Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 35


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

   Сайт Алексея Кулакова

 Комментарий к Постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г.

профессионала в строительном производстве

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №35

1

 Пожалуйста!!  Обратите внимание!!!


Уважаемые подписчики рассылки "Стройка - как много в этом звуке" !

 

 В связи с тем количество подписчиков на нашу рассылку достаточно велико (4500) и в одном выпуске мы не можем учесть пожелания всех читателей, мы хотим теперь выпускать выпуски в формате PDF (Adobe Acrobat Reader) и называться это будет "Обозреватель "Стройка - как много в этом звуке". В скором времени в данной рассылке Вы будете получать краткое содержание обозревателя и несколько статей из него в полном варианте. Сам же журнал Вы сможете загружать с нашего сайта по ссылке, расположенной в самой рассылке или на нашем сайте. Периодичность выхода журнала и данной рассылки - 1 раз в месяц.

 

Напишите нам:  Каково Ваше мнение? Вам это будет интересно? Каковы Ваши предложения, советы?

Адрес для писем: office@noviy-dom.com

 

Мы ждем Ваших писем!

 

 

Содержание:

события

  1. Московский айс-парк — первый в мире!

статьи

  1. ДОЛГОВЕЧНАЯ КРОВЛЯ

  2. Архитектура. Размышления о стиле.

Сделай сам

  1. Переплет и реставрация книг. Часть 7: Изготовление переплетных крышек

А это на общетрепещущие темы:

  1. АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК СТОЛИЦЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕ

Анонс тридцать пятого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(10.06.04)

 

Московский айс-парк — первый в мире!


         Скоро в Южном округе Москвы появится первый в мире айс-парк, высотой с 50-этажный дом. Даже летом там можно будет отдыхать как зимой — на фоне зимнего пейзажа, на морозе, в снегу, во льдах, играть во взятие снежного городка, проводить выставки ледяных скульптур, кататься на коньках, санках и тройках.
         Спортивное сооружение плавно продолжит расположенный рядом со станцией метро «Нагорная» искусственный горнолыжный склон. Внутри горы проложат изогнутую трубу длиной в полкилометра, смонтируют в ней несколько установок, способных охлаждать комплекс круглый год, даже летом.
          Кроме морозильников заданный минусовой микроклимат поддержит защищенная, как термос, крыша. Трубу закрепят на железобетонных опорах. В подобных «провисаниях» ничего опасного нет: над улицей Ремизова протянут железобетонный мост, его подстрахуют стальными вантами — сверхпрочными тросами-растяжками. Причем растяжки дополнительно сформируют гористый рельеф.  Одиннадцать горнолыжных трасс разной конфигурации и сложности с не повторяющими друг друга уклонами составят единый комплекс. Так что и новичок, и олимпийский чемпион найдут себе горку по вкусу.

      вверх страницы

  

ДОЛГОВЕЧНАЯ КРОВЛЯ

 

    В последние годы на рынке наплавляемых и гидроизоляционных материалов появилось большое количество новых торговых марок. Во многих случаях название мало что говорит о физико-механических свойствах, долговечности и сфере их применения. По существу под разными торговыми марками «скрываются» два типа материалов -битумные и битумно-полимерные. Как же потребителю сориентироваться и выбрать именно тот материал, который ему нужен?


     Рулонные наплавляемые материалы (по ГОСТ 30547-97) делятся на:
- битумные (на основе окисленного битума);
- битумно-полимерные (битум, модифицированный полимером).
       Битумно-полимерные материалы обладают высокими физико-механическими показателями, эти материалы весьма долговечны. Битумные материалы имеют только один «плюс» - цену.
       Для изготовления материалов применяют следующие основы.
       1. Картон - самая дешевая основа. Прочность кровельного ковра из 4-6 слоев рубероида достаточна для большинства применений на кровле. Кроме того, картон при производстве материала пропитывается легкими битумами, которые «подпитывают» верхние слои покровного битума пластифицирующими веществами. Основные недостатки картона - его малое удлинение на разрыв (не более 1-2 %), а также то, что картон начинает гнить при проникновении влаги в кровельный ковер.
       2. Стеклохолст - биостойкая основа, состоящая из хаотически расположенных стеклянных нитей. Материал, изготовленный с основой из стеклохолста, имеет малое удлинение на разрыв - 1-2 %. Как картон, так и сгеклохолст, являются каркасными основами, т.е. материалы на этих основах - круглые, хранятся и транспортируются вертикально. При двухслойном покрытии материал на стеклохолсте достаточно хорошо служит в качестве покрытия на скате кровли, однако для примыканий и узлов кровли следует применять более прочные материалы.  И, конечно же, не следует изготавливать кровлю из одного слоя материала на стеклохолсте, независимо от того, какие характеристики имеет битумное вяжущее.
       3. Стеклоткань - основа, состоящая из переплетенных стеклянных нитей. Стеклоткань имеет большую прочность, чем стеклохолст или картон - около 600Н, однако удлинение на разрыв также невелико. Для производства кровельных материалов используются два вида стеклоткани: гладкая и каркасная. Характерным признаком материала на более дешевой гладкой стеклоткани является «плоский» рулон.    Материал хранится и транспортируется горизонтально в несколько слоев, от чего рулоны деформируются. На углах рулона на материале образуются трещины, в холодную погоду недостаточно качественный битум может и вовсе отслаиваться. Каркасная стеклоткань изготавливается из плоских стеклянных ровингов. Ровинги уложены перпендикулярно направлению полотна и переплетены стеклянными нитями. Стеклоткань внешне напоминает «бабушкин половичок». Такая конструкция делает стеклоткань каркасной, т.е. рулоны транспортируются вертикально и не деформируются.
        4. Полиэстер - самая надежная каркасная основа. Состоит из хаотично ориентированных полиэстеровых волокон. Принципиальным отличием полиэстера от других основ является его большое удлинение на разрыв (от 30 до 60 %). Битумно-полимерный материал на полиэстере развесом 170 г/кв.м имеет усилие на разрыв около 700Н/5 см в продольном направлении и 600 Н/5 см в поперечном, удлинение на разрыв 50 %, при развесе основы 250 г/кв.м усилие на разрыв составляет, соответственно, не менее 1000Н и 900Н, удлинение 60 %.   Такие механические характеристики делают полиэстер незаменимым при производстве надежных и долговечных материалов высшего качества. Полиэстер обладает стойкостью к воздействию кислот, щелочей, хлоридов и сульфатов, в обилии присутствующих в техногенных сточных водах. Поэтому только полиэстер желательно использовать для производства гидроизоляционных материалов.
        Свойства основы определяют механические свойства материалов. Так, битумный материал и битумно-полимерный материал на одинаковой стеклооснове будут иметь схожее усилие и относительное удлинение на разрыв в нормальных условиях С другой стороны, при температуре -25°С СБС (стирол-бутадиен-стирол) модифицированный материал высокого класса на полиэстеровой основе, имеет удлинение на разрыв более 25 % (!), в то время как битумный материал на такой же основе будет растягиваться только на 1-2 %. Компания «ТехноНИКОЛЬ» является на сегодняшний день лидером на рынке кровельных битумных и битумно-полимерных материалов. История компании насчитывает 10 лет существования на рынке. Начиная с маленькой торговой фирмы, «ТехноНИКОЛЬ» выросла до группы крупнейших производственных предприятий с разветвленной сетью торговых отделений, насчитывающих более 60 точек сбыта по всей России, Украине и Беларуси.
          На сегодняшний день компания «ТехноНИКОЛЬ» объединяет 11 действующих предприятий кровельной промышленности
- ООО «Завод ТехноФлекс»;
- ЗАО «Завод «ТехноНИКОЛЬ»;
- завод ОАО «Крома»;
- «Урало-Сибирская Кровельная компания»;
- завод ЗАО «Минводы-Кровля»;
- завод ЗАО «Технокром»;
- UAB «Gargzdu MIDA» (Литва);
- завод «Оборудования и комплектации кровли» (ЗОКК)
- Нижегородский Картонно-Рубероидный завод;
- Учалинский картонно-рубероидный завод;
- завод «Технотоп»
         Каждый завод оснащен лабораториями с мощной научно-исследовательской базой, сотрудники которой занимаются разработкой современных технических решений в укладке и эксплуатации кровли, гидро- и теплоизоляции. Технические специалисты разрабатывают нормативы применения материалов и поддержания их в течении всего периода эксплуатации.
          В 2001 г. в состав компании вошел литовский завод «Gargzdu MIDA», производящий новую для «ТехноНИКОЛЬ» продукцию - гибкую черепицу, которая предназначена для скатной кровли. Выход на новый рынок частных потребителей для «ТехноНИКОЛЬ» не случаен: продукт обладает всеми техническими характеристиками, разработанными по европейским стандартам. Однако в отличие от западных аналогов, гибкая черепица «ТехноНИКОЛЬ» -это продукт отечественного производителя, представленный по приемлемым для российских потребителей ценам.
         Что касается новых битумно-полимерных материалов, то их можно разделить на два направления: материалы самоклеящиеся и материалы с частичной приклейкой нижней поверхности для дышащих кровель. Все новые материалы созданы на основе технологий, используемых при производстве хорошо известных материалов компании «ТехноНИКОЛЬ» - техноэласта и унифлекса.
        Самоклеящиеся материалы предназначены для устройства плоских кровель и гидроизоляции без применения открытого пламени. Материалы с частичной приклейкой разработаны с целью создания воздушных каналов и отвода водяных паров из-под кровельного ковра. Одно из их неоспоримых преимуществ -то, что они могут применяться во всех климатических зонах, по всем видам основания, в том числе влажным. Это свойство важно для успешного ремонта кровель в условиях короткого лета и при устройстве зимних кровель.
          Представитель компании на юге России - «ТехноНИКОЛЬ-Дон» - предлагает широкий выбор материалов: от недорогих битумных материалов (бикрост, линокром) до высококачественных битумно-полимерных (биполь, экофлекс, вестоп-ласт, унифлекс и техноэласт). В ассортименте также представлены материалы для коттеджного строительства - гибкая черепица «ТехноНИКОЛЬ».
Все материалы, выпускаемые компанией, сертифицированы и рекомендованы Госстроем России.

 

В. КРАСНОВ

 

        вверх страницы

 

Архитектура. Размышления о стиле.

       

       Архитектурный стиль... Споры о стиле составляют 90% споров, возникающих по поводу архитектуры. "Стильно!" -- это восхищение студентов эффектным зданием в "буржуйском" журнале. "Не в московском стиле!" - это вердикт столичного ЭКОСа по поводу практически любого неомодернистского проекта, рискнувшего быть заявленным к строительству внутри Садового кольца.
      Рискну заявить, что сама по себе проблема выбора стиля не стоит выеденного яйца. В любом месте и в любое время можно строить здание в любом архитектурном стиле. Нет никаких критериев, кроме критерия актуальности архитектурного сооружения, которые бы влияли на "уместность" или "неуместность" применения стилевой составляющей к городу. Подлинный и качественный город без труда переваривает любые стилистические новации.

 

Архитектурный стиль и архитектурная идеология


      Думаю, что стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля и архитектурной идеологии. Последнее понятие является куда более широким, чем понятие стиля. В ХХ веке в архитектуре постоянно (но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными идеологиями: "историзмом" и "модернизмом". Каждая из идеологий базируется на своей системе ценностей, которые практически не пересекаются между собой. Однако архитектура на таком пересечении ценностей все же возникает, это внестилевая архитектура, и именуется она "эклектикой".
      Архитектурная идеология - основы, аксиомы, в соответствии с которыми работают архитекторы. Поскольку собственно архитектура представляет из себя синтез искусства и технологий, то и архитектурная идеология базируется на эстетике, формируемой на основе инженерных и художественных приемов. (Естественно, есть еще и социальная составляющая, но ее, говоря "о стиле", т.е. об эстетике, я рассматривать не буду).
       До середины XIX века архитектура последовательно развивалась на основе последовательной модернизации технологических и художественных приемов Древнего Мира. Стоечно-балочная система и формальные приемы, придававшие ей эстетически благопристойный вид, эволюционировали, но при этом не изменялись основополагающие, базовые параметры: так, соотношение высоты окна к ширине, высоты колонн к их толщине и шагу ограничивались не столько прописанными канонами, сколько технологическими ограничениями. Можно также заметить, что прописные каноны (как, например, "Строительные уставы") тоже зачастую были созданы в первую очередь для контроля за соблюдением строительных технологий в условиях отсутствия достаточного числа инженеров-конструкторов на периферии. Эстетические каноны также постоянно изменялись; незримая взаимосвязь, существующая между архитектурой и иными искусствами, постоянно адаптировала строительство к художественным потребностям общества. Эту архитектурную идеологию я назвал идеологией "историзма".
       Промышленная революция XIX века - это не только паровоз, пароход, ткацкий станок. Появление такого материала, как железобетон, появление железобетонного и металлокаркаса принципиально изменили строительные возможности. Однако художественного осмысления новых технологий не происходило до 1910-х годов. Здания, выполненные по каркасной технологии оформляли по канонам архитектурной архаики. Очевидный пример - здание Богородско-Глуховской мануфактуры в Ново-Николаевске (ныне новосибирский почтамт) - неоклассика с огромными горизонтальными окнами, устройство которых невозможно без применения железобетонных перемычек.
        Рождение идеологии "модернизма" - результат синтеза строительных технологий эпохи Промышленной революции ХIX века и эстетики авангардного искусства. Прорыв в сфере изобразительных искусств, появление нефигуративной живописи, позволило иначе переосмыслить архитектурную форму. Необходимо заметить, что люди, которых принято считать первыми архитекторами-модернистами - Ле Корбюзье и Татлин - на самом деле изначально архитекторами не были, они были художниками, рискнувшими работать с архитектурной формой и сумевшими показать прорыв в новую архитектурную идеологию.
        И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., "модерн" -- югенд-штиль -- ар-нуво, "неорусский" стиль, "псевдоготика"), то далее мы видим историю ХХ века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, "сталинский соцреализм", неоклассика, постмодернизм - стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма.

 

Александр Ложкин

 

вверх страницы

 

             Сделай сам: (позднее в этой рубрике мы будет размещать статьи из серии "Азбука домашнего мастера" - работа с металлом, техника безопасности, малярные работы, ремонт мебели и др.)

Переплет и реставрация книг.

Часть 7: Изготовление переплетных крышек
 

     Прежде всего несколько слов о материалах, необходимых для изготовления переплетных крышек... Для переплетного дела используются бумага, картон, технические и текстильные ткани бумага со специальными покрытиями, клеи.
      Остановим свое внимание па материалах, идущих па покрытие переплетных крышек. Давно ушли в небытие такие традиционные переплетные материалы, как кожа и парча. Коленкор и ледерин в продаже не встретить (даже в наборах для «Умелых рук»!). Зато научно-технический прогресс предлагает взамен материалов на тканой основе новые переплетные материалы с синтетическими покрытиями, которые и нарядны, и долговечны, и относительно дешевы, да и работать с ними довольно легко. В канцелярских магазинах «Школьник» и в магазинах «Сделай сам» бывают в продаже листы бумвинила размером 355 X х 455 мм, причем выбор их по цветовой гамме и фактуре довольно широкий.
        А если уж все-таки возникла трудности с покровными материалами, можно попробовать переплетать, используя в качестве их обычные или моющиеся обои. Не следует забывать и о том, что текстильный лоскут (ситец, сатин, «рогожка», цветные шелковые, шерстяные и штапельные ткани) — ценное подспорье в работе. Очень хорошо выглядят переплеты из простой бортовки. К тому же ее легко окрасить в любой цвет. Если же ткань топкая или разреженная, через нее может проступать клон. В этом случае ткань дублируют бумагой: лист газетной бумаги смазывают клеем, и после того как клей несколько подсохнет, бумагу переносят па предварительно натянутый па доске лоскут ткани и тщательно притирают к нему.
         В переплетных работах старых мастеров часто встречается в качестве покровного материала, а иногда и на форзацах красивая «мраморная» бумага. Но пытайтесь искать ее в магазинах, а попробуйте сделать самостоятельно. Для этого понадобятся масляные краски для художественных работ тех оттенков, сочетание которых вы хотите увидеть в готовой продукции, а также растворители пли разбавители для этих красок (бензин, керосин, скипидар, «Разбавитель № 2», или уайт-спирит и др.). Каждую из красок - разбавляют до жидкого состояния одним из имеющихся разбавителей и взбрызгивают на поверхность воды так, чтобы краски максимально покрыли поверхность воды. Затем, взяв лист бумаги за противоположные узкие стороны, аккуратно опустите его на поверхность воды, начиная с одного края и следя за тем, чтобы между бумагой и водой не оставалось воздушных пузырей. После того как весь лист ляжет на воду, осторожно извлеките его из воды и просушите на газете или на растянутой бечевке окрашенной стороной вверх. Для фиксации краски и придания глянца высохшую бумагу желательно покрыть слоем жидкого крахмального клейстера и после просушки отгладить горячим утюгом.
        Самые большие сложности всегда возникают с приобретением переплетного картона. Обычно для изготовления переплетных крышек применяют картон толщиной 1—2 мм, а в продаже его, как правило, не бывает. Приходится комбинировать, то есть склеивать до нужной толщины и жесткости куски полукартона от различных коробок, использовать старые переплетные крышки или поступать так, как это делали издавна мастера переплетного дела — клеить картон из газет.
        Единственное, о чем следует помнить: качественный картой получится, если при склеивании листов газеты в многослойный лист они будут чередоваться в зависимости от расположения в них волокон бумаги — продольного или поперечного. Практика получения такого картона показала, что для переплетных работ вполне достаточен лист, состоящий из 25—31 газетного листа. В качестве клея следует использовать крахмальный клейстер или обойный клей КМЦ.
      Склеенные газетные листы тщательно просушивают под прессом, прокладывая между листами картона сухие газеты.
      Пересушить картон не бойтесь; недосушепный картон обязательно покоробится!
       Неплохие результаты дает и изготовление картона из обычных обоев. Технология получения листа картона здесь такая же, однако число листов обойной бумаги, необходимых для получения картона, меньше — от 11 до 13.
       И уж если речь пошла о технике склеивания, остановимся на составах и рецептуре клеев, при меняемых в переплетном деле.
Наиболее удачными из готовых клеев считают синтетические клеи ПВА (или ПВА-М) и КМЦ-Н. Клей ПВА (поливи-пилалетатная эмульсия) — наилучший. В продаже он бывает в самой различной расфасовке: флаконы, тубы, баночки. Клей обладает всеми качествами, необходимыми при работе с бумагой. Быстрота высыхания (схватывание клея) — одно из главных его преимуществ перед другими клеями.  При высыхании он превращается в прозрачную пленку, невидимую ни па бумаге белой пли цветной, ни на переплетных материалах. Клей не имеет неприятного запаха, гигиеничен, нетоксичен и легко смывается с рук.
        Следует помнить, что клей ПВА боится мороза! При длительном хранении в таре замечается расслоение клея: перед употреблением его следует перемешать. В случае загустевания клей ПВА можно разбавить водой, но делать это следует осторожно; лучшим учителем здесь может стать только практика переплетчика.
         Клей КМЦ-Н применяется только при отсутствии клея ПВА, так как время высыхания его довольно значительно.
         Клеи типа Бф, 88Н и другие находят ограниченное применение, главным образом при установке декоративных элементов оформления переплетов книг.
          Декстрин в продаже бывает редко, а готовить его в домашних условиях из крахмала нет особого смысла, хотя его клеющие свойства несколько лучше, чем у крахмального клейстера.
         Клеи из ржаной и пшеничной муки даже при полном соблюдении рецептуры и ре-жимов приготовления будут иметь разные клеящие свойства из-за нестабильного содержания клейковины в муке.
         Клейстер варят из крахмала: 1 чайную ложку крахмала разводят в 100 мл холодной воды и при помешивании доводят до кипения. Помните, горячим клейстером работать нельзя!
          И наконец, столярный клей (костный), который выпускается в плитках и гранулах. Чем прозрачнее и светлее купленный исходный продукт, том лучше будет сваренный из него клей. Варить клей следует в клеянке — банке для клея, нагреваемой на водяной бане (в банке с кипящей водой).
       За сутки до употребления гранулы или .разбитую на куски плитку клея заливают водой в клеянке так, чтобы вода покрыла куски клея.     Разбухший клей доводят до кондиции на водяной бане при непрерывном помешивании до тех пор, пока он не превратится в густую однородную массу. Клей должен стекать с палочки непрерывной струйкой, а не падать каплями или тянуться. Если клей загустел — в нею добавляют воды, жидкий клен — уваривают. Столярный клеи очень быстро схватывается, работать им следует в горячем состоянии.
Классический клеи — клейстер (столярный и мучной), конечно же, может заменить какой-либо синтетический, но клейстер весьма по вкусу бытовым насекомым и грызунам, поражается он и бактериями. Поэтому, применяя клейстер, не забывайте и об этом его качестве.
         Для книг, выпускаемых промышленным способом, ГОСТ предусматривает девять типов обложек и переплетных крышек. Фантазия же книголюбов неограниченна. Самая простая и самая доступная конструкция - цельнокрытая.
         Перед тем как делать обложку, снимают размеры с книжного блока в мм: L - высота, В - ширина от кромки корешка до бокового обреза. D - длина дуги кругленного корешка или толщина книжного блока при прямом корешке. Учтите, что для сохранности блока и создания нормальных условий его вентиляции в шкафах края крышек переплета (канты) должны выступать за пределы блока на 3 мм. Определив размеры блока, заготавливают две картонные сторонки толщиной до 2 мм размерами (L + 6) X В мм, а из плотной бумаги (чертежный ватман) вырезают полоску отстава размерами (L + 6) X (D + 2 мм).
       Разложив па переплетном покровном материале вырезанные заготовки с соблюдением размеров, обводят карандашом все детали переплета, наносят флейцем клей па материал и аккуратно приклеивают сторонки и отстав, Смазанные клеем полоски припуска покровного материала загибают на внутренние стороны переплетных крышек в следующей последовательности: загибают и подклеивают боковые клапаны, притирают их косточкой и тщательно прорабатывают материал на уголках крышек, а затем обрабатывают верхний и нижний клапаны материала, также тщательно притирая их косточкой.
         Проверив качество приклейки покровного материала к крышкам и отставу с лицевой стороны (морщины и складни следует разгладить косточкой), готовый полуфабрикат сушат под прессом.
         Ну а если в обрезках остались различные переплетные материалы, не спешите их выбрасывать, Попробуйте их использовать для выполнения переплета «под старицу», то есть составного переплета с уголками.
         Крышки такого переплета делают на двух слоев картона каждую. Внутренняя сторона каждой крышки будет из толстого, а наружная - из тонкого картона. Нужно только постараться изготовить эти сторонки так. чтобы после их сборки, то есть приклейки всех элементов внешних частей сторонок, между этими элементами оставались канавки шириной 1— 1,5 мм.
         Для оклейки уголков крышек переплета берут такой же материал, как и для изготовления корешка переплета. Размер уголковых косынок покровного материала таков, что косынки на 5 мм заходят за границы канавок, идущих вдоль уголков крышек. Сразу же после при-клейки косынок на наружную часть крышек отформовывают косточкой канавку, тщательно притирают выступающие за границы крышек края материала, после чего приклеивают припуски косынок к обратным сторонам переплетных крышек (как при изготовлении цельнокрытого переплета). После выкраивают полосу покровного материала для изготовления корешковой части переплета; длина полосы на 25— 30 мм больше высоты переплетной крышки, а ширина ее на 15—20 мм больше расстояния I. Эта полоса наклеивается на отстав и прикорешковые части крышек, притирается, после чего формуются канавки на крышках и к внутренней части собираемого переплета приклеивают припуски полосы. Далее из переплетного покровного материала, сочетающегося по цвету и фактуре с уже наклеенным на крышки, выкраивают два куска для оклейки оставшихся частей сторонок переплета. Их размеры должны быть такими, чтобы при наклейке на сторонки они на 2 мм своими краями не доходили до внутренних границ канавок на крышках переплета. Припуски для приклейки материала к обратной стороне крышек такие же, как и при выполнении цельно-крытою переплета.
          Тот, кто держал в руках книги, сработанные старыми переплетчиками, обращал внимание на гребешковые выступы на корешке («бинты»), служащие не только для украшения корешка, но и для его упрочнения. Кроме того, они были нужны и для маскировки шитья книжного блока на шнуры при переплете книг в кожу. Изготовить корешок с «бинтами" не представляет больших трудностей. На наружной части отстава намечают в требуемых местах параллельные линии, вдоль которых приклеиваются полоски картона или толстой кожи толщиной 2-3 мм. После тщательного просушивания мест склейки концы полосок обрезают по ширине отстава, сводят па пет с краями отстава и надфилем или наждачной бумагой прошлифовывают полоски, придав им горбообразную форму. После оклейки корешковой части переплета покровным материалом «бинты» обжимают пальцами и косточкой, следя за тем, чтобы покровной материал без складок и морщин лег на отстав. Отделка «бинтов» на корешках, выполненных из ледерина или бумвинила, требует применения специального инструмента — подогретого гладильника (полированная металлическая пластинка-утюжок), сделанного на манер косточки.


         вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК СТОЛИЦЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗРЕЗЕ

 

      

        В московских средствах массовой информации развернулась дискуссия об архитектурном облике столицы. Причиной послужили такие события, как реконструкция гостиницы «Москва», снос Военторга и пожар «Манежа». События эти в общем-то разноплановые, но судьбе было угодно, чтобы они выстроились друг за другом, как планеты на параде. Неужели действительно историческому облику Москвы грозит разрушение?
       Возможно, я выскажу крамольную мысль, но «древняя столица» на самом деле не такая древняя, как принято почему-то считать. Нынешний центр Москвы застраивался в основном после пожара 1812 года, причем застраивался, заметим, как провинциальный (то есть нестоличный) город — довольно-таки хаотично и разнородно. Большая часть московских памятников архитектуры значительно моложе своих собратьев в Санкт-Петербурге или, например, Вашингтоне. Тем более нельзя сравнивать Москву с Лондоном, Прагой или Таллином.  Конечно, в Первопрестольной есть и действительно древние памятники, но в основном это церкви и монастыри, разбросанные по всей территории города, на которые, к слову, никто и не посягает. А вот компактной и однородной исторической застройки в Москве практически нет (за исключением Кремля, но это разговор особый).
       Это, кстати, одна из причин того, что в советское время московские памятники сносились особенно бездумно и ожесточенно. Большевики — они, конечно, и в Африке большевики, но вот Петербург-Ленинград от них пострадал значительно меньше, чем Москва, — думаю, благодаря тому, что там историческая застройка как раз таки однородная и компактная. Вот, например, критикуют дом «Патриарх» за то, что он плохо вписывается в исторический облик Патриарших прудов. Я не собираюсь оценивать этот дом с архитектурной точки зрения. Я лишь предлагаю критикам прогуляться вокруг означенного пруда и оглядеться по сторонам: мы увидим образцы рядовой застройки начала XX века, громоздкий «сталинский» дом и два «кирпича» семидесятых годов, из тех, что тогда считались элитными. Нет у Патриарших прудов никакого «исторического облика». Был, наверное, в булгаковские времена, а сейчас нет. Есть только привычный для нас облик — а это, согласитесь, совсем не одно и то же. Такими же привычными были для нас «Москва» и Военторг, а вот их архитектурную и историческую значимость можно серьезно поставить под сомнение.
       Говорят: старая Москва разрушается потому, что слишком привлекательна столичная земля для инвесторов, которые всеми правдами и неправдами «выбивают» ее под свои проекты. Да, столичная земля действительно привлекательна. Только «инвесторы» советских времен — то бишь министерства и ведомства — точно так же «выбивали» кусочки земли в центре под жилую застройку. И строили безликие кирпичные «элитные» дома как будто под копирку — потому что существовало негласное распоряжение «не выделяться» даже для высшего разряда—так называемых «цэковок». Мы к ним просто привыкли и поэтому вроде бы не замечаем убогости всей этой «элитной»- архитектуры: Современный инвестор в отличие от тех, советских, хотя бы принимает во внимание, что архитектурный облик дома впрямую влияет на его цену. В частности, влияет на цену и окружающая историческая застройка.
        Меньше всего я хотел бы убедить читателя в том, что «Москву ломают, и так ей и надо». Просто такая судьба у нашего города: каждая историческая эпоха оставляет в нем свой неизгладимый след, каждая что-то отнимает и что-то привносит. Тут не только сталинский «генплан» можно вспомнить, но и тот же пожар Москвы, и повальную застройку центра доходными домами в начале прошлого века. И при всем при этом происходит нечто подобное чуду: Москва все равно остается Москвой, «съедает» любой новострой, что века минувшего, что нынешнего, и все равно сохраняет свой неповторимый облик.
        Как это происходит? Рискну предположить: основа архитектурного облика столицы — ее радиально-кольцевая структура, которая действительно существует веками и определяет собой всю логику развития города. В этом смысле создание Третьего транспортного кольца (которое, кстати, отчасти повторяет линию бывшего Камер-Коллежского вала) — это правильный, логичный, исторически обусловленный шаг столичного градостроения. Причем не только для совершенствования транспортной системы, но и для развития города как архитектурного целого.
        Таким же правильным и логичным шагом в свое время было строительство «сталинских» высоток — поскольку они восстановили утраченную Москвой вертикаль, создали новую систему доминант. Причем они расположились в основном вокруг Садовою кольца. Будущие небоскребы (так называемое «Новое кольцо Москвы») расположатся уже на линии Третьего транспортного кольца — и это также соответствует логике развития города.

        Критики современною столичного градостроения обычно приводят в пример частности — те же Военторг и «Москву». Некоторые, впрочем, вспоминают в этой связи даже прочно забытый всеми «Интурист» Их оппоненты также в качестве аргументов обычно выдвигают «частности»: напри мер, храм Христа Спасителя или восстановленный Гостиный Двор. О каждом из этих примеров можно спорить. Бесспорным мне кажется лишь од но архитектурный облик Москвы развивается и меняется в том направлении, которое задано ему историей. Той, которая у нас есть.

 

Андрей ВОСКРЕСЕНСКИЙ

 

вверх страницы

Анонс тридцать шестого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(14.06.04)

Содержание:

      события
            Экспериментальный мост - в подарок городу

      статьи

           Растения в офисе: особенности подбора и ухода

           Новый спортивный комплекс в Берлине

     сделай сам

           Переплет и реставрация книг. Часть 8: Вклейка блока в переплет          

      А это на общетрепещущие темы:
           Дом в цвете: ДСК-3 стирает разницу между серийным и индивидуальным домостроением

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Июнь 10, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное