Составить маршрут мерчандайзера так, чтобы исключить непродуктивные часы, потраченные на метания по городу от одной торговой точки до другой, – процесс непростой. Решением этой проблемы могут стать услуги стационарного мерчандайзера. Именно этот вариант часто предлагают агентства. Но не все компании имеют настолько большой оборот, чтобы оплачивать такого сотрудника. На фоне кризиса все большим спросом пользуются визитные марчандайзеры. Их мобильность обеспечивается построением максимально эффективного маршрута, учитывающего все возможные задержки в пути, время посещения и длительность пребывания в торговой точке, и другие факторы. О том, как рационально построить маршруты мерчандайзеров, рассказывают эксперты агентства мерчандайзинга Планограмма.

Ручная «маршрутизация»

Способ несколько устаревший, но еще имеющий хождение. Новые технологичные инструменты для маршрутизации игнорируются, но есть Яндекс-карты и Google-карты, на которых вручную измеряется расстояние между торговыми точками. Но насколько точными будут такие замеры, какими транспортными средствами будет пользоваться мерчандайзер или предпочтет пешие «прогулки», может ли он быстро переключаться с одного вида транспорта на другой, будут ли учтены все переходы? На этот вопрос не даст точного ответа ни один составитель маршрута – все будет приблизительно. А если строить маршруты в ручном режиме, но уже сотням мерчандайзеров, да еще и в разных регионах, то учесть все факторы просто невозможно.

Минусы ручной маршрутизации

При построении маршрутов вручную нет комплексного охвата территории. К примеру, супервайзер составляет маршрут для своих мерчандайзеров, но не видит, пересекается ли он с маршрутом коллеги.

Менеджеры и супервайзеры не занимаются решением стратегических задач, как хотелось бы клиентам. Главное для супервайзера – это управление полевым персоналом. Но при этом он затрачивает треть своего времени на маршрутизацию, поэтому не может в полной мере исполнять свою главную функцию.

При ручном построении маршрутов из-за отсутствия критериев очень сложно оценить эффективность. Как понять, что нагрузка на мерчандайзеров распределяется равномерно, достаточно ли персонала, есть ли способы сокращения времени на перемещения и, какое время можно считать оптимальным? Получается, что вопросы об эффективности также остаются без конкретного ответа.

Технологичная маршрутизация

Появление специальных цифровых сервисов радикально меняет алгоритм построения маршрутов. Программы позволяют автоматически делать не только маршруты, но и планировать визиты, собирать заказы, составлять планограммы, учитывать пиковые периоды. То есть дают возможность решать самые разные задачи любой сложности.

Бездушный на первый взгляд цифровой сервис, в отличие от условного супервайзера Дениса, может предложить мерчандайзеру Петру начать работу с точки, близкой к его дому, а не отправлять сначала в другой конец города. Программа учтет все пробки, которые встретятся Петру по всему маршруту, и в режиме реального времени найдет пути их обхода. За счет таких продуманных маршрутов оптимизируются и затраты на транспорт.

При ручном варианте маршрутизации, например, очень сложно понять, как распределяется нагрузка на мерчандайзера в течение недели. Часто получается так, что мерчандайзер один день работает в торговой точке 9 часов, а в другой только 3 часа. Как известно, в России 8-часовой рабочий день. Внедрение специальных программ позволяет равномерно распределять все задачи таким образом, чтобы можно было уложиться точно в это время. И тогда никто в команде не перерабатывает, но и не сидит без дела.

Программные решения позволяют построить маршрут с учетом деталей, которые важны для заказчика. Например, спланировать время визитов мерчандайзеров так, чтобы оно совпадало с поставками продукции в торговые точки. То есть, составлять маршруты по запросам клиента.

Автоматизированная система строит наиболее рациональные маршруты посещения мерчандайзерами торговых точек, что сказывается на затратах на транспорт – они становятся существенно меньше. Во-вторых, нет нецелевого расхода времени. В-третьих, появляется возможность без привлечения дополнительного персонала увеличить количество обслуживаемых магазинов. Кроме маршрутизации и составления графиков посещений, автоматизированные системы могут выявлять отклонения от маршрутов. Если это случилось, то, независимо от того, насколько причина объективна, система очень быстро внесет в план коррективы и отредактирует маршрут.

При большом количестве торговых точек автоматизация маршрутизации – это не просто желание быть в тренде, а необходимость. Анализ показывает, что использование цифровых сервисов за счет сбалансированных маршрутов может увеличить эффективность мерчандайзеров на 20%.

Способ маршрутизации – это выбор компании. Можно по-прежнему составлять маршруты вручную, опуская детали, которые негативно сказываются на результатах работы мерчандайзера, и, как следствие, вызывают недовольство заказчика. Но лучший вариант – положиться на современные технологичные сервисы и быть уверенным, что клиент не будет иметь претензий, потому что получит именно тот сервис, который заказывает.