22 сентября Большой театр открывает сезон

Большой откроется оперой "Борис Годунов", поставленной два года назад известным кинорежиссером Александром Сокуровым. Всего Большой обещает 7 премьер за сезон, и из них только две оперные, самой громкой из которых будет "Войцек" Берга. Оперу ставит один из самых модных и талантливых молодых оперных режиссеров Дмитрий Черняков. За дирижерский пульт встанет Теодор Курензис - новатор и дирижер новосибирского театра Оперы.

Однако, не "Войцек", а "Тщетная предосторожность" Юрия Григоровича станет первой премьерой сезона, в котором тон будут задавать именно балетные реконструкции, что, конечно же, не случайно. Ведь для худрука балетной труппы Юрия Бурлаки - это первый полноценный сезон, который он проведет в подобной должности. А известно, что он знаток и исследователь старинной хореографии и музыки балетного театра ХIХ века.

А начнется все с того, что 6 ноября в репертуаре Большого на одну "Тщетную предосторожность" станет больше. И тут уж балетоманам придется разбираться, и более внимательно всякий раз изучать афишу. Сейчас в репертуаре уже имеется одноименный балет английского хореографа Фредерика Аштона на музыку Луи Герольда. Григорович же возобновит другую версию - версию Гертеля, поставленную еще в 1905 году Александром Горским. После 1905 года спектакль многократно возобновлялся, ставил его и Григорович в разных театрах. Станцуют "Тщетную" учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Следующей балетной премьерой обещана "Эсмеральда" (25 декабря) в хореографии Мариуса Петипа. Постановку Петипа реконструирует для нынешней труппы Большого сам Юрий Бурлака, считающий, "что этот спектакль, основанный на большой литературе, наполненный большими страстями, с большим количеством великолепных и очень разнообразных танцев, как нельзя лучше отвечает духу московского Большого балета".

Еще три премьеры балетной труппы запланированы на весну-лето: "Ромео и Джульетта" Григоровича, который восстанавливает свою версию балета 1979 года, "Юноша и смерть" Ролана Пети и "Петрушка" Фокина, возобновленный хореографом, дебютировавшем в Большом в прошлом сезоне реконструкцией "Коппелии" - Сергеем Вихаревым. Все три балета будут поставлены на молодых танцовщиков труппы.

О том, как и чем завершился прошлый сезон Большого театра, а так же о стратегии Юрии Бурлаки, ставшем художественным руководителем балетной труппы в январе 2009-го, пишет Антон Флеров:

О ПАЧКАХ

В Большом театре завершился сезон

Завершающие сезон балетные гала-концерты становятся уже традиционными для Большого театра. Для театра - это своего рода отчет о сезоне, для зрителя - возможность всхлипнуть в ожидании иссушающих балетоманский мозг театральных каникул.

В этом году формат изменился кардинально. Занявший с полгода назад пост художественного руководителя балета Большого Юрий Бурлака составил программу - которую сам же обозвал "ретро" - больше похожую на заявку на будущее, поскольку с последними годами в Большом общего она не имеет ничего.

Честность г-на Бурлаки вызывает симпатию, однако будущее в его представлении выглядит довольно убого. Во всяком случае, в концерте не было ни минуты иностранной хореографии (ну, не считать же таковой балеты Петипа и Баланчина). Видимо как перебежчика отсеяли и предшественника г-на Бурлаки на его посту, Алексея Ратманского, который в прошедшем сезоне поставил тончайшие и красивейшие "Русские сезоны". Продемонстрированная хореография закончилась где-то на хореографах Григоровиче (кабарешное танго из его самого одиозного балета "Золотой век") и Васильеве (фрагмент из не виденных никем "Фрагментов одной биографии"). Ничего более современного для концерта не сыскалось. А завершилось все па-д'аксьоном из советского творения Вахтанга Чабукиани "Лауренсия".

Судя по увиденному на концерте, от г-на Бурлаки следует ожидать корректной классической хореографии (надеемся, по крайней мере, во всем блеске имперского величия, и без натужного акробатизма ее советских перелицовок) без экспериментов и треволнений. По крайней мере, на фоне старательно выводящих пор-де-бра танцовщиков Светлана Захарова, ни разу за вечер не надевшая пачку и станцевавшая Па-де-де Чайковского в хореографии Баланчина со свободой, граничащей с нахальством, выглядела почти диссиденткой.

Похоже, что г-н Бурлака внимательно относится к исполнительскому стилю. Впрочем, тут г-ну Бурлаке предстоит немало потрудиться, поскольку симметрично расположенные в программе женские па де катр - знаменитый Тальоневский в исполнении прим и па де катр "Розарий" Петипа в исполнении молоденьких солисток - показали, что пока в Большом академизм и стиль может сочетать лишь ушедшая на преподавательскую работу Надежда Грачева.

Судя по однообразию представленных номеров, г-на Бурлака предпочитает эксплуатировать уже приобретенные навыки танцовщиков и мало заботится о развитии труппы, техническом, жанровом ну и пр. И совершенно очевидно, что просветительский посыл ему также чужд - не ожидает же он, что своей "ретро-программой" он привлечет молодую аудиторию...

Зато, г-н Бурлака, по все видимости хорошо ладит со всеми танцовщицами, ублажает их (иначе чем объяснить участие в концерте престарелой Юлианы Малхасянц) и наряжает их в пачки. Пачки остались самым приятным воспоминанием от вечера - они были красивые, мягким колоколом, они были разные и их было много...