Блогеры и в особенности видеоблогеры — индикатор мнений и предпочтений для множества людей. Поклонники склонны доверять своим кумирам, и если он советует что-то купить или куда-то сходить, то велик шанс, что многие воспримут это как руководство к действию. Однако уже не раз блогеры обманывали людей, которые так ценили их мнение. «Газета.Ru» рассказывает про героев интернета, которым не стоит верить на слово.

«Исцеление» от рака

Пример из другого конца света — австралийская блогер Белль Гибсон, которая продвигала идею здорового образа жизни. В мае 2013 года она заявила, что победила рак мозга с помощью натуральных лекарств и правильного питания.

Девушка регулярно вела записи в блоге о своей борьбе с заболеванием. Тем не менее, она отказывалась показывать какие-либо медицинские данные о ее здоровье — это вызвало подозрения.

Спустя два года, в 2015 году, девушка в интервью австралийскому глянцу Women's Weekly призналась, что лгала — она никогда не болела раком. Тем не менее, она успела сделать приложение и написать книгу о том, как победить рак «своими методами». Всего Гибсон успела заработать не менее $329 тыс. на своем обмане.

В конце сентября этого года 25-летняя блогер была оштрафована судом на $322 тыс. – почти всю сумму своего заработка. К тому же, часть продаж девушка планировала направить на благотворительность, но, по данным правоохранителей, деньги не были направлены ни в один из подобных фондов или организаций.

Пирамиды и сфинкс

Видеоблогер из Петербурга Юрий Хованский известен не только как автор проекта Russian Stand-Up, но и как большой любитель прорекламировать финансовые пирамиды и другие ненадежные организации.

Известны случаи, когда Хованский посвящал этому как часть видео, так и выпускал видеоролики, целиком являющиеся рекламой подобных проектов, цель которых — получить деньги от поклонников с помощью обмана о быстрой и высокой доходности их финансовых вложений.

Спустя время поклонники уже воспринимают это как часть образа Хована и часто шутят в комментариях, припоминая ему эти рекламы. Сам блогер не уходит от этой темы, предпочитая рассматривать свои действия как проверку на здравомыслие — если кто-то «повелся» на подобное, то это его вина. В своих роликах Хованский периодически пишет «Ролик создан без поддержки спонсоров и финансовых пирамид».

Припоминают блогеру сомнительную рекламу и его коллеги. Так, во время версуса с Дмитрием Лариным последний в самом начале сказал: «Ты как минимум, Юрка, сфинкс в окружении пирамид». Есть упоминание мошеннических схем и их рекламы и в совместной песне Хованского с рэпером Big Russian Boss: «Единственные, кто не пиарил финансовые пирамиды (прости)».

Бьют по ушам

Пару лет назад не увидеть у российского блогера на YouTube рекламу наушников Beats по низкой цене было очень сложно. Не менее сложно посчитать и размер ущерба, который в сумме понесли все те поклонники интернет-звезд, которые купили эту технику. Beats оказались не оригинальными, как говорилось, а подделкой, которая к тому же была опасна для здоровья пользователя.

В январе 2016 года Максим Глусов, который назвал себя владельцем всех этих интернет-магазинов по продаже дешевых наушников Beats, записал видео, в котором признал, что товар контрафактный, не проходил никаких проверок и может быть опасен для здоровья.

Он также сказал, что готов вернуть деньги покупателям. При этом Глусов не объяснил, почему вдруг решил признаться во всем и возместить ущерб. Некоторые покупатели позже писали, что им действительно в ответ на письмо по указанному в видео адресу возвращали деньги за покупку.

Покупал сам у себя

Британские видеоблогеры Тревор Мартин (TmarTn) и Том Касселл (ProSyndicate) регулярно выпускали видеоролики, в которых играли в азартную игру на предметы из шутера Counter-Strike: Global Offensive. Делали они это через особый сайт — CSGO Lotto, которым сами же и владели. Об этом блогеры умалчивали.

Летом 2016 года интернет-пользователи HonorTheCall, а после h3h3Productions выпустили видеоролики с доказательствами того, что Мартин и Касселл не только врали своим пользователям, но также никак не препятствовали участию в азартных играх лиц младше 18 лет.

Мартин успел сделать несколько видеороликов с извинениями перед своими поклонниками, которых вводил в заблуждение, а Касселл писал, что в своих видео указывал, что оно спонсорское и что YouTube не нашел нарушений. Тем не менее, блогеры не упомянули главного — что рекламу они не покупали, а использовали собственный сайт, который могли изменять для того, чтобы выигрывать предметы в рамках видео.

Это стало отправной точкой для компании Valve, разработчика CSGO и сервиса Steam, через который запускалась игра. Они начали борьбу с огромным числом сайтов-рулеток, использующих CSGO. В итоге владельцы CSGO Lotto Тревор отделались лишь репутационными потерями. По решению Федеральной торговой комиссии США, они не будут платить штраф за рекламу портала, которым втайне владели.