Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
В этом спецвыпуске помещены две статьи, посвященные развитию информационных технологий и проблеме преодоления отставания в этой сфере.
Мир XXI века и Интернет
Глобализация, Интернет и небольшие страны
Мир XXI века и Интернет
(Труд, 06.06.00, автор - Роман Митин)
Проблема не в том, что мир меняется. Просто он меняется
чрезвычайно быстро. Уже с середины XX века период эпохальных, коренным образом изменяющих
жизнь человечества событий и открытий укладывается в сроки жизни одного поколения.
XXI век всерьез намерен сократить этот срок до десятилетия. Новации становятся основным
содержанием человеческой жизни, и знаменитое китайское проклятие "Чтобы тебе
жить во времена перемен" теряет свой апокалипсический смысл - если человечество
не совершит глупость и не доведет себя до самоуничтожения, все грядущие поколения
станут жить именно так. При этом стремительно меняющийся мир будет предложен им не
как наказание за грехи предков, а как естественная среда обитания.
Складывающаяся ситуация - одновременно и приговор,
и шанс. Приговор тем, кто не попытается войти в клуб лидеров новой эпохи, где умение
быстро найти и применить информацию для решения задачи, создать на ее базе новый
продукт будет куда важнее умения механически усвоить определенный объем знаний. Шанс
для того, кто готов принять вызов.
Гонку со временем выиграет то общество, которое сумеет
научить своих граждан органично существовать в новой информационной среде. Старые
экономики, опирающиеся на количественные показатели, бесперспективны. Внимательный
их исследователь уже сегодня находит немало доказательств в подтверждение данного
тезиса.
Обратимся к России. Кладовые ее полезных ископаемых
были и остаются весьма внушительными. Разведанные их запасы оцениваются примерно
в 30 триллионов долларов, проще говоря, на каждого из нас приходится более 200 тысяч
долларов этой части национального богатства. Потенциал прогноза зашкаливает за 140
триллионов. Невзирая на это, в 1999 году наша страна заняла 47-е место в международном
рейтинге конкурентоспособности, опустившись ниже Индонезии и Венесуэлы. Уровень экономического
развития России примерно соответствует тому, который лидер рейтинга - США - имел
в 1900 году. Разрыв, таким образом, составляет 100 лет.
В то же время появление глобальной информационной сети
- Интернет - дает возможность развивающимся экономикам совершить гигантский прыжок
над пропастью, отделяющей их от мировых лидеров. Но: "спасения заслуживает только
тот, кто сознает опасность". Если в Германии государственные расходы на развитие
информационных технологий на каждого гражданина страны составляют более 600 долларов
в год, то в России - около 20. Между тем ведущие страны рейтинга "Мирового ежегодника
сравнительной конкурентоспособности" очевидным образом лидируют и в списке стран
с высоким уровнем парка персональных компьютеров и числом пользователей Интернета.
Тенденция говорит сама за себя. А исследования Организации европейского экономического
сотрудничества и развития лишь подтверждают ее, говоря, что в XXI веке 80 процентов
всего технологического прогресса будет связано именно с развитием информационных
технологий. Системы компьютерных телекоммуникаций все больше превращают современную
экономику в ее сетевую разновидность. Наступает эпоха компьютерно интегрированных
производств. В этих условиях, если Россия хочет сохранить себя как государство, необходимо
придать программе информатизации общества статус антикризисной, а идея сделать доступным
персональный компьютер и Интернет для каждой российской семьи вполне достойна того,
чтобы занять на ближайшее десятилетие место национальной. Отсутствие достаточных
средств у правительства России может быть восполнено за счет частной инициативы лидеров
отечественного бизнеса. Федерация Интернет-образования, созданная при поддержке правительства
России и компании ЮКОС, главной своей задачей считает необходимость воспитать поколение,
способное пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет "всемирная
паутина". Проект так и назван - "Поколение.ru". Вице-премьер по социальным
вопросам Валентина Матвиенко возглавила наблюдательный совет Федерации.
Ценность образования в обозримом будущем возрастет
многократно. Чем полнее и шире оно будет, тем легче его обладатель сумеет приспособиться
к меняющимся условиям жизни. Более образованный ум более гибок и более открыт. Он
всегда найдет себе достойное занятие. "Поколение.ru" обещает стать, пожалуй,
самым перспективным проектом, своего рода "бархатной революцией" в образовательной
сфере. Но для этого прежде всего нужно научить учителя. Опасения известной части
российских педагогов, что информационный взрыв выбросит их на обочину жизни, беспочвенны.
Напротив, лидер рынка компьютерных технологий Билл Гейтс считает: "Когда очередное
новшество повышает уровень жизни общества, обязательно возрастает спрос на учителей.
Педагоги, способные принести в школьные классы творческий дух и энергию, всегда будут
преуспевать".
Руководители Федерации убеждены в том, что издержки
отечественного Рунета - обилие развлекательных и легкомысленных сайтов, - есть не
что иное, как болезнь роста, преодолеваемая по мере взросления. Ценность Интернета
неизмеримо выше, чем сиюминутные слабости "сети". Интернет - надежный партнер,
хороший помощник и верный союзник, потому что он открывает безграничные возможности
в поисках информации, необходимой для решения той или иной задачи. Он предоставляет
самый широкий простор для реализации творческого потенциала каждой личности, ибо
есть полная возможность пробовать и проверять себя в разных областях знания, создавать
на их базе собственные программы. Интернет поможет безболезненно решать насущную
проблему реорганизации системы образования, превратить ее тем самым из процесса раздачи
правильных ответов "на все случаи жизни" в процесс обучения методом, позволяющим
самостоятельно найти правильный ответ. Учебный материал становится не целью образования,
а базой для моделирования того знания, которое окажется востребованным завтра. Наконец,
Интернет дает возможность начать глобальное решение проблемы выравнивания социальных
условий образования и развития личности, ибо предоставляет возможность ученику из
сельской глубинки пользоваться лучшими методическими разработками и лучшими библиотеками
мира, используя принцип дистанционного образования обучаться в самых элитных учебных
заведениях.
Затраты на приобретение компьютера носят разовый характер,
подключение же к сети Интернет уже сегодня обходится значительно дешевле репетиторов,
учебных пособий и других расходов, которые стали неизбежной составляющей понятия
"элитарное образование". Интернет образует новую информационную общность,
новый тип сетевых педагогов, которые смогут обсуждать и передавать друг другу новейшие
разработки в режиме реального времени, что повлечет за собой скачкообразное улучшение
качества образования. Интернет облегчит задачу индивидуализации образования, что
нынешняя система обучения почти не позволяет делать из-за высокой загруженности учителя.
Интернет позволит учащимся постоянно проверять свои знания в спокойной обстановке,
что повысит уровень самоконтроля и позволит прийти на экзамен, не переживая столь
характерных для учащихся припадков неуверенности в себе. Интернет, наконец, поможет
поколению нынешних подростков найти свое мировоззрение, свои способы взаимодействия
с человечеством.
Вы спросите: "А что, если ребенок перестанет замечать
разницу между виртуальным и реальным миром?" Сошлемся на мнение Сеймура Пайперта,
одного из известных популяризаторов идеи компьютеризации: "Истинная компьютерная
грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи,
но и знание того, когда следует это делать". Привить детям это знание - задача
популяризаторов Интернет. Еще один закономерный вопрос: "А что, если соблазны
и развлечения сети привлекут ребенка куда больше, чем ее обучающие возможности?"
Ответим словами епископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии
и семинарии: "Книга может развращать, а может назидать. Но сейчас, наверное,
никому в голову не придет отменять книги". Возможно, найдутся те, кого не убедят
эти доводы. Новая технология угрожает сломать привычный порядок вещей. Разумеется,
каждый волен выбирать - "за" он или "против". Свободы личного
выбора грядущие перемены не отменяют. Но они могут сделать кое-что похуже: отменить,
вычеркнуть из активной социальной жизни, записать в хронические неудачники тех, кто
не хочет их замечать. Попросту они вас тоже не заметят. Разумным представляется жизненный
принцип Билла Гейтса: "Раз прогресс неумолим, надо извлекать из него все лучшее".
Глобализация, Интернет и небольшие
страны
(Голос Армении, 15.06.00, авторы - Айказ Багян,
Нарине Хачатрян)
Тенденции глобализации, свободной миграции и возможности
перемещения капитала создают совершенно новые переходные состояния. К каким сценариям
развития могут привести эти процессы? (...)
В настоящее время 90% населения мира находится вне
информационной экономики. В рамках прошлогоднего саммита ВТО в Сиэтле Билл Гейтс
организовал конференцию "Как преодолеть информационный водораздел" - Bridging
digital divide. Понятие Digital Divade означает пропасть между теми, кто обладает
информацией, и теми, кто ее не имеет. Водораздел существует как между разными странами,
так и между жителями одной и той же страны. Проблема носит всеобщий, международный
характер: менее развитые страны зачастую остаются вне глобальных информационных потоков.
В деле создания новой информационной экономики свою
роль играют вопросы менталитета, культурные, социальные и др. аспекты. Как отметил
соучредитель Фонда информационных технологий Гарегин Чукасзян, уже невозможно распространять
Интернет и ИТ прежними методами. Темпы распространения Глобальной сети стали замедляться
даже в США. Это обусловлено экономическими и культурными барьерами, существующими
среди определенных слоев населения. Необходимость преодоления этих барьеров понимают
также транснациональные корпорации. Именно они инвестируют миллиарды долларов на
благотворительные образовательные цели, расширяя рынок. Поэтому если развивающиеся
страны будут иметь свои действительно продуманные программы, то они смогут стать
в информационной экономике не только потребителями, но и производителями ИТ и одним
прыжком преодолеть целый этап развития.
За последние 2000 лет переходные состояния возникали,
вероятно, дважды. В первый раз в связи с изобретением письменности, во второй - книгопечатания.
"Это были новые информационные технологии, благодаря которым произошли великие
революционные прорывы как в экономике, так и в обществе. В ходе этих революционных
прорывов армяне сумели модернизироваться, не имея государственности, и этот процесс
начался именно с образования. Благодаря образовательной реформе V века вся культура
испытала расцвет". По мнению Чукасзяна, говорить об информационной экономике,
не затрагивая темы информационного общества, невозможно. В смысле воспроизводства
ситуация в информационной сфере Армении нестабильна. А воспроизводство неотделимо
от образования, которое менее подчинено рынку, нежели чистый бизнес. Сегодняшняя
ситуация диктует, чтобы образовательные системы также синхронизировались с бизнесом.
"Говорить о новой экономике можно, используя старые
термины. Однако старые показатели, используемые в управлении обществом и экономикой,
уже не могут предложить долгосрочных программ, необходимых для вступления в информационную
эру", - отметил г-н Чукасзян. Экономика отныне уже не характеризуется прежними
показателями. Сегодня в экономике уже начинают учитывать социальный капитал, культурный
капитал, исторический капитал. "Мы должны понять, что явиться миру сегодня мы
должны с новыми показателями, которые должны придавать нам силу для преодоления угнетенного
состояния. Мы должны действовать оптимистически, шаг за шагом двигаясь к новой информационной
эпохе", - отметил он.
Поскольку сегодня мы переживаем уникальный исторический
период, который можно сравнить с последней промышленной революцией, очень важно,
чтобы инициативы поддерживались государством. Если подобной поддержки со стороны
государства не будет, инициатива найдет иной выход. Это приведет к миграции в новые,
более открытые пространства.
Существуют разные подходы к процессам глобализации.
В 1994г. была разработана американская программа Альберта Гора, а в 1995г. после
известного доклада Бангемана в европейских странах был организован Форум информационного
общества. Европейские подходы в некоторой степени разнятся от американских. Страны
Юго-Восточной Азии также имеют свои программы, которые и реализуют.
По мнению г-на Чукасзяна, мы должны быть в курсе всех
этих подходов к процессам глобализации и созданию информационных обществ, поскольку
в мире рождается не только глобальная, но и "глокальная" культура, являющаяся
слиянием глобальной и локальной. Если нет локального подхода, если страна не находит
в себе сил пойти по пути локальной адаптации, то она растворится в глобальном мире.
"Будем искренни: это один из худших сценариев развития, угрожающих Армении.
Речь идет не о потере государственности. Мы можем иметь формальную государственность
и малочисленную элиту (элиту пользователей Интернетом - допустим, 10-20 тыс. человек),
но у нас не будет среднего класса, который должен являться носителем новой культуры",
- отметил он.
Существуют различные типы информационного общества.
В обществе бразильского типа наряду с высокообразованной элитой, обеспеченной последними
новейшими технологиями и наделенной инновационным потенциалом, есть гигантская масса
криминализированной нищеты. Такое общество нестабильно, поскольку социальная поляризация,
по словам Чукасзяна, обязательно приведет к социальным взрывам, и такая перспектива
нежелательна для любого государства, в том числе и для Армении. Имеется и сценарий
развития другого латиноамериканского государства - Коста-Рики, которая по количеству
населения и уровню развития сопоставима с Арменией (по показателям 1988 года даже
уступает). Разработанная Коста-Рикой программа брала начало в школах, где стали преподавать
созданный Массачусетским технологическим институтом и локализованный (переведенный)
язык программирования Object Oriented Language. В течение 10 лет все школы Коста-Рики
были оснащены компьютерами, и страна совершила резкий скачок благодаря прогрессу
в секторе ИТ.
Аналогичный опыт имеет и Эстония, осуществившая программу
компьютеризации до 2000г. всех школ и подключению их к Интернет. Была реализована
программа переподготовки преподавателей, и сегодня в школах Эстонии невозможно преподавать,
не пройдя переподготовки в сфере ИТ. Эстонцы прекрасно осознают, что миллионная нация
не может не подвергаться угрозе ассимиляции, сталкиваясь с гигантскими информационными
потоками. Эстонцы создали программу-переводчик, позволяющую прочитывать web-сайты
на эстонском. Такие же программы начали создаваться и для других языков, чем было
положено начало разработке эстонского информационного контента (содержания). Благодаря
этому новое поколение может интегрироваться в информационное общество без угрозы
ассимиляции.
Смешно говорить о 10 или 40 компаниях, действующих
в Армении, оборот которых, по мнению специалистов, составляет несколько миллионов
долларов. Армянский народ сегодня имеет мощный образовательный потенциал, богатое
историческое наследие, диаспору и связи. Диаспора - не только армянское явление.
Например индийцы, эмигранты в США, играют большую роль в деле развития сферы ИТ Индии.
Работающие в США бизнесмены-индийцы имеют свои бизнес-ассоциации, издают журнал "Силикон-Индия".
В итоге определенная часть прибыли, полученная в США, инвестируется в Индии. Подобный
опыт имеется и у Армении. Однако армянские предприниматели в Армении скрывают свои
средства подсоединения к Интернету, количество сотрудников, доходы. Возникнет совершенно
иная картина, если налоговое бремя будет облегчено, будет решен вопрос стоимости
подсоединения к Интернету. "Я не настаиваю на том, что монополия должна обязательно
быть ликвидирована, однако необходимо решить вопрос тарифов на телекоммуникационные
услуги. Среди других стран мира Армения стоит на последнем месте по показателю цена/платежеспособность.
Это постыдный факт для Армении, "АрменТел" и людей, подписавших договор.
Вопрос этот может решить "АрменТел", снизив стоимость на услуги".
Эти вопросы лежат в основе стабильности. "Мы хотим иметь стабильную информационную
экономику, стабильную программу, стабильные стратегии. И мы должны суметь использовать
свои стратегические возможности, преодолеть преграды и войти в новую информационную
эру".
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||