На работе просто необходимо учиться скрывать уязвленное самолюбие под маской улыбки. Чем быстрее мы преодолеем расстояние от кривой усмешки до широкой улыбки, тем лучше для нашего профессионального роста. Психологи советуют: если вас отчитывают за что-то, не пытайтесь препираться, приберегите на потом объяснения, уточнения и даже справедливый гнев. Лучший способ защиты – отсутствие защиты.
Если позволит самообладание, можете пересказать высказанные вам замечания своими словами. Этим вы покажите, что внимательно все выслушали. Скажите начальнику: «Я понимаю, что вы имели в виду» и сразу заметите, что его раздражение развеется. Если вы находите критику безосновательной, а факты извращенными, то молча выслушайте претензии. Это не означает, что вы несогласны с критикой. Этим вы покажете, что просто не противоречите начальнику. Ваши препирательства могут вызвать у начальника желание доказать свою правоту во что бы то ни стало.
На самом деле любителей высказывать критические замечания мало (не берем в расчет неуравновешенных личностей). Нормальному человеку психологически тяжело вызывать на себя огонь ответных нападок и обид. Поняв, что вы ему не собираетесь перечить, начальник оставит вас в покое. Однако в этом случае существует опасность, что вы не сможете побороть свою обиду на начальника, зациклившись на форме, в которой высказана критика. Или станете испытывать смущение и гнев при мысли о том, что впали в немилость.
Вы внутренне кипите по поводу предвзятого отношения к вам, перебираете все случаи, когда любимчикам сходило с рук то, что ставят вам в вину? Постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны и извлечь из нее пользу. Но прежде всего необходимо подавить в себе обиду и гнев. Дайте себе пару дней на то, чтобы остыть. В это время позволительно жаловаться близким и друзьям, злиться на начальника. Выпустив пар, начинайте размышлять здраво.
Три вопроса по существу
Чтобы продуктивно переработать негативный опыт, задайте себе три вопроса.
1. Есть ли в критике здравое зерно?
2. Говорили ли мне это раньше?
3. Чем придется пожертвовать, чтобы измениться?
Ответы наверняка дадутся вам нелегко, но ваши мысли будут направлены в позитивное русло. Важно понять: если вы уже давно работаете в данном учреждении, то в целом вашей работой довольны! Если критика появилась сразу после вашего повышения, то это связано с тем, что и требования к вам возросли. Это позволяет преодолеть обиду.
Критика не может быть приятна по определению. Однако если вы научитесь извлекать из нее рациональное зерно, то в конце концов преуспеете. Научитесь также высказывать людям какие-то претензии, не нанося им при этом душевных ран. Вот несколько советов.
Как правильно критиковать
Избегайте огульных и безосновательных обобщений, повышенного тона, которые делают критические замечания унизительными и бездейственными.
Помните, что похвала – самая действенная мотивация для любых перемен. Поэтому не делайте акцента на недостатках, сосредоточьтесь на достоинствах. Высказывая замечания, одновременно отмечайте что-нибудь хорошее. Например: «Вы прекрасно справляетесь с поставленными задачами, но невнимательны при оформлении документов».
Комментируйте только объективные факты, никогда не ссылайтесь на внутренние мотивы, о которых не можете с уверенностью судить.
Будьте конкретны в описании проблемы и ее решения.
Старайтесь сгладить неприятный осадок. Получив порцию критики, человек обычно замыкается. Поэтому не заканчивайте на этом беседу. Поговорите с критикуемым еще немного в дружелюбном тоне.
Галина Чиркина
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Маркетинг и реклама
- →
- Креатив
- →
- Как реагировать на критику
Креатив
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат