Начиная диалог с мировой культурой, современный человек не тратит усилий для того, чтобы подняться до ее уровня, а, напротив, старается принизить ее до своего. (кто-то умный)

До изобретения фотографии живопись рассматривалась как орудие для возможно более точного отражения окружающего. Живопись считалась тем лучше, чем более достоверно она отображала реальный мир. С появлением в 1839 году фотографии, а в 1895 кино понимание живописи существенно расширилось, хотя иные придерживаются узко-функционального отношения и сейчас.

Чем же отличается фотография от картины?


Бато Дугаржапов «Рождество».


Фотография запечатлевает нам момент, то есть совершенно конкретное, мгновенное состояние объекта. Художник же, как бы он ни выписывал детали подробно и правдоподобно – пишет прежде всего то ОБЩЕЕ, что он видит в модели, то есть самое характерное и выразительное.

Поэтому фотография (за исключением очень нечасто встречающихся работ фотохудожников) – это иллюстрация, подобная картинке в энциклопедии: вот так, дети, выглядит белочка, а вот так выглядел владелец фотоальбома 20 лет назад, когда его купали в ванночке.


Бато Дугаржапов «Крым».


Современный художник отказался от копирования природы – это гораздо лучше и быстрее сделает фотография и киносъемка. Натурализм задвигает живопись в тупик повторности и банальности. К тому же природу воспроизвести нельзя. Когда зритель воспринимает только самый поверхностный аспект картины – передачу информации «где что стояло», то понимание живописи будет крайне обедненным и искаженным.

Картина принципиально отличается от фотографии неидентичностью созданного, и это стало принципиальным отличием между живописным и фотографическим изображением. Художник решает своей волей, что и как оставить, что и как выделить, что исключить из картины, иногда даже вопреки поверхностному здравому смыслу.


Бато Дугаржапов «Терраса».


Живописная картина маслом на холсте претендует на полноту и всеобщность показа написанного объекта и на передачу впечатления от него. Непостижимым образом на плоском холсте возникает объем, живой и прекрасный мир, созданный художником.

Мы можем войти в картину и услышать, как поют птицы, обонять запах цветущего луга, почувствовать тепло нагретой солнцем воды, увидеть движение – ясно понимая, что всё это происходит только в нашем сознании и перед нами, и что это все передал нам автор.

Что такое «алла прима»?


Бато Дугаржапов «Утро».


Если прежде приветствовалась ювелирная манера выписывания деталей до мелочей, когда картина писалась месяцами, а то и годами и затем тщательно покрывалась лаком, то в 19-20 веке появилось понятие «алла прима» – от латинского «all prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пастозной краской.

Картина готова после первого сеанса. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре это очень подходящий способ работы.

Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма. Картины объемнее и информативнее фотографии, они могут эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветовыми пятнами, без излишних уточнений и конкретизации деталей. Иногда даже благодаря отсутствию этой конкретизации.


Бато Дугаржапов «Полдень. Лодки».


Чередование как бы на первый взгляд хаотичных мазков и световых пятен намного эмоциональнее, чем фотография и старинная вылизанная манера передает движение – игру солнечных пятен на траве, бликов на воде, колыхание листьев и т.д.

К сожалению, совершенно дикий в смысле живописной культуры зритель, увидев работы алла прима, написанные размашистыми мазками и полосами, не дает себе труда – остановиться и всмотреться, а надувает щеки и, со словами «я тоже так могу намазать», с сознанием собственного превосходства проходит дальше в поисках лакированных кудряво-выписанных творений, где никакая работа воображения и сопереживание не нужны.

Дадим ему уйти, а потом рассмотрим, например, картину художника Бато Дугаржапова «Пленэр». Что мы видим на этой интересной картинке?


Бато Дугаржапов «Пленэр».


Желающие рассмотреть, как пошиты ботинки у персонажей – ничего. Зритель же, настроенный на волну понимания, прежде всего видит много солнечного света. Затем мы видим несколько художниц в летних платьицах у мольбертов и бородатого художника в джинсах и с кистями в руке. Затем появляется теплая каменная стена с освещенными солнцем вьющимися глициниями над ними, голубое небо в просветах листвы, парапет набережной и море за ним. Листва потому и не выписана в деталях и прожилках, что она движется, колышется, и свет тоже движется, перемещаются тени и ежеминутно меняется отсвет от моря вдали...

Настроение у картины – совершенно феноменальное, она просто излучает свет и позитив. И вместе с тем нельзя указать указкой и разъяснить – это вот это, а здесь то-то. Это нужно только увидеть, немного отойдя от картины и посмотрев на нее достаточно долго. Причем это только файл, я представляю себе – насколько она должна действовать в оригинале!


Бато Дугаржапов «На этюдах».


Аналогично «проявляется» и картина «На этюдах». Сначала – хаотические пятна солнечного света и отсветы моря. Затем – седоватый художник склонился к мольберту. Затем – само море: сияющее море, оно движется, волнуется, солнечные отблески от волн практически слепят глаза (как это сделано – понять невозможно), в море – скалы, камни и лодки, слева опять же вьющееся растение, возможно, виноград.

Невероятно передана атмосфера жаркого утра (а это утро, потому что когда солнце стоит высоко, море так не сверкает, оно синеет), красоты южного берега и восхищения этой красотой.


Бато Дугаржапов "Южный вечер"


Картины Бато Дугаржапова погружены в особую светоносную среду, что говорит о высокой живописной культуре художника, о тонком понимании цветовых и пространственных соотношений. Его работы отличаются свежестью, быстротой ритма линий и цветовых пятен, романтической приподнятостью, тонким восприятием светопространственных соотношений.

С особой легкостью крупными штрихами он создает законченный, цельный образ природы в цвете, свете и жизненной динамике… все искрится в лучах солнца, даже там, где тень, сверкают отсветы, что особенно поражает и радует. Свободно брошенные, краски ложатся друг на друга и образуют многоцветную гармонию и ритм, в котором особое значение имеют переливы оттенков.


Бато Дугаржапов «Озеро Комо».


Бато Дугаржапов родился в 1966 году в Чите. Окончил художественную школу в Томске и Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Работы художника находятся в частных собраниях России, США, Франции, Италии и Испании.

К. Ю. Старохамская