достижением даже по мировым стандартам. Ныне ведущее место в вывозе страны занимают товары с высокой добавленной стоимостью: компоненты и части для электронного оборудования, компьютеры, средства связи, электротехническое оборудование, легковые автомобили, узлы и детали к ним.
     В экспорте отдельных товарных групп (мебель, пищевые продукты, целлюлозно-бумажные изделия, пластмассы и др.) стран ЦВЕ возросла доля новых изделий с улучшенными потребительскими свойствами, в том числе отвечающими нормам и требованиям западного рынка.
     Интенсивный прилив ПИИ явился одной из существенных причин динамичного развития импорта и изменения его структуры. Создание торговой сбытовой сети иностранных фирм в регионе, экспортная деятельность СП в условиях недостаточного предложения или отсутствия необходимых товаров в странах ЦВЕ сопровождались ростом ввоза потребительских товаров, а также оборудования, строительных материалов, комплектующих изделий и др.
     Благодаря предприятиям с участием иностранного капитала в импорте увеличилась доля машинотехнических изделий, в том числе капиталоемких и высокотехнологичных, при снижении удельного веса топливно-сырьевых товаров. В 1999 г. доля оборудования и транспортных средств составила 50% импорта Венгрии, 38% - Польши и Словакии, 40% - Чехии.
     На основе высоких темпов роста внешнеторгового оборота степень участия большинства стран ЦВЕ в международном разделении труда значительно возросла. В 1999г. объем торговли в расчете на душу населения составил в Венгрии 5242 долл. (2095 в 1993 г.), в Польше - 1894 (857), в Румынии - 840 (502), в Словакии - 4000 (2214) и в Чехии- 5411 долл. (2815 долл.).
     Рост и совершенствование товарной структуры внешней торговли стран ЦВЕ явились во многом результатом включения транснациональными корпорациями предприятий региона в свой внутрифирменный обмен. Внутриотраслевая кооперация производства развивалась по таким основным направлениям, как автомобилестроение, производство оборудования связи и офисной электроники, мебели. По расчетам западных экспертов, на долю компонентов этих четырех отраслей приходится 33% всего объема экспорта готовых промышленных изделий Словакии, 30% - Венгрии, 22% - Польши, 16% - Чехии, около 10% - Болгарии и Румынии.
     Промышленные ПИИ способствовали переориентированию торговли на страны Евросоюза, адаптации экономики стран ЦВЕ к требованиям мирового рынка. К настоящему времени интегрированность стран ЦВЕ в европейские структуры достигла высокого уровня: в 1999 г. на страны ЕС приходилось более 65% совокупного товарооборота шести рассматриваемых стран, в том числе 70% - Венгрии, 67% - Чехии, 62% - Румынии, 55% - Словакии, 51% - Болгарии.
     Благодаря высокой динамике экспорта иностранный капитал оказал решающее влияние на экономический рост Венгрии в 1996-1999гг., способствовал оживлению экономики других стран региона, особенно Польши.
     Успехи в активизации и совершенствовании структуры вывоза обусловлены созданием в странах ЦВЕ мощной экспортной базы. В Венгрии ее основой являются новые машиностроительные предприятия на свободных таможенных территориях промышленного типа. В остальных странах экспортоориентированные предприятия были созданы как на основе введения в строй новых мощностей, так и модернизации и технологической перестройки существующих. Например, на основе инвестиций концерна "Volkswagen" в чешские заводы "Skoda Auto" и словацкое предприятие "Bratislavske Automobilove Zavody" доля экспорта в производстве легковых автомобилей возросла соответственно до 80 и 95%.
     В странах ЦВЕ отмечают и неблагоприятные последствия, связанные с деятельностью предприятий с иностранным капиталом. С учетом ориентации большой части СП на емкий польский рынок их импорт при недостаточной конкурентоспособности экспорта явился важной причиной роста пассива торгового баланса. Так, отрицательное сальдо товарообмена предприятий с иностранным участием составило в 1999 г. 11,5 млрд. долл. (2,8 млрд. в 1994 г.), или 62% всего торгового дефицита Польши. Высокий дефицит платежного баланса страны по текущим операциям (7,5% ВВП по сравнению с 2,0% Чехии и 4,3% Венгрии), во многом обусловленный превышением импорта по сравнению с экспортом, создает угрозу для макроэкономической стабильности.
     Прилив иностранного капитала создал для всех стран ЦВЕ новые проблемы, связанные с обеспечением национальной безопасности. За последние годы возросла зависимость развития их экономики от изменений конъюнктуры в странах Евросоюза, деятельности и решений транснациональных компаний. Теперь банкротства, слияния и поглощения крупнейших фирм мира оказывают большое влияние на социально-экономическое положение в странах ЦВЕ. Так, банкротство концерна "Daewoo Motor Co." в ноябре 2000г. привело к остановке конвейера на заводе "Daewoo" в Варшаве и грозит свертыванием производства и увольнениями во всех его филиалах в ЦВЕ.
     Тем не менее, содействие дальнейшему привлечению иностранных инвестиций для ускорения экономического развития является важнейшим приоритетом для всех стран ЦВЕ, особенно в связи с завершением процесса массовой приватизации. Определенные проблемы в этой связи создает идущий процесс гармонизации с законодательством стран Евросоюза. Ряд существующих ныне стимулов, например широкие налоговые и таможенные льготы для иностранных инвесторов в специальных экономических зонах, должны исчезнуть после присоединения стран к ЕС. Для Венгрии, где свободные таможенные территории являются мотором экономического развития, изменение условий деятельности более 100 иностранных компаний, на них расположенных, является особенно серьезной проблемой.
     Перспективы прилива ПИИ в ЦВЕ оцениваются западными экспертами как благоприятные с учетом прогнозируемых темпов экономического развития и хорошего инвестиционного климата в ведущих стран региона, продолжения процесса приватизации. По мнению авторитетного центра экономических исследований "The Economist Intelligence Unit" ("EIU"), в 2001-2005гг. ПИИ в регион ЦВЕ возрастут примерно на 50%. Наиболее привлекательными для иностранного капитала останутся Польша, Венгрия и Чехия.
     Рост позитивного влияния иностранного капитала на экономику увязывается в странах, особенно в Польше, Словакии и Чехии, с возможностями привлечения ПИИ в реальный сектор и, прежде всего, в развитие высокотехнологичных проэкспортных производств. В условиях либерализации торговли только улучшение конкурентных позиций позволит странам ЦВЕ занять достойное место в мировой экономике.
     
     "DRESDNER BANK" О ПОЛОЖЕНИИ В ЭКОНОМИКЕ ИНДИИ
     Информационный бюллетень "Dresdner Bank" "Aussenwirtschaftsnachrichten" опубликовал аналитическую статью, рассматривающую положение в экономике Индии в контексте проводимых там с 1991г. реформ. Главный вывод статьи, содержание которой излагается ниже, находит отражение в ее заголовке: "Более быстрый экономический рост требует проведения дальнейших реформ".
     Рост экономики Индии, который в период с 1993г. по 1996г. составлял в среднем 7% в год, в последние годы замедлился, хотя азиатский кризис мало затронул эту страну. Снизились темпы роста промышленного сектора, на долю которого приходится более 1/4 ВВП. Несмотря на продолжающуюся индустриализацию, сельское хозяйство, производящее около 30% ВВП, по-прежнему имеет большое значение для Индии. Хотя его доля в ВВП в последние десятилетия непрерывно уменьшалась, примерно 2/3 работающих в стране все еще заняты в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и горнодобывающей промышленности.
     Возросшие цены на нефть, снижение стоимости акций на индийском фондовом рынке на 40% в 2000г. негативно повлияли на экономику Индии. Промышленное производство во II квартале 2000 г. увеличилось лишь на 5,4% (10,3% в I квартале) по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Расширение промышленного производства опиралось прежде всего на динамичное развитие отраслей, производящих потребительские товары, тогда как производство средств производства переживало застой. Снижались и государственные капиталовложения. Аналитики "Dresdner Bank" ожидают в 2000г. в целом прироста ВВП Индии на 6,6%.
     Повышение импортных цен в текущем году привело к ускорению темпов инфляции, оптовые цены поднялись в июле на 6% (в годовом исчислении) после 3% в феврале. Центральный банк реагировал на это повышением процентной ставки по краткосрочным кредитам и увеличением минимальных резервов, тем более что рупия в последние месяцы подешевела в отношении доллара почти на 5%. Причиной этого были отток капитала из страны в результате продажи ценных бумаг иностранцами и возросший дефицит торгового баланса. Интервенции Центрального банка в целях поддержки национальной валюты привели к сокращению государственных валютных резервов на 1 млрд. долл.
     Индия начала реформы в 1991г. Она достигла существенного прогресса в открытии своей экономики для иностранных инвестиций. В последнее время правительство продолжало улучшать условия для них. Так, в начале 2000г. оно разрешило иностранные инвестиции в страховой сектор. К настоящему времени уже стало возможно приобретение иностранцами до 100% акций во всех сферах инфраструктуры. К тому же правительство облегчило для местных предпринимателей доступ на международные рынки капитала.
     Однако почти нет продвижения в консолидации государственного бюджета, что является одной из важных целей программы реформ. Дефицит бюджета центрального правительства в 1999г. составлял 5,6%, проект бюджета на 2000г. предусматривал примерно такой же дефицит. Однако даже эта цель вряд ли достижима. Консолидированный бюджетный дефицит (включающий бюджеты индийских штатов) составит, по-видимому, около 9% ВВП. Правительство финансирует бюджетный дефицит не столько посредством займов у Центрального банка, сколько путем выпуска долговых обязательств на внутреннем рынке капитала. Большая часть бюджетных расходов идет на погашение процентов по этим обязательствам, на многочисленные субсидии и оборону, причем погашение процентов в настоящее время поглощает почти половину государственных доходов. Всевозможные субсидии наносят наибольший ущерб индийским государственным финансам. Без их сокращения, считают немецкие аналитики, невозможно санировать финансовую систему государства.
     Медленно проводит правительство и приватизацию государственных предприятий, многие его меры половинчаты и нерешительны. Например, "Disinvestment Program", в соответствии с которой частным инвесторам должны быть проданы пакеты акций важных государственных предприятий, достигающие 49% их акционерного капитала, недостаточна для того, чтобы преобразовать эти фирмы в предприятия, способные действовать в рыночных условиях, так как в результате реализации этой программы мало что изменится в государственном контроле над этими фирмами, а следовательно и в управлении ими. В предыдущем финансовом году правительство запланировало около 2,3 млрд. долл. поступлений в бюджет от приватизации, однако фактически поступило только 350 млн. долл. Недавно правительство решило частично приватизировать международную авиакомпанию "Air India", а также заявило о намерении приватизировать ряд других компаний, в том числе индийскую "Telecomm". Аналитики "Dresdner Bank" считают, что при форсировании реформ Индия может в среднесрочной перспективе достичь среднегодового экономического роста в 7 - 8%.
     Германские эксперты отмечают большие успехи, достигнутые в последние годы индийским сектором информационных технологий (ИТ), который является важным источником поступления валюты. Производство программного обеспечения в последние 5 лет имело среднегодовые темпы роста в 46%. Несмотря на такую динамику, его доля в ВВП в 1999 г. составляла лишь 1,4% (доля ИТ в целом - 2%). В настоящее время в этом секторе занято около 300 тыс. человек в 1,5 тыс. фирмах. Внутренний рынок ИТ намного меньше внешнего. Это объясняется тем, что степень компьютеризации индийской экономики в международном сравнении очень невелика. На каждую тысячу жителей в Индии приходятся только 4 персональных компьютера по сравнению с 17 в Таиланде, 50 в Малайзии и 130 в Республике Корея. Только 0,4% индийского населения имеют доступ к Интернету, тогда как в США каждый четвертый, а в Германии каждый седьмой житель является пользователем Интернета.
     Отрасль, производящая программное обеспечение, получает 2/3 своей выручки за границей. Экспорт программного обеспечения и соответствующих услуг с 1995 г. по 1999 г. расширялся в среднем на 52% в год. В 1999 г. 58% этого экспорта поступало в США, тогда как на ФРГ приходилось лишь 5%. Большой спрос в мире на специалистов по ИТ ведет к повышению их зарплаты и в Индии, однако расходы на оплату их труда здесь в обозримом будущем будут значительно ниже, чем в США и Европе. Для развития этой отрасли в Индии требуются крупные капиталовложения в НИОКР, а высокая доходность крупных фирм, специализирующихся на программном обеспечении, позволяет производить такие вложения.
     Большое преимущество этой индийской отрасли заключается в том, что она располагает самым крупным после США резервом специалистов по ИТ. Поскольку сохраняются благоприятные условия для развития данной индийской отрасли, она и в ближайшей перспективе будет извлекать выгоды из глобального информационно-технологического бума. Эксперты "Dresdner Bank" считают возможным среднегодовой прирост ИТ - отрасли в Индии в ближайшие пять лет на 35%. Это означает, что рынок ИТ в 2005г. достигнет объема почти в 50 млрд. долл., а его доля в ВВП составит 8%, в то время как в 1999 г. она была равна 2%. При ежегодном приросте на 30% объем экспорта продукции этой отрасли в 2005 г. увеличится примерно до 15 млрд. долл. и его доля во всем индийском экспорте достигнет 18% (в 1999 г. - 8%).
     При доле экспорта товаров и услуг в ВВП, равной 12%, Индия не в такой степени интегрирована в мировое хозяйство, как страны Восточной Азии. Правда, в 1991г. эта доля составляла только 8%. В целом внешнеэкономические позиции страны после открытия ее экономики заметно улучшились. С 1992г. по 1996г. ежегодный прирост ее экспорта (на долларовой основе) составлял в среднем около 17%. Азиатский финансовый кризис негативно повлиял на внешнюю торговлю Индии. В результате резкой девальвации валют стран ЮВА отрасли индийской промышленности, ориентированные на экспорт, стали ощущать возросшую конкуренцию. После двух лет сокращения экспорта экспортоориентированная промышленность Индии в 1999 г. вновь стала расширяться. Этому способствовал значительный рост мировой торговли. В I полугодии 2000г. как экспорт, так и импорт Индии увеличились. Рост импорта объясняется прежде всего резким повышением цены на нефть, которая составляет в настоящее время почти 1/3 всего индийского импорта. Как ожидают, повышение цены на нефть приведет в 2000 г. к дополнительным расходам порядка 4 млрд. долл. Дефицит платежного баланса по текущим операциям в 2000г. увеличится, но, составляя лишь 1,3% ВВП, он останется сравнительно небольшим. Прямые иностранные капиталовложения покроют примерно половину этого дефицита. Однако по сравнению с другими азиатскими развивающимися рынками приток прямых инвестиций в Индию пока еще относительно невелик.
     В отличие от стран Латинской Америки ситуация с внешней задолженностью Индии заметно улучшилась. Небольшой дефицит платежного баланса по текущим операциям в последние годы и возрастающее финансирование этого дефицита за счет прямых иностранных инвестиций препятствовали существенному росту внешней задолженности. Обязательства по иностранным кредитам в конце 1999 г. составили около 105 млрд. долл. Эта сумма включает и обязательства по иностранным кредитам в национальной валюте, в частности, долги перед Россией в рупиях (долларовый эквивалент - 4 млрд. долл.) и долги в рупиях перед индийцами, проживающими за границей (7,5 млрд. долл.). Для обслуживания этой части задолженности Индия не должна расходовать валюту. Если исключить эту часть долгов, то внешняя задолженность Индии составит 165% экспорта товаров и услуг (1992г. - свыше 300%), что в международном сравнении представляет собой вполне приемлемую величину. В ближайшие годы, по прогнозу, внешний долг Индии будет увеличиваться умеренно, причем доля этой задолженности в общих расходах государства будет и в дальнейшем снижаться.
     Обслуживание внешнего долга также значительно уменьшается. Сейчас Индия расходует только 20% своей экспортной выручки для оплаты процентов и погашения долгов. Невысокая величина выплат по внешним долгам и процентам объясняется благоприятной структурой этой задолженности. Более половины внешних долговых обязательств приходится на официальных кредиторов, предоставивших кредиты на выгодных условиях. Сравнительно невелика и доля краткосрочной задолженности во всех внешних обязательствах (примерно 14%). Крупнейшими заемщиками внешних кредитов являются индийское правительство и государственные учреждения. Только около 18% внешней задолженности приходится на частный сектор.
     
     ЦРУ О ПЕРСПЕКТИВАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
     Автор - Сергей Бабкин
     Центральное разведывательное управление США предсказывает довольно мрачные перспективы для региона Ближнего Востока и Северной Африки на предстоящие 15 лет. Это - главная идея доклада "Глобальные тенденции - 2015: диалог о будущем с неправительственными экспертами", подготовленного специалистами ЦРУ и других смежных структур американского разведывательного сообщества, входящих в Национальный совет по разведке. Его текст опубликован на официальном сайте Управления.
     По мнению авторов доклада, в течение предстоящих 15 лет Ближний Восток будет оставаться очагом напряженности и терроризма, главными носителями которого станут молодые безработные, зараженные идеями экстремизма. Они будут способны "проводить террористические операции как внутри своих стран, так и за их пределами". "Религиозный и идеологический экстремизм" будет направлен как против правящих режимов, так и против "поддерживающего их Запада".
     В докладе утверждается, что арабские правительства в их большинстве окажутся неспособными управлять делами их стран, справиться с "ключевой" для них демографической проблемой. Другой их проблемой станет отсутствие ресурсов. Американские эксперты считают, что арабские правительства не будут уделять должного внимания проблемам сохранения окружающей среды. Их политика заставит "бежать" из региона зарубежных инвесторов. Утверждается, что арабские страны вступят в жесткую конкурентную борьбу между собой вместо того, чтобы строить экономики, взаимодополняющие друг друга. "Вновь возникнут старые разногласия между Египтом, Сирией, Ираком и Ираном". В регионе продолжится курс на самоубийственное сверхвооружение, что может привести к росту этнической и конфессиональной напряженности. Возрастет потенциал для развязывания конфликтов. Арабские правительства будут отказываться от проведения каких-либо политических реформ и не допустят открытости информационного сектора. "Доходы от нефти позволят Ираку, Ирану и в особенности Саудовской Аравии сделать потенциально дестабилизирующие выборы".
     В регионе появится новый источник "смертоносных и бесконечных" войн, связанный с нехваткой воды. Возможные очаги напряженности в регионе связаны с разделом вод Тигра и Евфрата (Турция, Ирак, Сирия), а также Нила (Египет, Эфиопия, Судан). Эта проблема усугубится "огромным демографическим прессингом", что сделает ситуацию "еще более сложной". Сюда же американские эксперты добавляют еще один аргумент, с которым едва ли можно согласиться: они утверждают, что "население региона отказывается следовать информационной революции".
     По мнению одного из аналитиков, существующие арабские режимы "продолжат сопротивление ветру демократизации". Они будут также препятствовать введению современных образовательных систем. В результате они столкнутся с ростом экстремистских движений. Единственный шанс для некоторых обществ они видят в приходе к руководству в них "просвещенных руководителей". В то же время "политический ислам в его различных формах будет оставаться привлекательной альтернативой для миллионов мусульман Ближневосточного региона".
     Государственный сектор экономик арабских стран "продолжит охотиться за инвестициями при одновременном ведении войны против гласности" в деле их использования. Недоразвитость финансового и банковского секторов, несовместимость инфраструктуры с изменениями, происшедшими в мире, превратят Ближневосточный регион в зону, которую будут избегать потенциальные инвесторы. Информационная революция, которая все больше захватывает планету, не окажет "никакого позитивного воздействия на арабский мир". Напротив, считают эксперты, она будет способствовать развитию политической нестабильности и демонстрации неспособности правительств управлять все более сложной ситуацией, поскольку возможностями Интернета все шире пользуется оппозиция.
     Единственный лучик надежды для Ближнего Востока - он останется одним из основных поставщиков энергоносителей. В то же время на них окажутся завязаны главным образом азиатские потребители, поскольку американцы и европейцы с учетом вышесказанного постараются постепенно уменьшить уровень своей зависимости от ближневосточных углеводородов и будут стараться обходиться запасами, находящимися в районе Атлантики.
     Эксперты предсказывают, что мир между Израилем и арабами будет подписан в ближайшие месяцы. Однако отношения между сторонами будут оставаться более чем прохладными. К 2015 году появится палестинское государство, однако напряженность в отношениях с Израилем приведет к частым кризисам.
     
     
     
     

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное