Журнал "Гелендваген". Избранное. Забытая история Mercedes-Benz G-class. Часть II
Маховик не остановить
Что же позволило Geländewagen преодолеть все встретившиеся трудности? В значительной степени можно сказать, что случай.
В
семидесятых годах одним из основных заказчиков Daimler была иранская
королевская семья. Амбициозный шах Reza Pahlawi хотел сделать из своей
страны третью после США и СССР военную державу. Обладая громадными
доходами от экспорта нефти, он мог себе это позволить. Одной из идей,
сопутствующих осуществлению мечты, была идея покупки 20 000
полноприводных автомобилей для иранской армии. В 1975 году такой заказ
получил именно Mercedes.
Это было как ветер в паруса после
полного штиля. В феврале 1977 года Daimler-Benz AG совместно со
Steyr-Daimler-Puch AG образовали союз с названием GFG
(Geländefahrzeug-Gesellschaft), в котором обе фирмы внесли по половине
взносов. Новая компания была призвана к разработке, внедрению и
дальнейшему улучшению конструкции Geländewagen, а также продвижению
продаж модели. Двигатель, коробка передач, мосты должен был производить
Daimler, а раздаточную коробку Steyr-Daimler-Puch. Всё остальное могли
поставлять другие фирмы. Продукцию планировали производить на
предприятии в Граце, принадлежащем на 100% Steyr-Daimler-Puch. Одним
из условий между партнёрами было разделение рынка. На отечественном
рынке Steyr в Австрии, Швейцарии, а также странах тогдашнего «восточного
блока», в том числе Польше, Geländewagen продавали под маркой PUCH. В
остальных странах автомобиль продавали под маркой Mercedes-Benz.
Соответственно в первом случае на решётке радиатора красовалась эмблема
«PUCH», а на остальных - «Mercedes».
Закладка камней под построение монтажного павильона Geländewagen в Граце.
11
марта 1977 канцлер Австрии Bruno Kreisky лично заложил камни под
построение нового павильона предприятий Steyr-Daimler-Puch AG в
Graz-Thondorf, площадь которого превышала 40 000 квадратных метров. Союз
GFG взял полный контроль над проектом в конце 1978 года - но несколько
месяцев спустя шах Reza Pahlawi ввёл военное положение в Иране. В
середине января исламская революция вынудила бежать его из страны. Стало
ясно, что заказ на 20 000 автомобилей пропал вместе с ним, но маховик
производства уже было не остановить.
Монтажная линия Geländewagen в январе 1979 года.
Удачная премьера
Хотя
у менеджеров Mercedes-Benz и не было слишком много поводов к радости,
премьера Geländewagen увенчалась успехом. Журналисты высказывались о
новом автомобиле если не восторженно, то позитивно.
Конвейер
Mercedes-Benz G-class заработал в павильоне №12 завода Граца 1 февраля
1979 года, а первые презентации автомобиля с кузовом W460 публике
последовали с 5 по 10 февраля 1979 года. Также для прессы близ Марселя в
южной части Франции в Le Castellet были продемонстрированы четыре
модели в двух вариантах — короткобазном и длиннобазном, а также пять
вариантов кузова. Две из них - 230G и 280G были оснащены бензиновыми
двигателями, а две других - 240GD и 300GD — дизельными. Все автомобили
были оборудованы четырёхступенчатой механической коробкой переключения
передач и подключаемым передним приводом. В зависимости от предпочтений,
покупатель мог выбрать накрытый брезентом короткобазный кабриолет, либо
короткобазную или длиннобазную закрытую версии. Для военных была
предоставлена возможность заказа длиннобазной модели как трёхдверного,
так и пятидверного вариантов, покрытых брезентом. Палитра цветов была
ограничена пятью оттенками: белый кремовый (Crèmeweiß), жёлтая пшеница
(Weizengelb), бежевый (Coloradobeige), красный (Karminrot), а также
зелёный (Agavengrün).
Но
больше всего выделяло Mercedes G-class среди остальных моделей —
подключение переднего привода без необходимости остановки. То же самое
касалось системы блокировки дифференциалов. На премьере было объявлено,
что в ближайшем будущем G-class будет доступен с четырёхступенчатой
автоматической коробкой передач. В дальнейшем время покажет, что начало
серийного выпуска даст лишь небольшую передышку менеджерам и инженерам,
участвующим в проекте "Geländewagen".