Об этом заявила Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS, в рамках презентации рейтинга востребованных коммуникационных специальностей и актуальных трендов российской креативной индустрии на дне открытых дверей Московской школы коммуникаций MACS в ARTPLAY.

Специальными гостями презентации стали Андрей Насоновский, сооснователь первого университета креативных индустрий Universal University и Московской школы коммуникаций MACS, основатель «Агентства по проведению церемоний»; Александр Цыпкин, писатель, эксперт по стратегическим коммуникациям, председатель комитета по внутренним коммуникациям Ассоциации менеджеров России; Кевин Джексон, главный редактор Live Communication Magazine (Великобритания), глава международного консалтингового агентства по масштабированию бизнеса The Experience is The Marketing, руководитель центра международной экспертизы школы MACS.

Согласно исследованию, проведенному Moscow Advanced Communications School совместно с аналитическим центом первого университета креативных индустрий Universal University, креативный сектор экономики России к 2020 году составят ключевые направления индустрии коммуникаций – корпоративные коммуникации, digital коммуникации, employer brand management, цифровая трансформация и event marketing.

По прогнозам аналитиков MACS и Universal University, ключевыми трендами креативной экономики России к 2020 году станут:

Рынок digital рекламы в России вырастет в 5 раз и составит порядка 335,5 млрд. рублей;

Для международных PR-агентств широкого профиля аналитики прогнозируют рост бизнеса до 30% по сравнению с 2017 годом;

К 2020 году сектор цифровой экономики вырастет в 8,5 раз быстрее, чем все остальные секторы экономики России;

Для 72% сотрудников критерий интересной и креативной работы станет главным фактором при выборе работодателя;

Глобальный рост сегмента Experience Marketing составит 44%.

После кризисного спада в 2014-2015 году, сфера «Маркетинг, реклама и PR» в Москве уверенно растет со среднегодовым темпом около 20%. Рост заработных плат в 2017 году составил в среднем 9-11%, по некоторым позициям – 20-30%. К 2020 году средний уровень зарплат специалистов креативных индустрий будет доходить свыше 290 тысяч рублей.

Так, по словам Надежды Маковой, рейтинг самых востребованных коммуникационных специальностей в ближайшие 2 года возглавят специалисты прикладных профилей, наиболее востребованных в сфере коммуникаций: менеджеры цифрового маркетинга, управленцы маркетинговых коммуникаций, менеджеры цифровых трансформаций, специалисты по работе с брендом работодателя, руководители event-проектов. Спрос работодателей на специалистов креативной индустрии уже сейчас в 3 раза превышает количество профессионалов на рынке, отмечают эксперты. Отличительная особенность российского креативного сегмента, – комментируют исследователи MACS и Universal University, – в том, что в стране нет дипломированных специалистов самых востребованных специальностей. Лидеры сложившейся в России креативной индустрии чаще всего – выпускники смежных направлений, которые в силу высоких личностных компетенций смогли практическим путем наработать необходимые навыки и получить прикладную специализацию.

Структура расходов в креативных отраслях также ярко свидельствует о тенденции глобального темпа развития ключевых направлений. Так, ведущие российские бренды в течение ближайших трех лет увеличат расходы на digital продвижение минимум в 2 раза. По прогнозам аналитиков, прирост рынка experience marketing уже по итогам первого квартала 2018 года составляет порядка 7%, а к 2020 году вырастет к 44%. PR рынок ожидает рост в 30%. Стремительно набирает значимость направление employer brand development: более 74% соискателей называют главными критериями для выбора работодателя – интересные задачи, возможность креативного подхода в работе и атмосфера в компании – все то, что относится к формированию привлекательного бренда работодателя.

«Рынок коммуникаций стремительно меняется. В России остро ощущается нехватка профессиональных специалистов, системного подхода в образовании, ориентированного на стремительные изменения коммуникационной отрасли. Авторские программы и интенсивные курсы, на которые появился тренд в последние 8 лет, не смогли компенсировать кадровый провал, – комментирует Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS. – Проводя исследования перед запуском школы, мы отчетливо понимаем кого ищут работодатели, специалисты какого профиля в ближайшие 5 лет выведут индустрию коммуникаций на принципиально иной уровень развития. Для меня, как руководителя новой школы продвинутых коммуникаций, которая даёт диплом государственного образца по программе дополнительного профессионального образования, это стало шагом в сторону запуска программ, которые помогут коммуникаторам получить компетенции, отвечающие реальному спросу работодателей», – отмечает Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.

Лидеры индустрии и преподаватели Московской школы коммуникаций MACS поделились экспертизой рынка труда коммуникационных специальностей и предпочтений работодателей:

«Инвестиции в собственное развитие и образование так же жизненно необходимы, как регулярный check up собственного организма», – отметила Анастасия Полонская, руководитель пресс-службы Ассоциация Финтех.

«Чтобы быть успешным в современном мире – надо двигаться вдвое быстрее других. Особенно в такой динамичной области, как коммуникации. Важно всегда быть жадным до новых знаний, не бояться нестандартных решений и рассматривать изменения как возможности», – рассказала Марина Елагина, директор по внутренним коммуникациям Tele2.

«Мы забываем, что коммуникаторы – это те же хирурги. Врачи работают с телами, мы – с эмоциями и умами. Чтобы быть успешным коммуникатором, надо понимать, что люди чувствуют, что заставляет их смеяться, плакать, о чем они думают, – и вкладывать в умы месседжи. Быть специалистом на грани психологии, маркетинга, пиара и всех коммуникаций вместе взятых – не для всех и профессиональное образование лучший фильтр и способ понять, нужно это вам или нет», – выступил с приветственным словом Александр Цыпкин, писатель, эксперт по стратегическим коммуникациям, председатель комитета по внутренним коммуникациям Ассоциации менеджеров России.

«Ключевая компетенция руководителя в цифровую эпоху – умение сделать свой продукт понятным своему потребителю», – поделился Рустам Боровик, главный эксперт Банка России.

«Стать партнером цифровой трансформации в организации, выбравшей̆ для себя императивы цифровых продуктов, каналов и клиентов, под силу только эксперту одновременно с вертолётным взглядом на весь бизнес компании и обладающему конвергентными компетенциями в сфере ИТ», – считает Екатерина Фроловичева, вице-президент «Газпромбанк».