Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 34


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

интернет-проект

"От Анастасии"

мой софт, обои, стать и др.

 Коллекция обоев для рабочего стола и программы NewPaperLH

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №34

1

 Пожалуйста!!  Обратите внимание!!!


Уважаемые подписчики рассылки "Стройка - как много в этом звуке" !

 

 В связи с тем количество подписчиков на нашу рассылку достаточно велико (4500) и в одном выпуске мы не можем учесть пожелания всех читателей, мы хотим теперь выпускать выпуски в формате PDF (Adobe Acrobat Reader) и называться это будет "Обозреватель "Стройка - как много в этом звуке". В скором времени в данной рассылке Вы будете получать краткое содержание обозревателя и несколько статей из него в полном варианте. Сам же журнал Вы сможете загружать с нашего сайта по ссылке, расположенной в самой рассылке или на нашем сайте. Размеры журнала не будут превышать 150-200 Кб. (в исключительных случая чуть больше). Периодичность - 1 раз в месяц.

 

Напишите нам:  Каково Ваше мнение? Вам это интересно?

Адрес для писем: office@noviy-dom.com

 

Мы ждем Ваших писем!

 

 

Содержание:

события

  1. Ужесточить надзор в строительстве и эксплуатации зданий

статьи

  1. АРХИТЕКТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ

  2. Ремонт квартир. Что нам стоит дом построить?

Сделай сам

  1. Переплет и реставрация книг. Часть 6: Обработка книжного блока

А это на общетрепещущие темы:

  1. ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ БЛИЖНЕГО ПОДМОСКОВЬЯ

Анонс тридцать пятого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(10.06.04)

 

Ужесточить надзор  в строительстве и эксплуатации зданий


         Госстрой России по поручению Правительства РФ готовит постановление об ужесточении надзора в строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Об этом сообщила в Петербурге на IV Международном конгрессе по строительству заместитель председателя Госстроя России Лариса Баринова. Она отметила, что при этом предусмотрено значительное увеличение роли Госархстройнадзора (ГАСН). Без его заключения ни один объект не может быть введен в эксплуатацию. «Кроме того,—подчеркнула Л. Баринова, — часть контрольных функций будет передана общественным комиссиям». Вместе с тем, по ее словам, предусмотрено упрощение процедуры получений инвесторами пакета разрешительных документов.

      вверх страницы

  

АРХИТЕКТУРНАЯ ЖИЗНЬ ЮГА РОССИИ

 

      6 октября архитекторы отмечают свой профессиональный праздник. В этот день все причисляющие себя к этой благородной профессии соберутся вместе. О Всемирном дне архитектора и архитектурной жизни Юга России  рассказал заслуженный архитектор Российской Федерации, советник Российской Академии архитектуры и строительных наук, председатель Совета межрегионального объединения архитекторов ЮФО СА России, председатель правления Ростовской организации Союза архитекторов России, руководитель градостроительного центра Южного федерального округа ЮРО РАА СН Юрий Николаевич Трухачев.


     Немного о празднике. Дату празднования Всемирного дня архитектора ЮНЕСКО назначил на первый понедельник октября. Хотя понедельник и вправду не легкий день, это обстоятельство не помешает отметить событие. Во многих странах мира этот день празднуется как «День дома» По этому поводу в своем кругу архитекторы Юга России собираются не так давно, поскольку раньше праздник отмечали в Москве на фестивале зодчества. В этот раз решили праздновать на местах в непринужденной товарищеской обстановке.

 

Наши архитекторы


         Сегодня 1000 профессионалов Юга страны являются членами Союза архитекторов России. В межрегиональное объединение архитекторов ЮФО СА России входит 15 организаций. В Ростовской областной организации Союза архитекторов России состоят на учете 240 членов и 8 кандидатов в члены Союза Среди них архитекторы Л.В. Кузнецов, Н.Н. Нер-сесьянц, Э.А Полянский, Ю.Н. Трухачев, Я.С. Занис имеют почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР», «Почетный строитель РФ» - Ю.Н. Коломоец. Архитекторы Г.В. Иванов, Н.А.Сергеев, Е.И. Миронов, Ю.Н. Трухачев удостоены медали Союза архитекторов России «За высокое зодческое мастерство». За большой вклад в приумножение и сохранение российской культуры решением Комитета творческих Союзов России по награждению в 2001 году Ю.Н.Трухачев и Е.И. Миронов награждены Пушкинской медалью. По решению Ростовского регионального Фонда поддержки творческой интеллигенции награждены дипломами Победителя в номинации «Архитектор Года» в 2001 году - Ю.Н Трухачев, в 2002 году - Э.А.Полянский.
         14 членов СА России имеют ученую степень кандидаты архитектуры, арх. С.Д. Сулименко - доктора архитектуры, архитекторы A.M. Бояринов, Л.В.Кузнецов, В.М. Молчанов, Н.А. Моргун, Н.Н. Нерсесьянц, С.Д. Сулименко, Л.П. Шевченко - ученое звание профессора.
Членами-корреспондентами Российской Академии архитектуры и строительных наук избраны Е.И Миронов, Э.А. Полянский, советниками - С.Ю. Алексеев, A.M. Бояринов, В И. Кравченко, Ю.Н. Трухачев, В.Т.Фоменко.
         В Ростовской Государственной Академии архитектуры и искусств и на кафедре в Ростовском строительном университете постоянной преподавательской деятельностью заняты 25 членов СА России.

        Специалистов среднего звена архитекторов под патронажем и на творческой базе Ростовской Академии готовят в колледжах гг. Ростова-на-Дону, Краснодара, Ставрополя. Таким образом, создается своя архитектурная школа в Южном федеральном округе.
Члены СА России работают в 14 ведущих проектных организациях области, в т ч. Ростовский ПромстройНИИпроект, Ростовгражданпроект, СевкавНИПИагропром, Горжилпроект, Проектполимер, СКДП Спецпроектреставрация, ПроектНИИстройдормаш, Донпроектэнерго, Росттеплопроект, в 46 персональных творческих мастерских г. Ростова и других городах области, имеющих статус общества с ограниченной ответственностью, руководителями которых являются архитекторы - члены СА России.
         Главными архитекторами крупных городов Ростовской области: Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Азова, Волгодонска, Батайска, Белой Калитвы, Красного Сулина, Новошахтинска. Шахт работают члены СА соответственно: В.А. Гейер, ЮЖ. Лобанов, В.Т. Фоменко, В.Г. Ручкин, А.И. Чамуха, В.В. Горелкин, Е.В. Кузнецова, Б.Н. Агапов.
          В Комитете по архитектуре и градостроительству области, возглавляемом членом правления РОСА арх. Ю Н Коломойцем, работают четыре члена Союза.

          Важное направление - это преподавательская деятельность. В этом году Ростовская Академия архитектуры и искусств отмечает 15 лет со дня создания. За этот период сформировалась региональная архитектурная школа. Выпускники нашей Академии работают в регионах, уверенно завоевывают призовые места на профессиональных выставках Уровень работ, представленных на последней Южной региональной выставке третьего форума архитекторов Юга России, приятно удивил организаторов мероприятия. Но есть одна трудность.
Архитекторам периферии, в отличие от зодчих центральных городов, приходится прикладывать огромные усилия для реализации своих проектов, т.к. уровень инвестиций у нас не достаточно высок.
         Благодаря Ростовской академии архитектуры и искусств у нас налажена довузовская подготовка будущих профессионалов. Ведь отыскать людей, способных сочетать в себе творческое начало художника и логику инженера, достаточно сложно. Система образования, созданная на Юге России, дает хорошие плоды. На уровне специализированных школ происходит первичный отбор людей, имеющих способности к архитектурной деятельности. Только в Ростове-на-Дону три школы действуют по методике архитектурной академии. Результатом плодотворной учебы являются достойные работы молодых авторов


Тенденции


          Сегодня появились заказы и стали выполняться работы по градостроительству Это то, чего не было в течение десяти лет. Генеральные планы, планы застройки городов, комплексные схемы развития территорий - это то, над чем важно работать в условиях рыночной экономики Градостроительством сегодня активно занимаются Краснодарский край, город Ставрополь, Астрахань и другие. В подобных работах существует раздел зонирования территорий Если бы застройка осуществлялась по правилам зонирования территории, многих негативных моментов, в том числе последствий катастрофического затопления, можно было бы избежать. Сегодняшние пробки на дорогах в Ростове-на-Дону - результат того, что не реализована комплексная транспортная схема, заложенная в генеральном плане города. Поэтому города, пренебрегающие реализацией планировочной документации, в конечном итоге получают негативный результат. А цена градостроительной ошибки достаточно велика.
          Влияние рынка сказывается и на архитектуре. С появлением информации о реальной стоимости земли центральные части городов стали активно реконструироваться. Ведь стоимость квадратного метра в центре города гораздо больше, нежели в других его частях. Другая тенденция - повышение качества строительно-монтажных и отделочных работ. Появились новые материалы, технологии, позволяющие создавать палитру современных зданий. Хотя, по мнению Ю.Н. Трухачева, еще не выработался стиль городской архитектуры.
Союз архитекторов, творческая и общественная деятельность
          Время уже сегодня выделило лидеров, работающих с новыми технологиями, современным инженерным оборудованием. Задача Союза состоит в том, чтобы обеспечить архитекторам более реальные и творческие условия для работы. При Ростовской организации областного Союза архитекторов России можно создать творческую мастерскую, которая будет обеспечена всей информационной базой, необходимой архитектору. Союз также обладает инженерным центром, специалисты которого создают рабочие чертежи задумок авторов. Кроме этого, уже создана система гонорарной оплаты труда, которая позволяет достойно оплачивать работу архитектора. Члены Ростовского областного Союза архитекторов выставляют свои работы, в том числе и графические, в стенах Дома архитекторов.
          На региональных форумах, проходящих три-четыре раза в году, происходит прием в Союз архитекторов. Организация стала более открытой. В устав СА был включен пункт о привлечении в Союз ассоциированных членов, то есть тех организаций, которые работают в смежных областях. Таким образом, был создан Клуб ассоциированных членов СА, который возглавил член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук Э.А. Полянский.
         Сегодня СА взял курс на проведение профессиональных семинаров. Во всем рыночном многообразии необходимо разобраться , что лучше применять из новых отделочных материалов, технологий строительства и т.д.


Основные направления работы


        В современных условиях жилье на 90% проектируется по индивидуальным проектам. Если раньше эта цифра приходилась на типовые проекты, то сегодня все изменилось с точностью да наоборот. Заказчики отказались от типового проектирования, что связано с желанием иметь достойное жилище либо с реконструкцией старого фонда в центре города, требующего индивидуального подхода.
         Еще одно направление -проектирование общественных зданий. Офисные помещения очень востребованы на рынке. Только по Ростову-на-Дону заказано 12 проектов бизнесцентров.
         Места отдыха: кафе, рестораны, бары строятся сегодня повсеместно. Для этого перепроектируют первые этажи домов в центре города, проектируют новые современные здания, соответствующие современным требованиям жизни
         В Ростовской области реализуется социальная программа Капитально ремонтируются школьные здания, объекты здравоохранения В связи с демографическим спадом детские сады перестраиваются под жилые помещения. Но сегодня мало кто думает о том, что в будущем зданию невозможно будет вернуть функцию детского сада.
          От всех вышеназванных направлений работы СА напрямую зависит архитектурный облик Ростова-на-Дону и других городов области. Члены Ростовского областного союза архитекторов России объединены одной целью - сделать архитектуру современных городов области достойной оставаться на века, как это делали выдающиеся архитекторы прошлого.


АНАСТАСИЯ НАТАЛИЧ

 

        вверх страницы

 

Ремонт квартир. Что нам стоит дом построить?


       

     После утверждения дизайн-проекта подрядчик обязан составить предварительную смету и представить ее для утверждения заказчику.  Смета должна быть максимально детализирована и по предстоящим работам, и по используемым материалам, чтобы иметь возможность спрогнозировать расходы. Это необходимо даже в том случае, если ремонт производится самостоятельно.


Деньги решают все


        Смета должна предусматривать все затраты на ремонт квартиры. Если что-то забыто или оставлено на потом, придется готовиться к дополнительным расходам, которые могут во много раз превысить ожидаемые. Искусство ведения переговоров о выполнении работ со строителями - дело тонкое, но добиться для себя существенной скидки вполне реально. Сейчас рынок ремонтных и дизайнерских услуг достаточно насыщен, предлагаемые цены рентабельны в диапазоне 15-25%, поэтому для стабильно работающей компании возможной является скидка 10%. Настораживают более крупные суммы уступки (15%) - за все нужно платить, а значит, появляется риск снижения качества, уровня сервиса и т.д. Скидки на используемые материалы, как правило, не предоставляются. Строительные компании придерживаются мелкооптовых (розничных) цен и берут на себя обязательства по контролю качества поставляемого материала. Закупать и доставлять его самостоятельно невыгодно, так как дополнительно расходуются время и нервы. Кроме того, если используется материал заказчика, компания обязательно ставит вопрос о гарантии на проведенные работы. Следовательно, стать более привлекательным для компании клиентом можно в том случае, если переложить на ее плечи заботу о материалах, собственно ремонте (экономя при этом) и всю ответственность!
         Стоит помнить, что пик ремонтно-строительных работ наступает в июле - августе. В это время большинство компаний испытывают дефицит рабочей силы, срывают сроки, устраивают авралы, завышают цены на услуги. Поэтому делать ремонт квартиры предпочтительнее в конце апреля - начале мая. Несколько недель уйдет на поиск фирмы и согласование дизайн-проекта, но основные работы будут выполнены до пика, заказчик сэкономит деньги на стройматериалах (успевает до сезонного скачка цен, который обычно приходится на июнь), обеспечит планомерную работу и повышенное внимание подрядчика. Минусы зимнего ремонта связаны исключительно с технологическими проблемами строительства - невозможностью эффективно проветривать помещение при низких температурах и т.д.

 

С чего начинается ремонт?

 

        Строители считают, что ремонт квартиры должен начинаться с того, что хозяин собирает вещи и уезжает. Это разумно, даже если приходится на этот период снимать квартиру. Во-первых, вещи, особенно аппаратура и дорогая мебель, останутся в хорошем состоянии, во-вторых, люди будут жить в нормальных условиях, а не в клубах гипсовой пыли, без света, с размытыми потолками, сломанными стенами и демонтированным унитазом. В-третьих, по статистике, 10% семей, решивших не бросать квартиру во время ремонта, в результате бытовых неурядиц и споров распадаются, так и не дождавшись его окончания. В-четвертых, строители будут избавлены от новых "гениальных" идей и, в-пятых, значительно сократятся сроки проведения работ за счет параллельного ремонта всех комнат.
После утверждения сметы необходимо потребовать от компании-подрядчика план предстоящих работ - это дисциплинирует и дает возможность установить промежуточные контрольные точки. В плане должны быть указаны сроки и конкретные виды деятельности с тем, чтобы ремонт не тянулся бесконечно. Это настольный документ, который при случае можно предъявить прорабу и потребовать мотивированных объяснений о причине проволочек. Без понедельного плана понимание того, что сроки сорваны, приходит к подрядчику и заказчику, когда до завершения работ по договору остается всего одна неделя. Следствием этого являются авралы, снижение качества работ, испорченные отношения. К сожалению, пунктуальность в России не принята, и невыполнение договора в срок считается нормой, но управлять процессом можно с помощью пеней, определенных договором.
       С чего начинаются ремонтные работы? Для ветхих квартир - со слома и демонтажа отживших свой век стен и перегородок, снятия покрытия со стен и потолка. Это один из самых грязных этапов ремонта. Во многих старых домах сохранился хороший паркет. Спасти его может полиэтиленовая пленка, покрытая сверху оргалитом, но в любом случае паркет придется циклевать после ремонта квартиры. Если толщина покрытия в результате многократных циклевок сильно уменьшилась, оно, вряд ли вынесет еще одну операцию по обновлению.
       Самые пыльные - процессы замены (если она запланирована) оконных блоков и устройства оконных откосов и подоконников. Это необходимо сделать сразу, так как впоследствии нельзя допускать появления грязи и пыли, а во время малярных работ вообще запрещается открывать окна (недопустимы большие перепады температур и влажности). После установки окон и подоконников их необходимо сразу упаковать полиэтиленовой пленкой, а подоконники накрыть оргалитом, чтобы не поцарапать.
         Следующий этап - электропроводка. Ее можно сделать в стенах или по полу. Для электробезопасности и повышения надежности проводку тянут внутри металлических труб, которые защищают ее от внешнего повреждения дрелью. Такой способ позволяет заменить провод целиком, не вскрывая стен и пола. Для того чтобы иметь перетягивающуюся проводку, в трубы следует заложить специальную проволоку. Но этот момент необходимо обговорить при заключении договора.

 

Малярные работы - дело тонкое

 

          Малярные работы производят вслед за проведением электричества. Часто случается так, что при выполнении параллельных работ оказывается, что забыли проложить один из кабелей, а маляры уже отштукатурили и выровняли стены. В итоге нужно дополнительно заделывать штроб на готовой поверхности. Места расположения выключателей и розеток, их количество следует продумать заранее. Обычно схема разводки электропроводки входит в состав дизайн-проекта. Даже если ремонт осуществляется самостоятельно или с помощью знакомого специалиста, стоит показать на схеме, где в стенах проходит скрытая проводка. Система в дальнейшем должна быть готова к обслуживанию в случае ее отказа. Кроме электропроводки (220 В) подводят телефонный и телевизионный кабель. Силовой кабель не рекомендуется прокладывать вместе с телефонным и антенным во избежание наводок и помех. Особого внимания требует телевизионный кабель. Обычно, чтобы установить в квартире две (или три) телевизионные ветки, надежно припаивают параллельно второй кабель, тем самым понижая сопротивление с 75 до 37,5 Ом. В результате качество изображения сильно ухудшается, появляется "снег" на экране, не работает ряд программ и т.д. Избежать этого можно, если пригласить специалиста с соответствующим оборудованием, чтобы он измерил уровень сигнала по каждой ТВ-ветке и вмонтировал либо ТВ-усилители, либо ТВ-фильтры.
          Малярные работы - самые трудоемкие и длительные, поэтому их выполняют по возможности одновременно во всех помещениях. Задержки здесь связаны с технологией. Каждый новый слой штукатурки (или шпаклевки при окончательной отделке) должен полностью высохнуть, прежде чем работа будет продолжена. Но промедление стоит того - абсолютно ровные стены и потолок визуально увеличивают объем помещения, любое покрытие - краска или обои - ложатся ровно, сохраняется рисунок, отсутствуют перекосы.
         Работы в санузле и кухне начинаются одновременно с малярными. Их нужно сделать в первую очередь. Сварка, штробление и разводка труб осуществляются в соответствии с планом размещения сантехники. Одновременно готовят подводку под радиаторы отопления, устанавливают краны и кронштейны (кроме радиаторов). Электропроводка в санузле должна обязательно иметь заземление.  Если в доме не предусмотрена разводка заземления, провод следует подключить к корпусу стандартного щитка, где находится электрический счетчик, а если заземления вообще нет, необходимо рассчитать УЗО на все приборы с заземлением. Далее работы в санузле продолжаются согласно плану. Устанавливают ванну, выравнивают стены и облицовывают их плиткой, затем монтируют потолок и укладывают плитку на пол. После этого наступает очередь прочих сантехнических устройств, смесителей и аксессуаров.

 

Безопасность дома в розетке

 

         Когда проложена электропроводка, установлены подрозетники и распаечные коробки, проверяют контрольное напряжение во всех точках. Концы проводки изолируют и помещают в подрозетники. На этом этапе розетки и выключатели не монтируют, чтобы сохранить их товарный вид. Параллельно производят окончательную шпаклевку стен. Для технологически точного контроля высыхания слоя штукатурки (шпаклевки) применяют влагомеры - специальные приборы, измеряющие влажность материала.
        Затем осуществляют работы по устройству стяжки пола. Стяжку можно выполнять различными материалами - от обычной кладочной цементно-песчаной смеси до самовыравнивающихся полов. Простая смесь дешевле, но ее гораздо труднее выровнять по горизонту. Она долго сохнет - только спустя 40 дней можно приступать к следующему этапу работ. Наливные самовыравнивающиеся полы - дорогой, но очень технологичный материал. Выравнивание происходит почти автоматически, то есть жидкий раствор смеси растекается и обеспечивает горизонтальную поверхность. Время ее окончательного высыхания - 15 дней. Систему "теплый пол" устанавливают в стяжку. В случаях, исключающих "мокрые процессы", применяют технологию сухого выравнивания (насыпную).

 

Финишная прямая

 

        Следом за стяжкой устанавливают дверные коробки и двери с учетом толщины будущего напольного покрытия. Саму дверь после монтажа можно снять с петель и убрать на время ремонта или упаковать в полиэтиленовую пленку, чтобы защитить от повреждений. Параллельно можно красить потолки и укладывать плитку, но на окончательно высохшую стяжку и в тех помещениях, где это запланировано.
        Завершение устройства пола зависит от планируемого покрытия. В большинстве случаев (если конечным покрытием не является плитка) стяжку покрывают битумной мастикой и кладут фанерные листы, притягивая их к полу саморезами. Чтобы фанера плотно прилегала, пол долго служил, не скрипел и не вспучивался, один лист фанеры крепят на 30-50 саморезов. Фанера обеспечивает дополнительную тепло- и звукоизоляцию. После завершения ее монтажа можно клеить обои под покраску.
        Если в комнатах предполагается настелить ламинированный паркет или паркетную доску, в первую очередь клеят обыкновенные обои (не под покраску). Если паркет штучный, сначала укладывают напольное покрытие, циклюют его, покрывают одним слоем лака, оклеивают стены обычными обоями, после чего паркет покрывают последующими слоями лака (в зависимости от качества паркета и лака). Подобная последовательность работ связана исключительно с циклевкой, которая дает большое количество пыли. Несмотря на то, что хорошие циклевочные машины оборудованы пылесосом, пыль оседает на окружающих предметах, в том числе и на стенах. Она очень едкая и плохо смывается, поэтому чтобы не испортить обои, их наклеивают после циклевки, а чтобы паркет не впитывал избыточную влагу, его покрывают одним слоем лака.
      Основные работы по ремонту квартиры можно считать практически завершенными. Осталось установить плинтусы, декоративные элементы, выключатели и розетки, карнизы, навесить двери, наличники и пр.
       Следует заметить, что очередность операций зависит от количества комнат в помещении, наличия ресурсов, специфики построения многоуровневых помещений и может меняться. В статье описан простейший случай для ознакомления с технологией проведения работ. В принципе, она базируется на обычной логике, и каждый способный к анализу человек может определить ее самостоятельно.


 

вверх страницы

 

             Сделай сам: (позднее в этой рубрике мы будет размещать статьи из серии "Азбука домашнего мастера" - работа с металлом, техника безопасности, малярные работы, ремонт мебели и др.)

Переплет и реставрация книг.

Часть 6: Обработка книжного блока
 

     Прежде чем вести дальнейшую обработку книжного блока, нужно подготовить необходимый инструмент.
      Особое внимание следует уделить ножам. К сожалению, они не поступают в продажу и их придется делать самим.
       Для ножей лучше всего подходит сталь от ножовочных полотен для механической или ручной ножовки. Помните, что переплетный нож — основной инструмент, и от того, какой он, зависит качество всей последующей работы.
      На первых порах будет достаточно двух ножей — универсального (резка картона, обрезка тетрадей и книжных блоков) и узкого (резка бумаги в переплетных тканей, разрезка по сгибу). Универсальный переплетный нож делается из полотна для механической ножовки.  Можно, конечно, воспользоваться и заготовкой для сапожного ножа (продается в магазине «Инструменты»), но нож в этом случае получится менее качественный. Основное требование к универсальному ножу — жесткость. Лезвие ножа не должно изгибаться при приложении к нему боковых усилий.
       В любом случае сторона ножа, обращенная к обрабатываемому книжному блоку, должна быть отшлифована и отполирована. Режущая часть выполняется в виде лезвия с односторонней заточкой в виде фаски шириной не менее 5—8 мм. Длина режущей части, как правило, не превышает 80 мм.
       После заточки ножа следует убедиться в отсутствии на режущей кромке зазубрин и заусенцев и отполировать левую (то есть плоскую) сторону ножа. Для этого желательно пользоваться плоскими мелкозернистыми абразивными брусками достаточной ширины. Левую плоскость ножа доводят обязательно на влажном бруске, совершая круговые движения по бруску с легким нажимом. У правильно заточенною ножа режущая кромка (жало) не должна быть завалена па левую сторону!
      Качество заточки проверяют по световым бликам на левой стороне: неоднородность бликов говорит о наличии завалов, а это, в свою очередь, обязательно приведет к браку при обрезке блока. В завершение попробуйте с легким нажимом провести ножом по газетной бумаге — если бумага режется, значит, нож заточен правильно.
       Узкий нож делают из полотна для ручной ножовки. Его удлиненное лезвие (длиной до 100 мм) затачивают с обеих сторон.
       Для безопасности и удобства работы изготовленные ножи постарайтесь оснастить ручками из дерева, пластмассы, кожи, хлорвиниловой трубки или изоляционной ленты.
        Работать такими ножами следует, применяя металлическую линейку с бортиками, предохраняющими руку при случайном срыве ножа.  Такую линейку лучше всего сделать из стального уголкового проката с шириной полки уголка 30 мм, уменьшив высоту одного из плеч уголка до 3—4 мм. Естественно, рабочая поверхность уголка должна быть отшлифована и отполирована. Уголки из сплавов цветных металлов применять нежелательно, так как при работе с ними будет появляться «натир» на поверхности обрезаемого книжного блока. Как бы аккуратно ни работать с ножами, их лезвия со временем тупятся. Заметить это достаточно легко: требуется больше усилий для резания, появляются заусенцы на обрезаемом материале. Если пользоваться таким ножом и далее, он будет мять и рвать бумагу. Поэтому для регулярной заточки в правки ножа под рукой переплетчика всегда должны быть средне- и мелкозернистые абразивные бруски для заточки и оселок для правки ножей.
         Из вспомогательных инструментов потребуются растрепка и косточка (или фальцбейн). С помощью косточки фальцуют (сгибают) листы бумаги, притирают их при приклейке, продавливают рубчики, а при помощи клиновидного выреза па широком ее конце заделывают уголки переплетных крышек... Традиционно косточки делают в виде пластинки из трубчатой кости крупного рогатого скота. Толщина пластинки 3—4 мм. Один конец косточки — острый, другой — тупой. Все кромки пластинки следует округлить, после, чего вся поверхность косточки шлифуется и полируется. Для изготовления косточки применяют и другие материалы (твердые породы дерева, оргстекло, фторопласт).
        Неплохо в арсенале инструментов иметь и деревянный молоток (к и я н к у) для кругления корешков книжных блоков (киянки делают о из пластмассы.)
        Не забудьте, что при обрезке блоков, картона, раскрое переплетных материалов необходимо подкладывать на стол лист фанеры или винипласта.
         Из мерительного и разметочного инструмента желательны металлические линейки и угольник.
          Для прессовки книжных блоков и готовых книг вполне подойдут обыкновенные струбцины в сочетании с широкими (больше размера книжных блоков) досками, листами из древесностружечных плит или фанеры толщиной 15—20 мм. Когда придет опыт в переплетном доле, мастер сам почувствует необходимость иметь небольшой универсальный переплетный станок, на котором производятся не только шитье блоков, но и их обрезка и прессовка, а также раскрой переплетных материалов.
        И, как само собой разумеющееся, нужны карандаши, ножницы, набор кистей (для проклейки узких полосок и небольших книжных блоков вполне пригодны щетинные кисти № 6—12, лучше плоские, а для обработки больших поверхностей понадобятся либо круглая малярная кисть-ручник, либо флейц шириной 50—75 мм). Не забудьте и о посуде для клея,
         Имея перечисленный набор инструментов и приспособлений, можно приступить к обрезке и окончательной отделке книжного блока.
Обрезка — самая трудоемкая операция, поэтому, прежде чем обрезать книжные блоки, сшитые вами, попробуйте потренироваться на стопе макулатуры, например на старых газетах...
         При помощи угольника и мерной линейки, стараясь оставить по возможности большие поля у страниц, намечают, базируясь на корешок, линии реза. Обрезку блока лучше начинать с верхнего обреза (головки). Для этого блок зажимают в струбцину или в переплетный станок под подвижную плиту, подложив под него 2—3 листа картона. Затягивая винты струбцины, обязательно обращают внимание на то, чтобы блок не был перекошен пли сдвинут в сторону.
         Взяв универсальный нож в руку так, чтобы указательный палец лег на его верхнюю часть, прижимают нож к линейке, и, держа ого под углом 30—50° к горизонтальной поверхности, проводят лезвием ножа по линии реза. Учтите, сильный нажим приводит к смятию и
разрывам страниц. Движение ножа при обрезке блока — на себя.
         Помните, что режут только тщательно просушенные блоки. Если же после зажима в струбцины наблюдается волнистость листов блока со стороны обреза или некоторая рыхлость блока, можно несколько минут подержать блок над паром, а потом тщательно просушить его под прессом, чтобы листы блока приобрели плоскую форму. Если для обрезки проходится пользоваться не очень жесткими направляющими или струбцинами, зачастую в середине блока наблюдается как бы разбухание его, а по краям сильная пропpecсовка. В этом случае во время обрезки нож будет вырывать фрагменты листов книги, и обрез получится неаккуратным, рваным.
       Обрезка ведется движениями от себя пяткой ножа и требует меньших усилий, чем при использовании обычного ножа. Единственное условие, требующее неукоснительного соблюдения: начинать обрезку нужно с небольшим нажимом на нож, так как в противном случае он глубоко войдет в книжный блок, и его будет трудно сдвинуть с места.
         После обрезки головки блока производят обрезку боковой, а затем и нижней его частей.
          Иногда приходится обрезать блок всего на 1—3 мм. Как правило, при помощи ножа выполнить эту операцию не представляется возможным. Не надо расстраиваться: зажмите блок между двух досок при помощи струбцин и прострогайте его обрез вместе с досками рубанком на требуемую величину. Результат такой обработки превосходит все ожидания. Можно спилить часть блока и ножовкой.
         Неплохие результаты дает и обработка обрезов книжного блока напильником. Попробуйте этот прием на книге, требующей обреза блока без разборки переплета. При всей простоте он дает неплохие результаты.
          После обрезки каждой стороны блока до распрессовкн внимательно осматривают их поверхности и, если требуется, удаляют царапины и заусенцы с обрезов при помощи мелкой наждачной бумаги. Конечно же, обработка наждачной бумагой обязательна после опиловки блока напильником. Обрабатывать обрезы блоков наждачной бумагой следует всегда вдоль обреза, постоянно удаляя бумажную пыль.
         После обрезки сторон книжный блок подвергают окончательной отделке. Начинают с корешков, которые у книжных блоков бывают прямыми, кашированными и закругленными.
        Чтобы из прямого к о р е ш к а сделать закругленный, блок кладут па стол и, прижав его к поверхности стола, легкими ударами киянки придают корешку округлую форму. Сначала сдвигают верхнюю кромку корешка и прилегающие к ней тетради до середины блока, а затем, перевернув блок, обрабатывают так же и вторую его половину. Для сохранения скругленной формы корешка блок зажимают в струбцину и окончательно проклеивают его корешок. Сушить корешок блока необходимо под прессом.
         Кашированный корешок обеспечивает лучшее раскрытие книги в результате отгибки фальцев тетрадей. Для этого блок с закругленным корешком зажимают в тиски между фигурными переплетными досками так, чтобы фальцы первой и последней тетрадей выступали над кромками досок на 2— 3 мм, промазывают корешок клеем и, пользуясь кашировкой, легкими ударами молотка по ее верхней части, начиная с крайней тетради одной из сторон блока, укладывают ее фальц на торцевую часть доски. Затем последовательно укладывают друг на друга фальцы других тетрадей до середины корешка, после чего обрабатывают таким же образом другую половину блока. Для прочности и устойчивости кашированный корешок оклеивают топкой бумагой и, не распрессовывая, дают ему просохнуть.
          Если нет кашировки, ее несложно сделать из стальной пластины (подойдет лезвие от рубанка). Сточив режущую часть, трехгранным напильником наносят на торце пластины неглубокие зубцы.
          При желании украсить книгу и предохранить ее листы от воздействия пыли и солнечных лучей обрезы блока окрашивают. Для этого пользуются разведенным в воде анилиновым красителем для хлопчатобумажных тканей. Неплохие результаты дают ц акварельные краски, а также гуашь, в которую после подбора цвета для прочности окраски добавляют немного молока. Цвет красителя, конечно, должен гармонировать с цветом переплета. При окраске берут ватный или поролоновый тампон, обмакивают его в краску и, отжав до полусухого состояния, движением от корешка закрашивают верхний обрез блока. Чтобы краска не проникла на страницы книги, блок надежно и плотно прессуют между двумя досками пли в тисках и распрессовывают лишь после полного высыхания краски.
         Очень украшает книгу ляссе — закладка, вклеенная под каптал. Она должна быть топкой, чтобы не коробились листы блока, лучше если ее цвет гармонирует с цветом каптала, обреза книги и ее переплета. Одни любят, чтобы закладка представляла собой тесьму с орнаментом и заканчивалась бахромой, другие предпочитают закладки с бумажными бирками на свободном конце. Фантазия здесь безгранична!
          Самый простой вид закладки — закладка-ленточка из шелка шириной 6—10 мм. Длину ее выбирают на 20—25 мм больше диагонали книжного блока, не забыв добавить 10—15 мм для приклеивания ленточки к корешку блока. Ляссе обычно приклеивают клеем ПВА, вложив заготовку в середину блока.
         Завершают отделку блока приклеиванием полосок каптала, длина которых равна ширине корешка книжного блока по дуге. Если нет настоящего каптала, его можно сделать самим, взяв ленточку тонкой ткани подходящего цвета и сложив ее пополам, склеить обе половинки между собой, предварительно вложив в сгиб тонкую бечевку или жгут из суровых ниток.


         вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ БЛИЖНЕГО ПОДМОСКОВЬЯ

 

      

        Все без исключения домостроительные комбинаты столицы строят свои дома в Подмосковье — как инвесторы, генподрядчики, поставщики комплектов серийных домов или же совмещают эти функции. Кроме того, многие застройщики возводят дома в области по индивидуальным проектам. Но поговорим об «экспансии» столичного индустриального домостроения в подмосковные города-спутники. Почему московские компании начали массированное наступление по всем загородным направлениям и кому оно выгодно?

        Подмосковье — это не единственный регион, в котором осуществляют свои проекты московские строители. Санкт-Петербург, Рязань, Ярославль, Тамбов, Калининград, Тула, Нижний Новгород, Владивосток — вот далеко не полный список городов, в которых находятся «московские» строительные площадки. К этому списку можно прибавить также города многих бывших союзных республик. Однако все эти проекты принципиально отличаются от подмосковных. Во всех городах и регионах участие москвичей, как правило, заключается в инвестировании строительства объектов, проектировании и продажах. При этом на стройках работают в большинстве случаев местные рабочие, нередко специально под них возрождаются местные домостроительные комбинаты, развивается региональное производство строительных материалов. То есть приход московских инвесторов-застройщиков дает серьезный толчок для развития экономики региона.
         А вот в Московскую область — особенно в ближнее Подмосковье — столичные строители приходят со своими сериями домов, своей техникой и строительными бригадами. То есть происходит вроде бы некоторое нарушение баланса региональных интересов, «игра в одни ворота». Ключевое слово здесь — «вроде бы». На самом деле противостояние Москвы и Подмосковья на строительном рынке не более чем легенда, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько мифов.
         Итак, миф первый: столичные строители отбирают работу у подмосковных. Вообще-то никто не считал (да и затруднительно это подсчитать), сколько жителей Подмосковья работает в столичных строительных компаниях и наоборот. Москва и область — единый организм, и из городов-спутников порой легче и быстрее можно добраться до центра Первопрестольной, чем из некоторых отдаленных московских районов. А, к примеру, один из крупнейших домостроительных комбинатов Москвы — ДСК-5, входящий в холдинг СУ-155, — находится на территории подмосковного Домодедова, и работают в нем в основном жители этого районного центра Кстати, еще пять лет назад Домодедовский ЖБИ был практически неработающим заводом, а сейчас это одно из градообразующих предприятий, на котором успешно решаются также и социальные вопросы Вскоре будет сдан дом в Домодедове, построенный силами ДСК-5 и предназначенный для заселения очередников, работающих на предприятии. Кстати, ДСК 5, выпускающий новую серию домов И 1SS, обеспечивает более десятой части всех индустриальных новостроек на территории столицы.
           Миф второй: якобы москвичи строят за пределами города дома «второго сopтa», устаревшие серии, которые уже запрещено строить в столице. Эго утверждение не просто голословно, но и неграмотно с чисто технической точки зрения. Если серия устарела и снята с производства, то домам этой серии просто неоткуда взяться — что в Москве, что в Подмосковье, что на Дальнем Востоке. Не существует таких складов, на которых ждут своего часа произведенные несколько лет назад панели.
        — Мы много строим в Подмосковном регионе, выступаем как инвесторы, так и подрядчики строительства, — говорит главный инженер Домостроительного комбината № 1 Роман Шурер. — И в Подмосковье мы возводим те же дома серии П-44Т (с облицовкой «под кирпич»), которые пользуются большим спросом у москвичей. Насчет «второго сорта». Когда тот или иной компонент производится в заводском цехе, он еще не имеет адреса, и мы сами не знаем, куда пойдет конкретная панель: в Чертаново или в Мытищи. Что же касается устаревших серий, то, к примеру, серия П-44 вообще снята с производства еще в 2000 году.
          Сейчас мы выпускаем дома нового поколения, все наши изделия сертифицированы Госстроем России и Мосстрой-сертификацией.
Вот еще один показательный пример. Последняя разработка столичного Домостроительного комбината № 3 — модифицированная серия ПЗМ-7/23 — дома улучшенной планировки, имеющие от 7 до 23 этажей. Дом этот ничем не хуже «индивидуальных» — даже специалисты по его внешнему виду не всегда понимают, что это продукт индустриального домостроения. Так вот, пилотный дом этой серии строится сейчас не в столице, а в подмосковном Одинцове. Впору москвичам обижаться...
          И наконец, миф третий: в Москве не хватает места для нового строительства, и потому столичные застройщики устремились в ближнее Подмосковье. Руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин утверждает, что потенциальная емкость московского жилого строительства — более 70 миллионов квадратных метров. То есть при нынешних темпах строительства работы хватит еще как минимум лет на пятнадцать. У домостроительных комбинатов нет проблем с загрузкой мощностей и сбытом продукции: они обеспечены заказами на годы вперед.
             В таком случае почему же столичные строители стремятся в Подмосковье? Тому есть вполне объективные причины. По свидетельству экспертов, рынок недвижимости Подмосковья в настоящее время недооценен. В последние годы в Москве цены росли опережающими темпами, и возможности дальнейшего роста практически исчерпаны. А в таких городах, как Мытищи, Химки, Одинцово, Красногорск, всплеск цен еще, по-видимому, впереди. Он подогревается как экономическим ростом городов-спутников, так и тем, что многие москвичи предпочитают приобретать жилье за пределами МКАД -причем не только из-за относительно низких цен, но в первую очередь из-за лучшей экологии. Таким образом, недвижимость Подмосковья представляет собой растущий и привлекательный для инвестора рынок, и вполне естественно, что столичные компании стремятся утвердиться на нем
           Во вторых, в Подмосковье есть большие неосвоенные площади, а в Москве действительно таких почти не оста лось и застройка ведется в основном точечная. Возможность масштабного строительства, конечно, привлекает крупных столичных застройщиков. Причем далеко не всегда они «подвязываются» к готовой инфраструктуре городов -спутников. К примеру, СУ-155 строит сейчас новый жилой район «Кутузовский» в Одинцовском районе, вблизи железнодорожной станции Трехгорка. Фактически это небольшой город, застраиваемый домами эконом-класса (серии П-ЗМ и ИП-46С) и бизнес-класса (серия И-155). Все коммуникации для этого жилого комплекса создаются практически «с нуля».
           И наконец, нелишне заметить, что Москва отнюдь не закрыта для застройщиков из других городов и регионов. На территории города строят петербургские «Балтийская строительная компания» и «Строй-монтаж», да и подмосковные компании работают в столице. Тем более сейчас, когда все участки распределяются на конкурсной основе, принимается во внимание прежде всего соотношение цены и качества, а не региональная принадлежность строительной организации.

 

АНДРЕЙ АРЖАНОВ
 

вверх страницы

Анонс тридцать пятого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(10.06.04)

Содержание:

      события
              Московский айс-парк - первый в мире

      статьи

           Долговечная кровля

           Архитектура. Размышления о стиле.

     сделай сам

           Переплет и реставрация книг. Часть 6: Изготовление переплетных крышек          

      А это на общетрепещущие темы:
              Архитектурный облик столицы в историческом разрезе

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Июнь 7, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное