Большинству опрошенных нравится покупать товары и услуги у ответственных брендов, которые заботятся об окружающей среде и помогают людям

В ходе опроса выяснилось, что из всех экологических и социальных проблем людей больше всего волнуют загрязнение воды, почвы и воздуха (67%), ухудшение здоровья (56%), большое количество мусора (55%), а также вырубка лесов и сокращение заповедных зон (55%). Главную роль в решении этих и других проблем, как считают россияне, должно играть государство (так думают 90% опрошенных). При этом от бизнеса 52% респондентов ожидают участия в решении социальных проблем, а 76% — экологических.

И компании стремятся соответствовать этим ожиданиям. У брендов — самый высокий «индекс соответствия» между ожидаемыми и реальными действиями по социальным проблемам: 46% из тех, кто считает, что компании должны принимать участие в решении социальных проблем, отметили, что сейчас бизнес делает достаточно. А вот по экологическим вопросам «индекс соответствия» значительно ниже — всего 29%, то есть люди полагают, что компании должны делать больше для охраны окружающей среды.

При этом в представлении россиян понятие «устойчивый бренд», как правило, ассоциируется именно с экологией, а не с социальной сферой. Самым узнаваемым ответственным брендом респонденты назвали Сбер, также в числе лидеров — Synergetic, Ozon и «Пятёрочка».

Татьяна Липская, старший вице-президент по ESG Сбербанка:

«Людям важно, чтобы уровень загрязнений и количество свалок сокращались, зелёные зоны вокруг жилых кварталов увеличивались, на рабочих местах была комфортная обстановка, а товары были полезными, экологичными и доступными. Это отражается в их требованиях к брендам, товарам и услугам. Как мы видим, большинству россиян (64%) нравится покупать товары и услуги у ответственных брендов. А основная причина покупки — желание быть причастным к решению экологических проблем (38%). Мы рады быть тем самым ответственным брендом, который выбирают люди. Это означает, что наши ценности и цели отвечают запросам современного общества».

По мнению потребителей, экологически и социально ответственный бренд должен в первую очередь сокращать негативное влияние на экологию при производстве (64%), предоставлять качественные товары и услуги (56%) и заботиться о своих сотрудниках (42%).

Будучи ответственным брендом Сбер не только проводит собственную ESG-трансформацию, но и стремится помочь регионам, бизнесу и клиентам сохранять природу, заниматься социальными проектами, благотворительностью и волонтёрством. На экоплатформе «Сберегаем вместе» можно больше узнать об экологичном образе жизни, принять участие в мероприятиях по защите окружающей среды и помочь нуждающимся.

Почти каждый второй потребитель (45%) отмечает, что в России растёт количество ответственных брендов, 16% полагают, что их число не меняется, ещё 15% — что их становится меньше. Среди услуг в лидерах образовательные (39%), финансовые (35%) и сотовая связь (33%). Самые популярные товары — те, что имеют экомаркировку («эко», «органик», «био») и экоупаковку, произведённые из экологически чистых материалов, а также товары, с продажи которых производятся отчисления в благотворительные фонды.

Прежде всего потребители хотят видеть ответственные бренды в таких категориях, как продукты питания (69%), лекарства и товары для здоровья (65%), товары для детей (56%) и бытовая химия (52%).

Участниками исследования стали люди 18–55 лет из 160 городов России с населением от 100 тыс. жителей. На первом этапе (проходил 2–13 октября 2023 года) было опрошено 2005 респондентов, на втором (24 сентября — 1 октября 2024 года) — 2000 респондентов.