Если спросить даже интересующихся модой барышень о том, каких икон стиля они знают, в лучшем случае услышишь про Одри Хэпбёрн, Кейт Миддлтон и Марлен Дитрих (а может, даже Лулу де ля Фалез и Джейн Биркин!), в худшем — про Рианну и Ким Кардашьян. Правы, в общем-то, будут и те, и другие.
Если заговорить о музах, ситуация будет ещё сложнее. Благодаря журналам музой дизайнера теперь называется модель, которая мелькнула дважды в его показах и один раз в рекламной кампании. В следующем сезоне на её место придёт другая девушка.
Я сегодня хочу рассказать о трёх женщинах, имена которых мало известны широкой публике, как и их вклад.
А между тем эти женщины годами вдохновляли величайших дизайнеров, служили им не только музами, но и помощницами, являлись образцом стиля и утончённого вкуса.
Начну я с Жаклин де Риб, выставку имени которой недавно организовал музей Метрополитен в Нью-Йорке. Имя, признаюсь, было мне незнакомым, но прочитав об этой женщине, я всё не могла понять: как это прошло мимо меня?
Будучи аристократкой от рождения (и замужем за аристократом), она могла ничего не делать и проводить жизнь в праздном существовании. Но не такова была эта женщина! Её увлекало творчество.
Свои наряды Жаклин часто шила сама, а впоследствии безжалостно переделывала наряды от-кутюр, если ей казалось, что того требует образ. Но дизайнеры её всё равно обожали и всё прощали.
Жаклин де Риб в платье собственного дизайна.
В Штатах она получила предложение от Олега Кассини (личный модельер Жаклин Кеннеди) заняться дизайном — и не замедлила им воспользоваться.
Занятный факт: эскизы для неё рисовал Валентино, будущая звезда моды, а тогда ещё никому не известный итальянский парень. Наряды Valentino Жаклин де Риб будет впоследствии носить наравне с Dior и другими именитыми марками.
Вторым «местом работы» де Риб стал Дом Emilio Pucci.
Жаклин де Риб, Ив Сен-Лоран (слева) и Оскар де ля Рента.
Наконец, в 1982 году она запускает собственный бренд. Он просуществовал всего 10 лет, но это были годы успеха и признания.
В одежде от Жаклин де Риб отразилось всё то, за что её боготворили дизайнеры и фотографы: изысканность вкупе с новаторским подходом и бесконечной изобретательностью.
Виконтесса Жаклин де Риб в наши дни.
Следующая персона в списке — Аманда Харлек.
Сегодня она — правая рука Карла Лагерфельда, а такое звание в модном мире дорогого стоит.
Начав свою карьеру в моде с должности в глянцевом журнале Harper’s & Queen, она познакомилась с Джоном Гальяно, тогда ещё только окончившим учёбу, и тут же стала стилистом его коллекций. Это сотрудничество длилось 12 лет, до того момента, как Гальяно стал работать на Dior.
При том, что её мнение пользуется среди дизайнеров большим авторитетом, иконой стиля в привычном понимании Харлек назвать нельзя. Её стиль весьма эклектичный, порой бунтарский, для него характерны самые необычные сочетания. В отличие от двух других героинь этого материала, она скорее панк, чем леди.
По её же собственным словам, Лагерфельд не любит иметь дело с пафосными особами и в Аманде ценит непретенциозность.
Мона фон Бисмарк — пожалуй, самая знаменитая клиентка Кристобаля Баленсиаги.
Её отличал тонкий вкус, чёткое знание, куда и что следует надевать (в середине века с одеждой было связано гораздо больше условностей, чем сейчас) — и широкий размах: потеряв после железнодорожной катастрофы свой гардероб, она, ничуть не сомневаясь, направилась в Balenciaga и заказала 150 нарядов.
Госпожой фон Бисмарк Мона стала в возрасте 56 лет, выйдя замуж в четвёртый раз.
Будучи необыкновенно красивой женщиной, она полагала, что по этой причине может получить всё, что и кого захочет, поэтому неудивительно, что в списке её «приобретений» были самые желанные и богатые мужчины её времени. И самые изысканные наряды.
С 1955 года и до самого своего ухода её одевал Баленсиага. А когда он закрыл свой Дом в 1972-м году, по легенде, Мона провела в постели три дня, рыдая в отчаянии.
Ей было совершенно непонятно, кто же теперь будет одевать самую элегантную женщину мира (такое звание ей присвоила когда-то Шанель).
Платья Баленсиаги на выставке, посвящённой Моне фон Бисмарк.