На первый взгляд нет ничего сложного в том, чтобы научить мерчандайзеров выкладке согласно планограммы, следить за состоянием «своей» полки, наличием ценников и ассортиментом обслуживаемого бренда. При кажущейся простоте функционала имена эта категория полевых сотрудников, создает проблему текучести кадров в ритейле, чем обнуляет немалые усилия компаний по их привлечению. О том, почему мерчандайзеры уходят, с помощью каких инструментов их можно удерживать, и, какую роль в этом играет обучение, рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма.

Почему мерчандайзеры не задерживается

Причины могут быть самые разные. Кому-то не хочется терять время на многочисленные передвижения от одной торговой точки до другой. Их условие – близость к дому. Другие предпочитают определенный график. Третьих не устраивает оплата труда, отсутствие соц. пакета и наличие каких-либо бонусов, или их незначительность. Мерчандайзер может уйти, если у него не складываются отношения с персоналом или руководством торговой точки. На выбор места работы может повлиять даже неподходящая температура воздуха в магазине. Это неудобство для мерчандайзера, если приходится проводить там полный рабочий день. Есть категория «временных», которые пребывают в перманентном «поиске себя» и не задерживаются вообще нигде. И потом, в мегаполисах, где конкуренция между сетями велика, мерчандайзер всегда имеет возможность выбора и воспользуется ей, если ему предложат что-то, что его устраивает больше. Несколько проще ситуация в регионах, где в городах есть проблемы с работой и люди в принципе дорожат своим рабочим местом.

Как удержать мерчандайзеров

В компаниях есть инструменты удержания полевого персонала. Обучение, корпоративные мероприятия, доплаты за выслугу лет. Некоторые сети предлагают продукцию по льготным ценам и бонусы. То есть, все, что может мотивировать полевой персонал на долгосрочное сотрудничество. Но обучение не просто находится в начале списка. Знания позволят мерчандайзеру использовать усвоенный алгоритм действий в процессе работы и правильно выстраивать коммуникационные цепочки. Кроме того, мерчандайзера нужно мотивировать тем, что в результате обучения он получит знания и навыки, которые не будут лишними и в его обычной жизни.

Этапы обучения мерчандайзеров

Адаптация новых сотрудников, во время которой они знакомятся с культурой компании, стандартами и бизнес-процессами непосредственно в торговой точке. Такая ассимиляция в организации создает условия для того, чтобы новички стали продуктивными членами команды.

Затем следует познакомить начинающего работника с продуктом. Обучение продукту – это часть процесса продаж, который превращает новичка в эксперта. Отличное знание продукта и умение донести до потенциальных покупателей его преимущества, прямо связано с повышением продаж. Мерчандайзер должен уметь объяснить даже самые технические аспекты продукта с точки зрения непрофессионала, чтобы люди хорошо понимали его и были убеждены в том, что нужно купить именно здесь, а не у конкурента.

В последние годы ритейл все больше использует многочисленные программные приложения для автоматизации, упрощения и отслеживания процессов. Обучение владению программными продуктами можно проводить в как реальной среде, где мерчандайзеры будут работать, так и в других форматах: электронное обучение, смешанное обучение, видеоролики, викторины, уроки и карточки, и даже VR и AR. Идея состоит в том, чтобы предложить более персонализированный, привлекательный и гибкий метод обучения.

Что дает обучение мерчандайзеров

Первое преимущество хорошо разработанной программы обучения мерчандайзеров заключается в том, что она помогает подготовить квалифицированных работников. Обучение закладывает основу бизнес-знаний или расширяет имеющиеся. Это также позволяет сотрудникам быть в курсе последних событий, соответствовать отраслевым тенденциям и делает их продуктивными членами любого розничного магазина.

Второе преимущество обучения – повышение эффективности и производительности мерчандайзера с наименьшими потерями времени и ресурсов. Обучение помогает избегать распространенных ошибок и оптимизировать операции через общение и координацию командной работы.

Третий плюс – обученный мерчандайзер обеспечит более качественный сервис, что, в свою очередь, ведет к удовлетворенности, лояльности и удержанию клиентов. Обучение дает полевому сотруднику уверенность в решении любых проблем, которые у него могут возникнуть в процессе работы.

Четвертое, самое важное, преимущество – увеличение продаж. В результате обучения мерчандайзер получает все знания, навыки, инструменты и поддержку для того, чтобы преуспеть в своей работе. Он знает свою продуктовую линейку и уже имеет навыки общения с персоналом торговой точки. Все это естественным образом повышает его эффективность и производительность, что способствует росту продаж.

Обучение является одним из признаков того, что компания полностью инвестирует в профессиональный рост и развитие своих сотрудников. Это поддерживает мотивацию сотрудников и не дает поводов для разрыва отношений с компанией, что очень важно для ритейла, в котором наблюдается большая текучесть кадров. Обучение является формой стимула, который внушает доверие и заставляет сотрудников чувствовать себя более ценными.