На российском рынке труда есть очень немногочисленная, но важная категория соискателей — людей, в высшей мере профессиональных, находящихся в топе своей отрасли и при этом не попадающих на радары хедхантеров. Сегодня мы будем говорить только о них.

Итак, вы справедливо полагаете, что с вашими навыками, опытом и вообще уровнем профессионализма в вашей отрасли в этом городе, возможно, человек семь, и то вряд ли. При этом из месяца в месяц вы встречаете в соцсетях рассказы о том, как к кому-то из вашей отрасли пришли хедхантеры и сами предложили ему неприлично высокооплачиваемую работу.

А ведь этот человек, хотя он и намного более известен, чем вы, не обладает даже половиной ваших способностей, к тому же у него настолько склочный характер, что вы примерно раз в год, а то и чаще читаете о том, как он со скандалом ушел с последнего места работы, но вот ему уже предложили следующую.

Это кажется очень несправедливым, но, если вы ищете справедливости вместо работы, российский рынок труда — очень неправильное для этого место.

Давайте лучше разберемся, почему так происходит и что с этим можно сделать. И сразу скажем, сделать с этим можно довольно много, но вероятность того, что ваши усилия приведут хотя бы к какому-то положительному результату, минимальна. Звучит очень неутешительно, но нам-то вам врать незачем.

LinkedIn

Сразу поговорим про эту мертвую лошадь, притворяющуюся живой, чтобы потом не пришлось.

В России соцсеть совсем непопулярна, и людей, нашедших через нее хорошую работу, действительно единицы.

Тем не менее эйчары компаний, в которых модно притворяться работающими по западным стандартам, могут попросить у вас ссылку на ваш профиль в LinkedIn, притом что у них уже есть ваше резюме и вы, быть может, даже уже прошли первые два собеседования в компании.

Если вы ищете работу в России, единственный смысл иметь профиль в LinkedIn — чтобы в такой момент не пришлось говорить, что у вас его нет.

Так что, какой бы бесполезной тратой времени это ни казалось, лучше этот дурацкий профиль завести. Но это все при условии, что вы ищете работу только в России.

Если вам интересна работа за рубежом, LinkedIn вам нужен обязательно. 89% западных рекрутеров пользуются этим сервисом для поиска кандидатов. Так что соцсеть очень большого о себе мнения, и общая аура вокруг такова, что кажется, будто все хорошие работы вываливаются именно там.

Но есть нюанс. Только 33% высококвалифицированных работников хотя бы раз находили работу через LinkedIn (для сравнения, через Facebook себе нашли работу 83%, а через отдельные маленькие соцсети, рассчитанные на людей исключительно одной отрасли, — 94%). То есть если совсем честно, могущество LinkedIn даже на Западе сильно преувеличено.

На деле получается, что по ней бродят одни хедхантеры, притом что крутые работники отлично находят себе работу не там.

Если вы ищете работу за рубежом, у вас наверняка уже есть профайл в LinkedIn на английском языке. Можно стараться проявлять на нем максимальную активность, и, конечно, нужно, чтобы информация о вашей трудовой биографии там была самая свежая, но не удивляйтесь, если при всем этом никакого результата усилия не дадут. Миф о LinkedIn сильно перевешивает пользу от него.

На деле это просто сервис для хедхантеров с самомнением и без реальных способностей находить талантливых людей. Профессионала, как вы, они там не схедхантят.

Facebook

А теперь про интересное. Facebook — это волшебное место из русских былин, и вы, как русский богатырь (любого пола), стоите на перепутье.

Вам нужно будет раз и навсегда решить, какую дорогу выбрать: карьеру в России или карьеру за рубежом.

Имейте в виду, любой выбор автоматически перечеркнет возможность поменять решение.

И не столько потому, что если вы нацелились на зарубежную карьеру, то фейсбук нужно вести на английском.

Вы удивитесь, но это как раз не так важно, особенно сейчас, когда любой пост можно автоматически перевести на любой язык.

Главная проблема в том, что, если вы будете вести себя, ориентируясь на Запад, работу в России вам не найти.

А если будете целиться на работу в России и вести для этого «правильный фейсбук» (сейчас объясним), работу на Западе вам после такого художественного акта не найти вообще никогда.

Предположим, вы выбрали отчизну. Для того чтобы к вам пришел хедхантер, нужно регулярно, громко, максимально скандально и с минимальным уровнем политкорректности жаловаться. То есть попросту ныть.

Чем громче вы это будете делать, тем выше окажется ваш ежемесячный доход на следующем месте работы. Ныть нужно по пунктам:

1. Как я устал быть единственным профессионалом во всей компании и даже во всей России (общее нытье).

2. Сегодня в очередной раз кто-то в моей компании, не имеющий прямого отношения к моей работе, сделал или сказал глупость, вы только посмотрите (подробное описание глупости и того, какой вы на этом фоне молодец).

3. Сегодня мои подчиненные повели себя как идиоты, как я это только терплю (подробное описание проступка и еще более подробное описание того, как вам это удалось героически вынести и даже никого не уволить).

4. Сегодня мой начальник принял, неверное, глупое, трусливое, непрофессиональное решение (нужное подчеркнуть и подробно описать глубину неверности решения и еще более подробно описать, как вам это удалось героически вынести, спасти проект и даже в конце дня не уволиться).

5. Сегодня я спас мир. Опять. (Подробное описание того, какие все вокруг идиоты, а вам тут еще и спасать их приходится.)

Живи вы на Западе, одного такого поста было бы достаточно, чтобы поставить на своей карьере пожизненный крест. В России же — наоборот.

Если вы сами с очень настойчивой регулярностью не пишете о том, какой вы восхитительный молодец и (что намного важнее) какие все вокруг вас никчемные людишки. Если вы подробно не описываете, как вы сегодня кого-то унизили, как вы с кем-то высокомерно поговорили и вообще как вы сегодня показали, что кто-то находится не на одном с вами уровне, люди, и особенно наши родные, сделанные в России хедхантеры, не верят, что вы профессионал.

Они наверняка приведут комментарии к этому тексту очень сердитые, но нам не страшно: мы, да и вы сами можете привести десятки примеров того, как за последние годы не самый лучший, но зато самый громкий человек в вашей отрасли нашел таким образом очередную высокооплачиваемую работу. Такие посты набирают множество солидарных лайков и комментариев, такие посты шерят.

Именно такие посты выходят за круг ваших друзей и отправляются гулять по соцсети, привлекая внимание рекрутеров.

Ну и что же делать, если вас, как в истории про театр, сильно тошнит? Только одно: наплевать. Если работаете вы намного лучше, чем рассказываете о том, как работаете, а публично унижать коллег вам мерзко, хедхантер к вам не придет. И знаете что? Он вам не нужен. Вам нужна крутая работа, и, если вы настолько хороши, как о себе думаете, вы найдете ее сами.