Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Мировая экономика: тенденции развития

Спецвыпуск N2 от 07.03.00


     В выпуске содержится материал зарубежных СМИ об экономической ситуации в Европе, опубликованный агентством "ИТАР-ТАСС" 7 марта.
     
     МАТЕРИАЛ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ЕВРОПЕ (СУДЬБА ЕВРО)
     
Европа заинтересована в сильной единой валюте. Об этом заявил на днях во Франкфурте-на-Майне глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Вим Дейсенберг, впервые публично выразив обеспокоенность нынешним низким курсом евро, который с конца января находится ниже ценового паритета с долларом США.
     Вим Дейсенберг отверг предположения о том, что государствам Экономического и валютного союза (ЭВС) выгодна слабость евро, так как благодаря ей европейские товары приобретают более высокую конкурентоспособность на мировом рынке. По мнению главы ЕЦБ, усиление евро способно ослабить инфляционное давление, вызванное существенным повышением цен на нефть. Глава ЕЦБ выразил уверенность в том, что у единой европейской денежной единицы высокий потенциал роста, и заявил о необходимости восстановления доверия к ней со стороны рынков.
     Одновременно совет ЕЦБ принял решение оставить без изменения основные банковские ставки, действующие в 11 государствах Экономического и валютного союза, использующих в безналичных расчетах евро.
     Причиной снижения курса единой европейской валюты, евро, по отношению к доллару с момента введения на 20 процентов - с 1,17 доллара за евро до 94 центов - является очень быстрое развитие экономики США. Такого мнения придерживается лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 года Роберт Манделл. Однако он настроен достаточно оптимистично. По его мнению, введение единой европейской валюты увеличило перспективы того, что евро станет главным соперником доллара. К 2010 году большинство европейских стран захотят иметь в своих портфелях 50 процентов валюты в евро и 50 процентов - в долларах.
     Однако не все наблюдатели придерживаются таких взглядов. Спустя немногим более года после появления в Западной Европе новой общеевропейской валюты влиятельный американский внешнеполитический журнал "Форин афферс" ставит под вопрос само будущее европейского Экономического и валютного союза (ЭВС). Пропагандистская кампания, развернутая сторонниками евро, провозглашала введение единой европейской валюты началом новой эры в экономической и политической истории Европы, пишут в статье "Вырождение ЭВС" двое ученых - профессор новейшей истории в Иезуитском колледже в Оксфорде Нил Фергюсон и профессор экономики в Бостонском университете Лоренс Котликофф. Сначала, отмечают авторы, евро, который сейчас находится в грудном возрасте, посрамлял скептиков. Несмотря на все мрачные пророчества, ЭВС развивался более или менее согласно плану. Конечно, евро за прошедший год значительно подешевел по отношению к доллару США. Но фиксированные курсы валют в пределах еврозоны держались твердо, несмотря на предупреждения об атаках валютных спекулянтов в переходный период. И поскольку снижение курса евро стимулирует экономический рост, евро, вероятно, несколько восстановит свое положение по отношению к доллару в течение этого года.
     Но, тем не менее, может случиться так, что скептики будут смеяться последними. Станет ли евро равным доллару завтра или послезавтра, это, по существу, не имеет значения. А важно знать, сохранится ли ЭВС в предстоящие годы. Будущее евро в среднесрочном плане может оказаться намного менее прочным, когда Европу поразит фискальный кризис, назревающий для большинства стран-членов еврозоны.
     Мнение о том, что такие фискальные проблемы существуют, не ново. Не является новостью и предположение о том, что они могут раскачать валютную систему. Но новые данные, полученные в результате недавних и полных расчетов относительно так называемых "генерационных счетов", показывают истинные масштабы фискального кризиса, который грозит еврозоне.
     Генерационный учет дает ответы на три следующих вопроса: насколько велико фискальное бремя, которое нынешняя политика налагает на будущие поколения? Возможно ли проведение нынешней фискальной политики без дополнительных крупных жертв со стороны нынешнего или будущего поколений? Какая политика требуется для того, чтобы достичь генерационного баланса - то есть обеспечить, чтобы будущие поколения платили правительству ту же долю своих пожизненных доходов в виде чистых налогов (то есть уплаченные налоги минус полученные трансфертные платежи), как и нынешние поколения?
     Сущность проблемы состоит в том, что генерационный дисбаланс во всей зоне создает серьезнейшую угрозу среднесрочной жизнеспособности единой валюты. Выбор почти для всех членов ЭВС заключается в том, что придется повышать налоги в масштабах, беспрецедентных для мирного времени, или пойти на радикальное сокращение государственных расходов. В условиях политической слабости правительств большинства стран, входящих в еврозону, трудно предсказать, что будет сделан тот или иной выбор. Но единственная другая возможность, которую можно себе представить - резкое и неожиданное усиление инфляции, - также представляется маловероятной, по крайней мере в рамках ограничений, действующих в ЭВС. Каким же путем Западная Европа может избежать генерационного дисбаланса и достичь генерационного баланса? Авторы перечисляют четыре способа: сокращение государственных закупок, сокращение государственных трансфертных платежей, повышение всех налогов и повышение подоходных налогов (как для корпораций, так и для отдельных граждан).
     9-ти странам Западной Европы, в том числе трем наиболее важным членам ЕВС - Германии, Франции и Италии, нужно будет сократить все государственные расходы на товары и услуги более чем на 20 процентов, если они будут опираться только на такие сокращения для достижения генерационного баланса. Австрии, Финляндии и Испании, так же как и Швеции, нужно будет сократить покупки, не связанные с образованием, более чем наполовину, в то время как Австрии и Финляндии надо будет сократить расходы более чем на две трети.
     Не все европейские страны страдают от генерационного дисбаланса. В Ирландии будущие поколения ожидает меньшее фискальное бремя, чем в настоящее время, что дает возможность для роста. Но Ирландия уникальна: это единственная страна из всех, рассматриваемых в данной статье, поскольку ее правительство могло бы расходовать и больше, не возлагая чрезмерное бремя на будущие поколения. Бельгия и Португалия, а также Великобритания, которая не входит в еврозону, и Норвегия, которая не является членом ни ЭВС, ни ЕС, имеют только умеренный генерационный дисбаланс в плане расходов.
     Генерационный учет дает совершенно иное распределение стран по степени их фискальной уязвимости по сравнению с обычными показателями, использованными как в Маастрихтском договоре, так и в Пакте стабильности 1997 года, которые оценивают фискальную стабильность по соотношению государственного долга и дефицита к ВВП страны. Если по первым показателям, как указывалось выше, странами с самыми серьезными фискальными проблемами считаются Австрия, Финляндия и Испания, то на основе соотношения долга с ВВП, как это сделано в Маастрихтском договоре, самое тяжелое положение в фискальной области сложилось у Бельгии, Италии и Нидерландов.
     Не следует думать, что Европа представляет собой исключение в плане генерационных дисбалансов. Если взять для сравнения Соединенные Штаты, то, несмотря на радужные предположения о том, что "излишков" в этой стране хватит еще надолго, США в действительности должны будут сократить свои государственные расходы на всех уровнях на 14 процентов, а на федеральном уровне - на 43 процента, для того чтобы достичь генерационного баланса. Для Японии и Бразилии государственные расходы должны быть сокращены соответственно на 30 и 26 процентов, в то время как у Канады и Новой Зеландии, наоборот, почти нормальный генерационный баланс.
     Эти различия объясняются фискальной политикой и демографическими данными. Например, Великобритания привязала большую часть трансфертных платежей, зафиксированных на определенный период времени в реальном выражении (то есть с учетом инфляции), благодаря принятому в 1980-х гг. решению порвать связь между пенсиями и инфляцией доходов. Германии все еще приходится иметь дело с колоссальными расходами, связанными с воссоединением страны, в то время как население в Ирландии более молодое, чем в среднем по Европе.
     Одна из альтернатив сокращению государственных закупок - это уменьшение трансфертных платежей путем повышения пенсионного возраста, что сейчас обсуждается в США. В Европе сокращений покупок потребуется несколько меньше, тем не менее оно будет тяжелым для большинства членов ЭВС: свыше 20 процентов для Австрии, Финляндии и Нидерландов, более 10 процентов для Германии, Италии и Испании. И снова только Ирландии не нужно немедленного сокращения для достижения генерационного баланса.
     Эти крупные сокращения будут очень непопулярными, так же как было бы непопулярным повышение налогов, что является еще одним вариантом. Если бы Германии пришлось погашать налоги по всем параметрам, то налоговые ставки на всех правительственных уровнях (федеральные, региональные и местные) и всех видов (на добавленную стоимость, зарплату, на доходы корпораций, личные доходы, акцизы, продажи, на собственность, на недвижимость, на наследство и на дарение) должны были бы повыситься сразу же более чем на 9 процентов. В Австрии и Финляндии налоги пришлось бы повысить более чем на 18 процентов, а в Испании - более чем на 14 процентов. Если бы страны полагались исключительно на повышение подоходного налога, то тогда Австрия, Финляндия и Франция должны были бы поднять ставки своих подоходных налогов более чем на 50 проц. Необходимое повышение ставок подоходного налога в Германии и Италии составляло бы около 30 проц. по сравнению с 10 проц. в Великобритании и 21 проц. - в Соединенных Штатах. Но Ирландия могла бы сократить свои ставки подоходного налога приблизительно на 5 процентов, и ей больше не придется беспокоиться о непомерном финансовом бремени будущих поколений.
     Проблема эта сама по себе не разрешится. Наоборот, чем дольше страны будут бездействовать, тем большие потребуются урегулирования. Например, Великобритания могла бы достичь генерационного баланса, если бы она немедленно повысила ставки подоходного налога всего на 10 проц. и даже меньше. Но если она прождет 5 лет, то налоговые ставки придется повышать уже на 11 процентов. После отсрочки в 15 лет повышение ставок налога будет составлять 15 проц., а после 25 лет - более чем на 20 проц.
     Эти ужасающие цифры означают, что большинство стран-членов ЭВС имеют очень серьезные генерационные дисбалансы, даже если объявленный дефицит их бюджетов укладывается в лимит 3 процентов от их ежегодного ВВП, предусмотренный Маастрихтским договором. Тем не менее, ни одно правительство, за исключением правительства Ирландии, не пойдет на осуществление перечисленных выше мер вследствие мощной политической оппозиции к таким сокращениям расходов. Такие повышения налогов или сокращения расходов были бы в большинстве случаев беспрецедентными в условиях мирного времени. Но в то время как пострадали бы сегодняшние налогоплательщики, в выигрыше окажутся будущие поколения (хотя, с другой стороны, повышение налогов сейчас может привести к падению темпов экономического роста, что также отрицательно скажется на будущих поколениях).
     Ни одно из правительств ведущих европейских стран не имеет политической силы для проведения такой фискальной реформы. В Германии коалиционное правительство Герхарда Шредера все еще пытается ограничить рост пенсий и социальных расходов. Во Франции левое коалиционное правительство, возглавляемое Лионелем Жоспеном, вряд ли вообще займется фискальными проблемами сейчас, когда талантливый министр финансов Доминик Стросс-Канн ушел в отставку, чтобы бороться против обвинений в мошенничестве, выдвинутых против него. В Италии недавно реорганизованное правительство левого большинства, возглавляемое Массимо Д'Алемой, бессильно действовать в условиях хронических расколов итальянской партийной системы. Общие поступления от налогов в Италии с 1990 года уже увеличились с 39 до 44 процентов ВВП, и трудно представить, чтобы любое правительство в этой стране выжило, если оно потребует еще большего увеличения налоговых ставок.
     Значительное увеличение темпов экономического роста могло бы облегчить фискальное положение во многих европейских странах. Но это вряд ли произойдет в основных европейских странах, учитывая их относительно жесткие рынки труда. Конечно, согласно прогнозам, темпы роста в 11 странах-членах ЭВС составят 3 проц. в 2000 году. Однако если учесть, что годовой доход от долговых обязательств с 10-летним сроком составляет 5,7 проц., а темпы инфляции - ниже 1,4 проц., то реальные процентные ставки оказываются по историческим стандартам очень высокими, а это осложняет долговые проблемы и затрудняет восстановление экономики. Какой же курс может избрать Европа перед лицом таких жестких фискальных ограничений? Для некоторых стран возможно маневрирование с бюджетными ограничениями, установленными в Маастрихтском договоре и в Пакте стабильности и роста, хотя это и не обязательно для стран, у которых с генерационными счетами все в порядке. И к тому же еще не полностью использованы все возможности по творческой финансовой отчетности, в которой используются традиционные измерения долгов и дефицита. Поскольку критерии Маастрихтского договора основаны на измерениях долга, произвольных в экономическом плане, есть все основания ожидать, что их применение не будет очень жестким. И действительно, как уже указывали Немецкий Федеральный банк (Бундесбанк) и другие авторитетные органы, в 8 из 11 стран-членов ЭВС во время принятия решения об их допуске в союз в 1998 году уровень задолженности превышал максимальный уровень задолженности в 60 процентов по отношению к ВВП, установленный по Маастрихтскому договору.
     Еще один вариант - страны, у которых самый неблагоприятный генерационный дисбаланс, могут оказать нажим на Европейский центральный банк с тем, чтобы тот ослабил монетарную политику. конце концов, большую часть ХХ столетия печатание денег было линией наименьшего сопротивления для правительств, испытывавших фискальные затруднения.
     Как хорошо известно, печатание денег является фискальным инструментом, действующим тремя путями. Во-первых, оно разрешает правительству обменять обесцененную валюту на реальные товары и услуги. Частный сектор платит за эту передачу правительству, в то время как инфляция съедает часть реальной стоимости денег. Во-вторых, повышение цен в результате работы печатных станков снижает реальную ценность неурегулированных выплат государственной зарплаты, трансфертных платежей и выплат официальных долгов. В-третьих, рост инфляции разрешает правительству переводить налогоплательщиков в категории с более высокими налоговыми ставками, если в налоговую систему не заложен принцип индексирования по инфляции. В историческом плане многие государства именно таким образом боролись с фискальными дисбалансами, причем речь идет, например, о странах, потерпевших поражение во 2-й мировой войне, или о России и Украине после краха советской экономики.
     В этом заключается важнейший момент для европейской единой валюты. Страны, находящиеся под наиболее сильным фискальным давлением, очевидно, желают начать печатать деньги раньше и делать это быстрее, чем страны, в которых положение лучше. Но Маастрихтский договор категорически запрещает печатание денег; странам-членам, которые надеются погасить свои долги путем усиления инфляции, будет просто отказано в этом.
     Гораздо более вероятно, что произойдет серия столкновений между правительствами отдельных стран, стремящихся поставить свои финансы под контроль, и Европейским центральным банком (ЕЦБ), для которого по уставу главной целью является поддержание стабильности цен и который, как кажется, мало обеспокоен слабыми темпами роста в большинстве стран еврозоны. ЕЦБ, вероятно, также проигнорирует неприятную монетарную арифметику, связанную с бюджетными проблемами государств-членов, а вместо этого ответит некоторыми своими нелицеприятными подсчетами и будет по-прежнему проводить строгую антиинфляционную политику. Если бы все страны-члены ЕЭВС находились в равном положении, они могли бы решить этот конфликт политическими средствами. Но поскольку имеет место такой разброс в генерационных дисбалансах стран еврозоны, а также в их темпах роста и инфляции, то некоторые страны окажутся в трудном положении быстрее, чем другие. Поэтому вполне можно ожидать возникновения политических конфликтов. Если правительствам европейских стран было так трудно прийти к соглашению о съедобности британской говядины, то трудно представить, чтобы они могли действовать в унисон по вопросу о генерационных дисбалансах в государственных финансах. Даже недавнее предложение о введении единого для всего ЕС налога на процентный доход от частных сбережений потерпело поражение из-за противодействия Великобритании. Как это стало очевидно на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Хельсинки в декабре 1999 года, европейские руководители будут скорее предаваться старым мечтам де Голля о военной независимости от Соединенных Штатов, чем взглянут в лицо фактам о своем фискальном положении, но если они не приведут свои генерационные счета в порядок, то в будущем не будет европейских оборонных бюджетов, не говоря уже о европейской армии.
     История показывает, что фискальные дисбалансы могут стать причиной распада валютных союзов, примерами чего могут быть в определенной степени такие валютные союзы, как Австро-венгерский валютный союз после 1867 года, который окончательно развалился после поражения Австрии в 1-й мировой войне; Латинский монетный союз с участием Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, а позднее Греции, который просуществовал с 1865 по 1927 год; и наконец, Скандинавский валютный союз, основанный в 1873 г. Швецией и Данией и ликвидированный в 1920-х годах.
     История показывает, что асимметричные фискальные проблемы, часто возникавшие в результате войны, быстро приводят к роспуску валютных союзов между странами, независимыми в фискальном отношении. Фискальные проблемы, вызванные раздутыми системами социального обеспечения и пенсий, могут оказать такое же центробежное влияние на ЭВС, и при этом губительную роль вместо войны сыграет социальное обеспечение.
     Юридически выход из ЭВС невозможен. Но история показывает, что выход всегда находится. Что случится, когда Австрия, Финляндия или Испания зайдут в политический тупик по фискальной реформе? Если единственным возможным выходом для той или иной страны будет печатание денег, чтобы с помощью инфляции отделаться от некоторых своих финансовых обязательств, и если ЕЦБ будет твердо придерживаться своего правила, отказываясь спасать попавшие в трудное финансовое положение страны-члены ЭВС, тогда почти наверняка встанет вопрос о выходе той или иной страны из ЭВС. Проблема состоит в том, во что это обойдется.
     Во-первых, в краткосрочном плане повысятся процентные ставки, и многое будет зависеть от влияния, которое это окажет на государственные расходы по обслуживанию долга. В этом плане важна структура государственного долга: страна, которая имеет много краткосрочных долгов, будет иметь значительно меньше выгоды. И тут существует большой разброс между членами еврозоны: половину внутренних долгов Испании составляют краткосрочные долги, в то время как в Австрии доля краткосрочных долгов - всего 0,4 процента.
     Во-вторых, обменный курс валюты страны, выходящей из ЭВС, несомненно, почти наверняка понизится. Это могло бы помочь укреплению экономики, поскольку экспорт станет дешевле. Но возникнут также юридические споры, поскольку кредиторы и должники (как иностранные, так и внутри страны) будут бороться вокруг вопроса о том, должны ли долги, сделанные до выхода из ЭВС, деноминироваться в евро или в национальной валюте. Это может серьезно дестабилизировать финансовую систему выходящей страны, так же как и финансовые системы других стран. Опять же положение будет хуже у тех стран, которые имеют больше долгов за границей.
     Эти соображения могут усилить политическую волю к сокращению расходов и повышению налогов. И все же история дает мало примеров успешных преобразований в масштабах, необходимых сегодня для некоторых европейских стран. Но существует несколько примеров того, как разваливались валютные союзы, когда фискальная напряженность становилась несовместимой с неприятной арифметикой одной из валют. С этой точки зрения такие обычные изменения финансового баланса, как соотношение долга и дефицита с ВВП, преуменьшают масштабы европейских проблем. Генерационная бухгалтерия позволяет предположить, что ЭВС может развалиться, если не сразу, то в течение следующего десятилетия.
     *Конец материала*
     
     


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное