Рынок труда перестраивается. Бизнес активнее ориентируется на аутсорсинг кадров против найма в штат. Самозанятые профессионалы сегодня - одна из наиболее востребованных категорий на рынке труда. О том, как эффективно построить работу самозанятым экспертам в маркетинге, рассуждали специалисты платформы для самозанятых Наниматель.

Плательщики налога на профессиональный доход (НПД) в части финансовых отношений с государством имеют в отличие от ИП и юр. лиц, щадящий налоговый режим. Сотрудничая с физлицами, самозанятый маркетолог должен отчислять в государственную казну 4% от дохода. Если заказчик услуг юридическое лицо - налог составит 6%.

Самозанятость позволяет маркетологу работать легально с тем числом заказчиков, которое он может обслужить. При этом ему не надо предоставлять в различные органы никакой отчетности. Даже налог формирует налоговый орган по предоставленным чекам. Оплачивается он один раз в месяц. У самозанятого нет обязанности платить страховые взносы, разве только, если он захочет делать это добровольно. Ограничение по годовому доходу – 2,4 млн рублей.

Но если маркетолог работает в одиночку, то сумма достаточно серьезная. Кроме того, самозанятый может стать ИП на НПД. В этом статусе к имеющимся условиям прибавляется возможность иметь расчетный счет. Маркетолог-плательщик НПД может рассчитывать на помощь на развитие своего бизнеса от государства в виде грантов. В случае острой необходимости есть вариант оформления социального контракта.

Взаимовыгодное сотрудничество

Серьезные компании, как правило, избегают привлекать на свои проекты теневых исполнителей. Маркетологи с официальным статусом плательщика НПД – наиболее предпочитаемая для бизнеса категория исполнителей. Услуги они оказывают на законных основаниях, поэтому для компании исключены проблемы с контролирующими органами. Преимущество самозанятых маркетологов перед остальными категориями еще и в том, что у бизнеса сокращается количество документов по бухгалтерской отчетности, нет обязанности платить налоги и делать страховые отчисления. Все это лежит в сфере ответственности самозанятого.

Для маркетолога статус самозанятого – это возможность работать на больших проектах, к которым, как физическое лицо, он просто не мог бы даже приблизиться. Крупные компании ценят хороших исполнителей, на оплату и одобрительные отзывы не скупятся. Так самозанятый маркетолог работает на свой доход и репутацию.

Самозанятый маркетолог без риска

В любой деятельности есть установки, несоблюдение которых чревато неприятными последствиями. Для самозанятого маркетолога, начинающего сотрудничество с компанией, важно знать, что все сделки с заказчиком должны быть скреплены договором. В этом документе должны быть четко прописаны: наименование работы, ее объем, сроки исполнения, сроки и сумма оплаты, ответственность сторон. Отсутствие договора лишает самозанятого маркетолога возможности доказать свою правоту в спорных ситуациях. Не стоит доверять и устным договоренностям, которые ничего не стоят. Договор должен иметь письменную или электронную формы.

Согласно Федеральному закону № 422-ФЗ маркетолог не может оказывать услуги бывшему работодателю, если со дня увольнения не прошло двух лет. Заказчиком не может быть и настоящий работодатель, с которым маркетолог состоит в трудовых отношениях. Нужно ли рисковать обеим сторонам, нарушая эти нормы? Конечно, нет. Также маркетолог в статусе самозанятого не может работать по договору поручения, агентирования и комиссии. Но, маркетолог ничем не рискует, если одновременно работает у одного работодателя по трудовому договору и в статусе самозанятого, при условии, что типы деятельности различаются.

Для самозанятого маркетолога есть риск получить штраф, если налоговый орган и заказчик не получает от него чеки. Причем с особой строгостью в этом случае отнесутся к заказчику – он будет вынужден заплатить штраф за неуплату НДФЛ, так отношения автоматически приравняются к трудовым. Для самозанятого нет конкретных штрафов за невыдачу чека, но за нарушение сроков фиксации дохода налоговый орган имеет право наложить 20-ти процентный штраф от суммы расчета. Поэтому маркетологу на НПД не следует рисковать как своей репутацией перед заказчиком, так и перед налоговой, и формировать и передавать чеки вовремя. Плательщику НПД следует отслеживать свои доходы, и помнить, что превышение годового лимита в 2,4 млн рублей может стоить потери статуса самозанятого.

Работа самозанятого маркетолога не отличается от деятельности самозанятого копирайтера или бухгалтера. Специальный режим «Налог на профессиональный доход» подойдет представителям многих профессий – он универсален, удобен и прост. Стоит лишь аккуратно следовать положениям закона и стараться не нарушать их.