Журнал "Гелендваген". Избранное. Забытая история Mercedes-Benz G-class. Часть I
Вступление
Икона стиля. Модель, которая производится до сих пор. Нет
другого автомобиля на свете, производимого более тридцати лет без
существенных изменений, выносливого и безотказного.
В
истории часто так бывает, что о каком-либо событии мы знаем лишь
столько, сколько кто-то записал или запомнил. Всё остальное — гипотезы,
интерпретации, мифы — лишь заполняют пробелы для лучшей усвояемости
события. Случается непредвиденное даже в современном мире электронных
коммуникаций - уходят из жизни люди, которые помнили что-то особенное,
теряем фотографии и документы.
История Mercedes-Benz G-class, в
принципе, следует вышесказанному. Датой рождения автомобиля официально
провозглашено 10 февраля 1979 года. В этот день впервые был представлен
публике новый автомобиль и запущен конвейер производства. Но 1979 год —
это лишь условная дата, символ. История Mercedes-Benz G-class началась
значительно раньше.
Модель. 1972 год.
Начало
Идея
построения многозадачного легкового автомобиля, конкурента Land Rover,
давно бродила в умах менеджеров и конструкторов Mercedes-Benz 60-х
годов. Однако всерьёз об этом начали говорить лишь в начале 70-х.
Данные официальных источников говорят нам, что проект, в дальнейшем
названный "Geländewagen", был запущен в 1972 году. К этому времени
относятся сохранившиеся зарисовки кузова. Трудно поверить, но этот
проект тогда не имел стратегического характера и являлся лишь развитием
одной из немногих концепций, которой занимались инженеры из Штутгарта.
Шансы
на то, что проект продолжится, а автомобиль поступит в продажу, то
уменьшались, то увеличивались. Построение первых моделей, которые сложно
было назвать даже прототипами, закончилось весной 1973 года. На
нескольких сохранившихся чёрно-белых фотографиях можно увидеть профиль
транспортного средства — он уже напоминает прикрытый брезентом военный
короткобазный Wolf. Бросается в глаза угловатый вид, молдинги, а также
чуть наклонённое лобовое стекло. Однако в фас видно, что
конструкторскаямысль была ещё далека от окончательных форм. Решётка
радиатора и капот похожи на устанавливаемые современные, но решения,
касающиеся фар, выглядят достаточно классическими, если не сказать —
архаичными.
Следующие снимки свидетельствуют о том, на каких
элементах сосредоточились конструкторы вседорожника. Первые
полноразмерные движущиеся прототипы созданы в 1974 году и уже вобрали в
себя характерные линии и черты Mercedes-Benz G-class, производящийся по
сей день.
Модель. 1973 год.
Любовь по расчёту
Если
компанию Mercedes-Benz можно с полным правом назвать национальной
маркой Германии, то это же можно сказать и о марке PUCH, когда речь идёт
об Австрии. Много воды утекло с тех пор, как немецкий концерн
Daimler-Benz начал сотрудничество с австрийской фирмой
Steyr-Daimler-Puch. Обе страны соединяла не только общая граница, но
также язык, культура и деловые связи.
Правительства Австрии и
Германии создали соответствующий инвестиционный климат и условия,
способствующие торговым отношениям. Steyr-Daimler-Puch в то время делал
ставки как на производство легковой продукции вроде лицензионной версии
Fiat 500, так и на «тяжеловесные» местные - прежде всего Haflinger, а
позже Pinzgauer, предназначенных в основном для войск. В то время
австрийцы владели свободными производственными мощностями и
Daimler-Benz, руководство которого искало возможности развития,
побаивался, что они заключат союз с американским концерном General
Motors.
Разговоры, касающиеся размещения заказа в австрийской
фирме, тянулись безрезультатно многие месяцы, пока не созрел замысел
сотрудничества в производстве будущего Geländewagen. В 1971 году
Steyr-Daimler-Puch начал производство Pinzgauer и принял решение к
замене производящегося с 1959 года модели Haflinger, более универсальной
конструкцией с рабочим названием «Haflinger 2». Австрийские инженеры
имели достаточно большой опыт в производстве полноприводных автомобилей и
соединили усилия с Mercedes-Benz в проекте, открывающему шанс к
многолетнему сотрудничеству.
Предварительная договорённость между
фирмами была достигнута в 1972 году, а в мае 1973 года было подписано
соглашение, касающееся проектирования, производства и продажи нового
автомобиля. Интересной подробностью является, что в тех годах проект
принадлежал отделу грузовых автомобилей . Конструкционную группу
составляли австрийские инженеры, которые ранее работали при проекте
Pinzgauer, а также немецкие. Часть из них попала в Mercedes-Benz
несколькими годами ранее в результате приобретения Daimler-Benz AG фирмы
Hanomag-Henschel. Таким образом этот коллектив в апреле 1973 года
построил первые деревянные макеты, а в 1974 году продемонстрировал
руководству Daimler прототип будущего Mercedes-Benz Geländewagen.
Прототип 1975 года.
Проигрыш и выигрыш
О
гелендвагене часто говорят, что он был создан по заказу Бундесвера —
отсюда его солидность, выносливость и безотказность. Однако правда
состояла в том, что рынком сбыта первоначально являлся гражданский
сектор, а не военный. В семидесятых годах Бундесвер, правда, планировал
закупку новых полноприводных автомобилей, но заключил договорённость с
правительствами Франции и Италии, касающуюся общего развития под рабочим
названием «Европейский Джип». Согласно спецификациям, транспортное
средство должно было быть плавающим, а Geländewagen не оправдывал
ожиданий немецких военных. Однако этот проект закрылся в 1976 году и
Бундесвер объявил тендер на поставку 8800 единиц вседорожников, упустив
требование плавучести. Daimler-Benz выставил на конкурс прототип своего
вездехода, но по некоторым обстоятельствам армия выбрала Volkswagen VW
183, более известный как Iltis.
Выбор Бундесвера был обусловлен,
в первую очередь, сроками поставки - Volkswagen объявил, что первые
автомобили передаст до конца 1978 года, - а также ценой. Daimler-Benz
потерпел поражение. В 1976 году Geländewagen был ещё прототипом, в
который предстояло внести много поправок и усовершенствований. Кроме
того, выбор был обусловлен и политическими мотивами - в предыдущем
тендере Бундесвер уже заключил договор о поставке Unimog, и отказ в то
время государственному Volkswagen означал бы предоставление полного
преимущества Daimler-Benz.
Не подлежит сомнению факт, что
заинтересованность автомобилем со стороны армии разбудило амбиции
менеджеров Daimler. Анализ гражданского рынка был не слишком
оптимистичен и окупаемость продукции мог гарантировать лишь крупный
заказ какой-либо страны для своей армии. Когда в 1976 году Geländewagen
участвовал в тендере Бундесвера, решение о его будущем было уже решено —
аналитики констатировали, что продукция будет рентабельной.