Журнал "Гелендваген". Избранное. Забытая история Mercedes-Benz G-class. Часть III
Ведро холодной воды
В течение непродолжительного времени после
дебюта Mercedes G-class рынок выставил автомобилю собственную оценку. А
она уже была не так полна энтузиазма, как первые отзывы от приглашённых
во Францию журналистов.
Никто не оспаривал уникальных
вседорожных свойств Geländewagen, комфортно себя чувствующего как на
трассе, так и на пересечённой местности. Рано было оценивать
выносливость конструкции, но применяемые решения в виде стальной рамы с
закреплённым на ней кузовом, мостов и раздаточной коробки, казалось бы,
гарантировали безотказность. Кроме того, конструкторы автомобиля
раскрыли, что на протяжении пяти лет прототипы Mercedes G-class
подвергались убийственным испытаниям, проходившим на полигоне
Steyr-Daimler-Puch, трассе Schöckl недалеко от Граца, в ущелье карьера
между Kolonią и Aachen, в Скандинавии за Полярным Кругом, песчаных и
каменистых пустынях Северной Африки, на Аравийском полуострове, а также
на бездорожье Аргентины.
Тревожные
звонки раздавались по поводу качества отдельного оборудования.
Руководство проекта было в курсе ряда систематически проявляющихся
неполадок, но проблема лежала преимущественно на стороне поставщиков
деталей, не способных поставить заказанные части в соответствии со
спецификацией качества Mercedes-Benz. Рынок вывел основные принципы
позиционирования Mercedes-Benz G-Class. Geländewagen не должен был быть
простым надёжным транспортным средством и удобным полноприводным
автомобилем. Задание, которое было поручено конструкторам, было
усложнено: необходимо было построить автомобиль с возможностями, не
встречавшимися прежде. С одной стороны он должен был характеризоваться
безотказностью и выносливостью в разных географических условиях —
оправдать ожидания лесных служб, отраслей земледелия, энергетики,
военных; с другой — должен быть удобным, хорошо оснащённым и главное —
безопасным транспортным средством. Самое интересное в том, что такой
автомобиль удалось построить с тем отличием, что удовлетворить сразу две
противоположные группы покупателей было сложно.
Планы существуют для того, чтобы их нарушать
В
1979 году производственная мощность Граца составляла 10 000 вседорожных
автомобилей в год, при этом в первые три года с завода должны были
выехать 1 000, 5 500 и 6 000 автомобилей соответственно. Эти цифры
оказались заниженными, потому что в первом году была выпущена 2 801
штука, а в последующих соответственно 7 533 и 6 950 штук. Перевыполнение
производственных планов обеспечили заказы немецких служб — пограничных
войск и местной полиции. Проигранный бундесверовский тендер был вполне
компенсирован. Интересной подробностью является то, что несколько
проданных в Аргентину экземпляров вернулось в Европу в виде английских
трофеев после окончания Фолклендской войны в 1982 году.
Вскоре
была обнаружена серьёзная стратегическая ошибка. Вместо короткобазной
модели с открытым кузовом, на которую ставило руководство Daimler,
наибольшей популярностью пользовался длиннобазный закрытый W460. Чтобы
справиться с потоком заказов, потребовалось быстрое изменение
приоритетов — корректировка бизнес-планов и заказов запасных частей у
поставщиков. Досадными последствиями ошибки стали десятки уже сделанных,
но не проданных кабриолетов.
Ошибки
планирования, возникшие из-за невыявленных потребностей и ожиданий
рынка, касались также внутренностей транспортного средства,
дополнительного оборудования, а также двигателя. В последующем станет
ясно, что ошибка тянется от специалистов, которым параметры удобств
водителя и пассажиров показались более важными, нежели мощность
двигателя. Из числа четырёх типов двигателей, представленных на рынок
Mercedes-Benz G-class, большим тиражом выпускались слабые
девяностосильные безиновые двигатели объёмом 2,3 л., а также дизельные
модели объёмом 2,4 л. Покупателиже искали «Мерседесы» с бензиновым
двигателем 2,8 л. (150 л.с.), а также трёхлитровые дизельные модели
мощностью 88 л.с.
В рекламных буклетах 1979 года в названии
модели с двигателем 2,8 л. указывалась буква «E», указывающая на
электронный впрыск. Правда, такие до конца 1981 г. почти не поставлялись
из-за нехватки запасных частей. Вообще, «Мерседес» в то время страдал
от недостатка двигателей M110. Фактически их распространение началось
лишь со второй половины 80-х годов, когда модель 280 GE поступила в
массовую продажу.
«Face-lifting» - значит «улучшение»
Внесение
несущественных изменений во внешний вид и оборудование автомобиля стало
регулярной особенностью, которая сопровождает G-class и до наших дней.
Если в 1979 году военные сетовали на слишком низкую мощность двигателей,
то частные клиенты жаловались на слишком спартанский внутренний вид,
нехватку АКПП, кондиционера, а также небольшую гамму расцветок кузова.
Именно эти замечания клиентов повлекли, после короткой передышки,
возникшей из-за запуска в серию новой продукции, продолжение работы
конструкторов. Первые изменения в G-class произошли во второй половине
1981 года. Теперь можно было заказать автомобиль с АКПП, механической
лебёдкой, увеличенным на 16 литров топливным баком. В длиннобазной
версии предлагались боковые скамьи в багажник. Весной 1982 года
Geländewagen получил руль от модели W123, а бензиновые версии G230 и
G280 дождались установки электронного впрыска, что повлекло за собой как
снятие ограничений на продажи 280 GE, так и начало производства модели
230 GE. Двигатель M102, использовавшийся в моделях E 230 в серии W123 и
W124 заменил карбюраторный двигатель M115, устанавливаемый на модели
230 G с 1979 года. Однако производство последнего окончено не было; он
был изъят из предложений для Германии, Австрии и Швейцарии, однако для
остальных стран поставлялся до середины 1986 года.
В ответ на
пожелания потенциальных покупателей в 1983 году были произведены новые
улучшения G-класса. Прежде всего, это коснулось расширения гаммы цветов —
теперь к выбору предлагалось 4 дополнительных цвета «металлик». Кроме
того, механическая КПП перешла в разряд опций. Осенью 1983 года были
добавлены новая подсветка переключателей, а клавиши, включающие
вентиляторы, заменены поворотной ручкой. Третий фейс-лифтинг произошёл в
сентябре 1985 года.
Стандартом
стала установка механических блокировок дифференциалов на обе оси и
усиленный передний бампер, оборудованный системой для буксировки
автомобиля. Внутри появилась новая обивка сидений, заднего дивана,
потолка и дверей. По-новому расположились указатели на приборной панели.
В качестве опции появился центральный замок, а также резиновые
расширители, скрывающие установку при необходимости нестандартных шин.
В
сентябре 1987 года модель 240 GD была заменена на 250 GD с механической
коробкой передач, а остальные модели были подвергнуты уже четвёртому по
счёту фейс-лифтингу. Наиболее существенным изменением стала установка
стального бензобака, ёмкость которого была увеличена с 70 до 81,5
литров. Теперь можно было заказать G-class с электрическими
стеклоподъёмниками и даже выдвижной антенной.