Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 13


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию некоторых статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №13

1

Содержание:

события

  1. Презентация крана

статьи

  1. Высотки, стадионы, тоннели и мосты проверят на устойчивость Виктория ВОЛОШИНА

  2. Объекты, рекомендуемые к дополнительной проверке

  3. Самые скандальные Московские новостройки

А это на общетрепещущие темы:

  1. Катастрофы может предотвратить авторский надзор

Анонс четырнадцатого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.03.04)

 

Презентация крана

 

         В Управлении механизации № 2 прошла презентация башенного крана СТТ 141-6 TS, выпускаемого компанией Comedil TEREX. Это типовая модель для городского строительства. Она проста в сборке - монтаж занимает около суток. Максимальная грузоподъемность крана - 6 тонн, вылет стрелы - 61,5 метра, высота работы без крепления к объекту - 61,3 метра.

         О конструктивных особенностях крана подробно рассказал управляющий директор компании Comedil TEREX Феруччо Морич. По его словам, ключевой особенностью крана является плоский верх башни без вантов и растяжек.
         Отсутствие башенной надстройки уменьшает габариты и позволяет использовать на стройплощадке одновременно несколько кранов, высота которых различается незначительно (перекрестному движению стрел ничего не мешает). Еще одна особенность СТТ Flat top состоит в том, что в отличие от кранов традиционной конструкции его стрела монтируется отдельными секциями на уже возведенную башню крана. Пояса башенных секций изготовлены из таврового профиля, благодаря чему в них не накапливается влага. Это повышает их коррозионную стойкость и прочность всей конструкции.
         Из экзотических особенностей крана следует отметить то, что им можно управлять с земли при помощи пульта с джойстиком. Как заверил собравшихся Феруччо Морич, по совокупности все перечисленные достоинства позволяют значительно ускорить ход ведения строительных работ, сократить их себестоимость, повысить экономическую эффективность и обеспечить высокий уровень безопасности.
 

            вверх страницы

  

Высотки, стадионы, тоннели и мосты проверят на устойчивость

     

       Комиссия правительства Москвы, созданная для расследования причин обрушения купола «Трансвааль-парка», намерена обнародовать результаты своей работы в ближайшие дни. Впрочем, каковы бы ни были ее выводы, после трагедии обнаружилось столько проблем в работе столичных проектировщиков и строителей, что в мэрии было решено проверить большинство новостроек столицы. Еще 2 марта Юрий Лужков подписал распоряжение № 320-РП «О создании экспертной комиссии по оценке надежности конструктивных решений и проверке технического состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, возведенных и проектируемых в городе Москве». Руководителям Москомархитектуры, Москомэкспертизы и Госархстройнадзора было поручено в срок до 25 марта составить перечень объектов, подлежащих проверке.

       На самом деле качество любой стройки в Москве курируют сотни контролирующих организаций на всех стадиях - предпроектная подготовка, технический надзор во время всего строительства, заканчивая приемкой построенного объекта Госкомиссией. Москве, чуть ли не единственной в стране, удалось сохранить свой строй-комплекс и лучшие кадры в нем и во время перестройки, и во время дефолта. И именно это, по мнению многих экспертов, позволило столице первой приступить к возведению не только типовых, но и экспериментальных, новых для России зданий, включая высотки, современные стадионы, аквапарки, фитнес-центры и так далее. Как известно, эксперимент не всегда бывает удачным, и рухнувшая крыша аквапарка заметно покачнула авторитет московских строителей, которые давно уже строят не только в столице, но и по всей России.
       Что касается типовых зданий (это примерно 70 процентов всего строящегося в Москве), то, как практически единогласно говорят и строители, и инвесторы, и риэлторы, система контроля качества здесь соответствует всем мировым уровням, а большинство жалоб приходится на отделочные работы, которые во всяком случае не грозят обрушением.
       Другое дело - нетиповые постройки, в том числе элитные дома со сложной архитектурой, под которые власти города отдают лучшие участки земли, потому что именно они приносят большую прибыль. Сегодня все они, включая и высотки, строятся без ГОСТов - их просто нет, не успели
разработать, на всем ходу впрыгивая в рынок. Поэтому городские власти, включая и контролеров, по большому счету доверяют опыту иностранных инвесторов, которые рекомендовали им те строй -фирмы, с которыми они уже успешно сотрудничали в других странах. И сейчас проектирование и строительство уникальных зданий регламентируется лишь СНиПами, которые тоже не всегда успевают обновлять, приспосабливая под все более современные проекты.
      Как раз в эти дни глава стройкомплекса Владимир Ресин посещает Америку во главе комиссии, которая намерена перенять опыт строительства высотных зданий у американцев. Может быть, в результате поездки удастся на основе их нормативов выработать наконец свои и приложить их на зыбкую московскую почву. Во всяком случае заморозить сейчас строительство объектов, в которые уже вложены сотни и даже миллионы долларов, вряд ли кто рискнет. Здания и сооружения, вошедшие в этот список, как заверили «Известия» в столичном стройкомплексе, вовсе не признаны «аварийными» или «подозрительными» - их просто хотят «на всякий пожарный еще раз проверить».
 

Виктория ВОЛОШИНА
 

     вверх страницы

 

Объекты, рекомендуемые к дополнительной проверке

 

Большепролетные здания

1 . Севастопольский проспект, вл. 7 (ЮЗАО, Кот-ловка). Административно-складской, торгово-культурный центр «Рамстор».

2. Ул. Новый Арбат, вл. 36/9 (ЦАО, Арбат) Многофункциональный гараж с подземно- надземной стоянкой.

3. Ул. Давыдковская, вл. 2,5, корп. 2,2 (ЗАО, Фили -Давыдково). Аквапарк с подземным гаражом и спортивно-оздоровительный комплекс.

4. Краснопресненская наб., ММДЦ «Москва-Сити», уч. 4. Корректировка проекта аквапарка - гостиница с подземными автостоянками.

5. Ул. Отрадная, вл. 9а (СВАО, Отрадное). Надстройка 2-го и 3-го этажей над существующими гаражами.

6. Волгоградский проспект, вл. 43, корп. 1 (ЮВАО, Текстильщики). Сервисный центр (продажа и оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей Мерседес- Бенц- центр).

7. Ул. Мелитопольская, вл. 5. Спортивный центр (картодром).

8. Водный спортивно-оздоровительный комплекс индивидуально. «Лужники», территория спорт-комплекса.

9. Пересечение ул. Тропаревской и Никулинской (ЗАО, р-н Тропарево-Никулино). Реконструкция автостоянки № 445 с надстройкой двумя этажами и тремя этажами блока спортивных и сервисных услуг.

Высотные здания

10. Краснопресненская наб. (ЦАО, Пресненский район). Строительство нулевого цикла многофункционального административно-делового комплекса - 1 -я очередь ММДЦ «Москва-Сити».

11 . Краснопресненская наб. (ЦАО, Пресненский район). Проверка конструктивных расчетов многофункционального административно-делового комплекса с апартаментами.

12. Ленинградский проспект, вл. 31, стр. 1 (САО, Береговой). Многофункциональный спортивно-деловой рекреационный центр.

Объекты жилого и общественного назначения

13. Ул. Б. Черкизовская, 125. Аквапарк стадиона «Локомотив».

14. Стадион «Локомотив».

15. Ул. 2-я Брестская, 6. Выставочный зал.

16. Крылатское, 100. Крытый конькобежный центр.

17. Краснохолмская наб , 5. Дом музыки.

18. Митино Спортивный центр В Третьяка.

19. Турчанинов пр., 3. Спорткомллекс «Чайка» -2 -я очередь.

20. Ул. Рабочая, 53. Крытый каток.

21. Ул. Бестужевых, вл. 7-9. Крытый каток.

22. Рождественский б-р. Культурно- развлекательный центр.

23. Ул. Каретный Ряд, 3. Театр «Новая опера», 2 -я очередь.

24. Ул. Новые Черемушки, кв. 6. Жилой дом.

25. Ул. Тверская, 3-5. Гостиница «Интурист».

26. Карамашевский пр., 68. Фитнес-клуб.

27. Ленинский пр-т, 111/2. Жилой комплекс более 50 этажей.

28. Чапаевский пер. Жилой комплекс более 50 этажей.

29. Ул. Вильнюсская, 6. Бассейн - проектируется для повторного применения.

30. Ул. Мосфильмовская, 4-6. Жилой комплекс.

31. Пр-т Жукова, 72-74. Жилой комплекс более 50 этажей.

32. Ул. Авиационная, 73, к. 1,2, 3. Жилой комплекс «Алые паруса».

33. Ленинградский пр-т, д. 17. Международный университет «Атрум».

Объекты дорожно-транспортного и московского строительства

34. Транспортное пересечение ул. Сущевский Вал с Шереметьевской ул.

35. Создание московской монорельсовой транспортной системы (первый пусковой комплекс).

36. Тоннельно-эстакадный вариант участка 3-го транспортного кольца в районе «Лефортово».

37. Автодорожные тоннели в районе «Лефортово».

38. Транспортное пересечение Беговой ул. с Ленинградским проспектом.

39. Пешеходный мост через р. Москва от храма Христа Спасителя.

40. Пешеходный мост через отводной канал у памятника Петру Великому.

41. Участок Краснопресненского проспекта от МКАД до проспекта Маршала Жукова.

   

 

 

Самые скандальные Московские новостройки

 

     Ознакомившись со списком городских строений, рекомендованных для проверки столичным стройкомплексом, «Известия» решили выяснить, что скрывается под скупыми названиями улиц и номерами владений. Оказалось, что часть зданий, указанных в списке, пока даже не построены, некоторые возводились еще при советской власти, зато под некоторыми адресами скрываются самые скандальные московские строительные проекты последних лет.

 

Стеклянная крыша для лимузинов


        Год назад на Волгоградском проспекте, 43, построили новый сервисный центр «Мерседес-Бенц» Трехэтажное здание выставочного комплекса, выполненное полностью из стекла, считается крупнейшим автосалоном в Европе После трагических событий в московском аквапарке новый салон «Мерседеса» сразу попал в список «нетипичных» сооружений, рекомендованных мэрией к дополнительной проверке
         Машины в салоне выставлены на плоских круговых балконах Туда их поднимают с помощью стеклянного лифта В центре демонстрационного зала - бассейн, в котором плавают японские карпы Прямо из воды берет начало прозрачная конструкция лифта, и здесь же установлен вращающийся подиум, на котором красуется старинный «Мерседес» Но больше всего в автосалоне удивляет крыша  Для увеличения освещенности на потолке была использована огромная лампа в виде трехлучевой звезды, вмонтированная в центр кровли
      — Нечего людей зря пугать, — накинулся на корреспондента «Известий» охранник салона - У нас солидная клиентура, так что пускай проверяют все, что хотят. Ничего тут не рухнет. Спешащий на работу менеджер, представившийся «Известиям» Сергеем, оказался более многословным
      - Я не думаю, что этому зданию что-то угрожает, - заверил Сергей - Строительство контролировали немцы, а они известные педанты. Машины, которые здесь выставляются, стоят огромных денег. Владельцы вряд ли бы стали рисковать такой суммой, экономя на строительстве. Кроме того, комплекс проектировали и строили лучшие конструкторы и архитекторы города, так что стоит оно крепко.
       Насчет знаменитостей, конструировавших салон, Сергей не ошибся. Главным конструктором при строительстве сервисного центра выступал знаменитый инженер-конструктор Нодар Канчели. А автором нестандартного проекта выступил не менее знаменитый столичный архитектор Александр Асадов.
        В мастерской Александра Асадова «Известиям» заявили, что архитектор сейчас находится в отпуске в Аварии, а его заместитель на вопросы отвечать не уполномочен. «Вообще прочность конструкции -это не наша забота, конструировал здание Канчели, вот его и спрашивайте», — посоветовала «Известиям» секретарь архитектора.


«Бумажные стройки»


      В поисках указанного в списке аквапарка с подземным гаражом на Давыдковской улице корреспонденты «Известий» столкнулись с трудностями. Открывающийся вид глаз не радовал. Весенняя слякоть, почерневшие сугробы, блочные многоэтажки. На их фоне - новенький небоскреб с красивым названием «Эдельвейс»
     Пробегавший мимо строитель на вопрос об аквапарке махнул рукой в сторону новостройки «Обойдите дом, там найдете». За домом оказалось сразу две строительные площадки На заборе одной висела вывеска «Строительство подземного гаража со спорт-комплексом», на заборе другой -«Строительство подземного гаража с аквапарком» Спорткомплекс представляет собой недостроенную коробку, а на месте вожделенного аквапарка — яма.
     Сотрудницы ЗАО «Спецвысотстрой», а именно это объединение занимается строительством аквапарка, развеселились, узнав о грядущей проверке от корреспондента «Известий» «Выгляньте в окно, мы еще из котлована не вылезли, земляные работы только на две трети выполнены. Да и не аквапарк это по большому счету, а обычный бассейн с джакузи для VIP-жителей «Эдельвейса». В здании еще будет два наземных этажа и три подземных. Так что здесь проверять пока нечего. Но если надо, пожалуйста, пусть приезжают»
       Примерно такая же история на другом заявленном в списке на проверку объекте - жилом доме на проспекте Жукова, 72-74 В пресс-службе фирмы «Конти», которая занимается строительством и продажей квартир в жилом комплексе «Континенталь» по этому адресу, «Известиям» сообщили, что пока идет освобождение стройплощадки от здания общежития и газовой конторы. Небоскреб же существует только в проекте, поэтому проверять будут только документы. Такие же «бумажные» проверки пройдут по строительству делового комплекса ММДЦ «Москва-Сити» на нулевом цикле, гостиницы на Тверской  улице, которая строится на месте «Интуриста», и проектируемым участкам Краснопресненского проспекта.


«Проверять надо не старые постройки, а новые дома»


      Среди спортивных объектов, попавших в «список рекомендуемых к дополнительной проверке», значится и здание единственного в Москве Дворца детского спорта (ДДС), расположенное по адресу ул. Рабочая, 63. Многоэтажная конструкция из стекла и бетона была построена к Олимпиаде-80 и считалась образцом современной архитектуры. Спорткомплекс, включающий девятиметровый манеж и 1 3-этажный корпус, на 60% состоит из стекла. Однако постоянных посетителей это не смущает...
     — Мой сын плавает здесь уже два года, - говорит одна из мам, Виктория Иванова, - и никаких ЧП не было Здание это построено качественно, к тому же без проблем простояло четверть века. Так что за безопасность своего сына я не беспокоюсь.
        Конструкция из стекла и бетона действительно выглядит довольно безопасной. О возрасте сооружения говорит лишь старая, оставшаяся с советских времен неоновая вывеска «Дворец детского спорта».
       - Наше здание очень надежное, - убежден директор ДДС Виктор Мешков - О предстоящей проверке мы знаем На прошлой неделе Москомспорт поручил подготовить все необходимые документы. Но бояться нам нечего. К тому же конструкции, входящие в систему Москомспорта, постоянно проверяют В столице даже существует специально отведенный для таких комиссий месяц - август. Если по итогам подобной комиссии здание признается непригодным для занятий, то оно не открывается в новом учебном году. Тут все строго. Да и вообще, проверять надо не старые постройки, проверенные временем, а новые дома.


С кого спросить за «Вертикаль»?


     Один из самых скандальных домов в проверочном списке мэрии — жилой комплекс «Вертикаль» по адресу Ленинский проспект, 111/2 Этот дом входит в правительственную программу «Новое кольцо Москвы» (как, впрочем, и небоскреб «Эдельвейс», который не попал под проверку). Сначала проектом «Вертикаль» занимались две фирмы -«Конти» и «Спецвысотстрой». Однако несколько месяцев назад логотипы «Конти» исчезли стройплощадки, строительство замерло на отметке в 34-го этажа. Официального комментария причин разрыва отношений двух фирм, которые специализируются на строительстве высотных жилых домов в Москве, не последовало. Но высокопоставленный источник «Известий» в одной из компаний сообщил, что руководство «Спецвысотстроя» на определенном этапе приняло ряд самостоятельных решений, касающихся строительных нормативов. «Конти» в этой ситуации не смогла поручиться за качество объекта и вышла из проекта. Поскольку официально утвержденных строительных норм для высотных домов в России пока нет, фирмы при их постройке руководствуются собственными нормативами по взаимному согласованию. По этим нормативам, касающимся качества стройматериалов и технологий работ, будто бы и не сошлись взгляды владельцев стройфирм «Спецвысотстрой» теперь должен самостоятельно достраивать и продавать квартиры в «Вертикали», а «Конти» в довершение всего разорвала соглашение со «Спецвысотстроем» о совместном участии в высотном проекте «Континенталь» на Давыдковской улице.
      Впрочем, у официального руководства «Спецвысотстроя» иная трактовка событий Вот что сказал гендиректор фирмы Константин Золотухин «В конце прошлого года у нас вышли разногласия по финансовым вопросам Мы с руководством «Конти» перестали понимать друг друга, и было решено, что «Конти» выходит из проекта «Вертикаль».
     Грядущая проверка должна по идее показать, кто из строителей прав.


«Триумф» «Дон-Строя»


        Следующий объект, куда намерены наведаться проверяющие, -самое высокое жилое здание Европы «Триумф Палас» Из 880 квартир на конец 2003 года было продано 96% По планам строительство завершится летом Высота новостройки составляет 264 метра Это 47 жилых этажей, нижний ярус, напичканный инфраструктурой, включая аквапарк И шпиль, водруженный с помощью вертолетов.
        Вблизи высотка впечатляет еще больше разлапистая громадина во вкусе советской номенклатуры и их благоустроенных потомков Северный фасад выходит на узкий Чапаевский переулок, который отделяет будущее поселение элиты от самого, пожалуй, уютного и стильного уголка Москвы образца 50-х годов — Песчаных улиц.
      - Не туда, Гена-а-а - доносится голос из-под небес. Ни его обладателя, ни самого Гены не видно. Все, что выше 25-го этажа, скрыто в тумане. Стройплощадка огорожена плотным забором с колючей проволокой.У проходной толпятся хмурые мужики немосковской наружности: работу ищут.
       - Плиточник я, - представился корреспонденту «Известий» седой пролетарий, - с Краснодарского края. Имени не скажу. Мне за прошлую работу здесь не заплатили.
      - Значит, за деньгами пришли?
      - А, не знаю, - машет рукой. -Может, денег дадут. А может, работу.
     Имен никто называть не хочет. Мол, напечатаете - ни работы не увидим, ни зарплаты. Не только строители, но и сотрудники «Дон-Строя», включая пресс-службу, такие же сторонники анонимности. По поводу качества работы и условий труда гастарбайтеров, которые трудятся на объектах «Дон-Строя», у официальных лиц ответ один.
      — Зарплата рабочим выплачивается исправно, - комментирует пресс-служба - Мы уважающая себя компания, которая не допускает подобных ситуаций на своих объектах Мы очень цивилизованно относимся к труду На любой стройке бывают несчастные случаи У нас крупные стройки, поэтому может показаться, что такое происходит у нас чаще, чем в других компаниях
       Разумеется, командиры стройки в Чапаевском переулке из СМУ-1 согласны общаться с журналистами только с санкции руководства «Дон-Строя» Пришлось наводить справки о готовности к проверке все у тех же поденщиков на проходной Сведения получены противоречивые От «ничего здесь не разрушится, будьте спокойны» до «а шут его знает, строили-то на песках»
       - Мы готовы к любым проверкам, - рапортует пресс-служба -Комиссия установит лишь то, что наши объекты отвечают всем нормам Фундамент «Триумф Паласа» рассчитан таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась по всей площади под зданием Там не может быть никаких проблем


«Паруса» с протечками


     Еще один «громкий» объект в проверочном списке - жилой комплекс «Алые паруса» у берега Москвы-реки на Авиационной улице. Владельцы дома из компании «Дон-Строй», очевидно, знают об отдельных недочетах при строительстве объекта. Посетители фитнес-центра при жилкомплексе уже проинформированы о том, что бассейн в одном из корпусов нового дома скоро должны закрыть на ремонт.
     - Я записался в бассейн «Алых парусов» в 2003 году, - рассказал «Известиям» Александр, один из клиентов фитнес-центра - Бассейн там обещали открыть к 1 августа 2003 года, но он заработал только в октябре. Почти сразу начала протекать крыша. Зимой бассейн закрыли на несколько дней на ремон.т Потом открыли опять. Вчера я там плавал - весь потолок в водяных разводах, сверху все время капает, толстый кусок гипсокартона с потолка уже отвалился, там теперь заметная дырка. Тренер сказал мне, что бассейн скоро должны закрыть надолго.
     Жильцы «Алых парусов», где, по некоторым данным, продано уже две трети элитных квартир, на состояние крыши самого жилкомплекса пока не жалуются

 

Анатолий ГУСЕВ,
Юлия ИГНАТЬЕВА,
Николай МОРОЗОВ,
Наталья ПЕЛЕХАЦКАЯ,
Борис УСТЮГОВ

вверх страницы

 

            А это на общетрепещущие темы:

 

Катастрофы может предотвратить авторский надзор

 

      Рухнувшая 28 февраля крытая автостоянка на Дмитровском шоссе, железнодорожная авария на станции «Перово» 27 февраля, трагедия в «Трансвааль-парке», к сожалению, не первые и далеко не последние в серии российских техногенных катастроф. Но поиски «стрелочников» не устранят первопричины возникновения таких катастроф. А они кроются, в частности, в том, что авторское право на изобретение не сопровождается в России обязанностью проводить авторский надзор за эксплуатацией этого изобретения.

 

    Часто причиной катастрофы становится ветхость объекта Но другое дело, когда рушатся новые или сравнительно новые сооружения или технические системы Это-то и есть техногенные катастрофы
     Такие катастрофы случаются во всем мире Но в российских катастрофах есть общесистемный дефект Судя по реакции властей, чиновники московского и российского правительства не чувствуют своей вины в непрерывной серии техногенных катастроф У нас ищут виновников среди исполнителей проектных, строительных работ и тех, кто занимался эксплуатацией Если идти по этому пути, то через 20 лет примеров подобных техногенных катастроф у нас уже будут сотни, а число виновных в этих катастрофах достигнет десятков и сотен тысяч. Но самое страшное, что число катастроф и количество жертв будет стабильно расти, поскольку среди виноватых у нас всегда будут стрелочники.
     Главные же виновники так и останутся в тени А они есть Это штатные аналитики в различных ведомствах, среди которых нет достаточно квалифицированных специалистов по экономике интеллектуальной собственности Виноваты и те, кто их туда назначает, причем назначает по клановому признаку
     Вопрос независимой и качественной экспертизы в России -«ахиллесова пята» всей хозяйственной деятельности Будь то подбор наиболее компетентных экспертов, будь то организация аукционов и конкурсов, распределение грантов и заказов По большому счету нам давно нужен закон «Об экспертизе» В понятие экспертизы входят и аудит, и оценка, и страховая, и патентная, и судебно-медицинская экспертиза, и нотариат, и многое другое Другое дело, что до тех пор, пока процесс распределения собственности в стране продолжается, этот закон по большому счету не нужен Но в данном случае хочется сказать не обо всей экспертизе, а лишь об одной, но весьма специфической и важной - об авторской экспертизе любой сложной технической системы
Казалось бы, что общего между последними страшными катастрофами в России? Кто-то скажет - разгильдяйство Безусловно Но есть и более глубокие системные причины
       Любая техногенная катастрофа -это стечение четырех-пяти весомых факторов риска в одном месте и в одном событии Среди них человеческий фактор, как всегда в России, на первом месте А в спектре этого человеческого фактора, пожалуй, самым постоянным и стабильным фактором риска является некомпетентность на разных этажах иерархии власти и бизнеса Но пока мы обнаруживаем разгильдяйство и безответственность лишь среди стрелочников
      Казалось бы, это многим понятно, но можно ли от этого избавиться? Думается, что можно, если не нарушать тех правил, которые давно установлены во всех цивилизованных странах мира, а у нас, к сожалению, пока отсутствуют Речь идет об обязательном авторском надзоре, об ответственности авторов всех сложных технических систем, ими придуманных и разработанных. Автор - это самое
компетентное лицо, способное не только предупреждать, но и устранять все ожидаемые аварии, связанные с производством и эксплуатацией своего детища Более того, автор намного эффективнее сотен экспертов, анализирующих аварии и неудачи
      Понятие прав автора в России и за рубежом не одно и то же В России автор - это тот, кто в патенте или проекте назван таковым Наш автор однажды «бросил идею» и за счет нее может кормиться много лет, получая авторские вознаграждения Причем за это ему полагается не менее 15% прибыли, получаемой от использования его нововведения Поэтому бизнесмены считают авторские вознаграждения слишком большими А отсутствие ответственности за авторство стимулирует появление большого числа соавторов И бороться с коррупцией в соавторстве пока невозможно
       За рубежом права автора - это прежде всего ответственность за результат в течение всего периода использования его идеи Гарантии и ответственность, а уже потом вознаграждения В мировой практике собственник изобретения, используемого в сложном техническом или технологическом комплексе, гарантирует определенные параметры и условия его использования, несет за них ответственность Если он не выполняет обязательств, его либо штрафуют, либо сажают в тюрьму
      В России же патентообладатели и авторы изобретений ни в производстве изобретенных ими изделий, ни в их эксплуатации, ни в их ремонте не участвуют Поэтому сложные технические объекты у нас в России почти всегда производятся, эксплуатируются и ремонтируются с нарушениями технических условий, изначально определенных авторами и патентообладателями изобретений
      Проблема еще и в том, что авторский надзор, который является обязательным условием в мировой системе отношений в сфере интеллектуальной собственности, как ни странно, еще как-то функционировал в советское время Правда, во времена административной экономики здесь было много формалистики Но с переходом к рынку авторский надзор у нас стал делом необязательным, добровольным и крайне редким
        Почему так произошло?Любой бизнесмен хочет быть свободным и самостоятельным при любых обстоятельствах Даже если он использует чужую интеллектуальную собственность Многиеотказы-ваются даже от эффективных изобретений, чтобы не связываться с изобретателями автору нужно платить за авторский надзор не менее 15% прибыли, создаваемой его нововведением Экономя на затраченных на авторский надзор деньгах и времени, бизнесмены и администраторы разных учреждений по существу создали непрерывную серию техногенных катастроф.
       К сожалению, правительство и чиновники эту проблему не понимают Роспатент занимается только вопросами регистрации прав, а право-применительная практика его чиновников не интересует Этим должны заниматься Миннауки и Минэко-номразвития Но и там эту проблему глубоко не понимает никто
       Конечно, одним нормативным актом, реанимирующим авторский надзор, проблему не решить Здесь также нужно пересмотреть положение с авторскими вознаграждениями Они должны быть разумными и не обременительными для бизнесмена и акционеров, так же, как и автор, получающий свои вознаграждения из чистой прибыли Но не должны быть и мизерными
      Давно уже созрела необходимость ввести новый нормативный акт «О защите прав авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов», где следует четко определить их права и правила надзора за использованием результатов их творчества В них требуется учесть ответственность и соблюсти баланс между интересами бизнесменов, акционеров, авторов изобретений, проектов и менеджеров, эксплуатирующих сложные технические объекты

 

Борис ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор

Института сертификации и оценки интеллектуальной

собственности и бизнеса, к.э.н.

вверх страницы

Анонс четырнадцатого выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(29.03.04)

Содержание:

     статьи
        Московская программа ипотечного кредитования

        В защиту исторического квартала в Гранатном переулке
     А это на общетрепещущие темы:

        У монорельса появился конкурент

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Март 25, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное