Компания Tiburon Research провела исследование о том, как социальные ролики о вакцинации от коронавируса влияют на намерение непривитых зрителей сделать прививку. Тестировали пять видео, доступных к просмотру в интернете. Наиболее интересным и мотивирующим аудитория признала китайский анимированный ролик о механизме действия вакцины. Но даже он не слишком влияет на решение о прививке – лишь 20% опрошенных заявили, что вероятно, сделают прививку после просмотра.

К опросу пригласили невакцинированных от Covid-19 людей, и показали каждому из них по одному ролику. Одним из основных препятствий к вакцинации пользователи назвали сомнения в безопасности препаратов — они мешают пойти на прививку 44% опрошенных, почти столько же, 42% — отказываются из-за страха побочных эффектов. А 29% считают, что достаточно защищены от коронавируса, так как переболели.

При этом расширение выбора препаратов могло бы увеличить стремление привиться – при условии доступа к импортным вакцинам намерение сделать прививку возрастает с 17 до 24%. Высок среди непривитых и процент убежденных противников любой вакцинации – 20%.







Из исследованных социальных роликов о вакцинации зрителям больше всего понравилась китайская анимация «Как работает вакцина», в игровой форме показывающая механизм действия вакцины на иммунные клетки. В ролике компонент вакцины, маскирующийся под вирус, шумом и шлепками будит спящие иммунные клетки, а затем трагически умирает в результате их нападения, оставив записку с текстом «Запомните меня». Этот ролик привлек внимание 52% опрошенных, а 56% отметили, что им понравилось видео.

Вторым фаворитом стал ролик о механизме пандемии – он привлек внимание 48% участников исследования. В видео образно и в то же время наглядно показано, как пандемия охватывает весь мир, а вакцинация — защищает.

Более половины опрошенных (56%) согласились, что китайская анимация и видео о механизме пандемии обладают уникальной идеей. Актуальным ролик «Как работает вакцина» признали 60% опрошенных, а видео о механизме пандемии – 58%. Тем не менее, лишь 20% сообщили, что эти ролики мотивируют их к принятию положительного решения о прививке. Впрочем, у других видео этот показатель оказался еще ниже: 13-18%.

Попытки в игровых сюжетах представить, как заблуждаются люди, которые отказываются от прививок, уже раньше вызывали негативную реакцию зрителей, и в этот раз ролик, который вошел в исследование, подтвердил эту тенденцию. Герои, сидящие в машине и дающие глупые объяснения, почему не хотят пристегиваться, вызвали негативную реакцию у зрителей.

При том, что 90% участников опроса признали это видео понятным, 59% считают, что он подходит для российской аудитории, но всего лишь 13% сообщили, что видео их мотивирует принять решение о вакцинации.

Еще хуже зрители оценили простое видео, в котором даются ответы на вопросы о вакцинации – его восприняли как пропаганду, и по всем показателям у этого ролика самые низкие результаты. Ролик вызвал интерес у 31% опрошенных, актуальным его назвали 44%, уникальной идею сочли 35%.

О методике: исследование проведено онлайн с помощью сервиса Quick Surveys в январе 2022 года. Приняли участие 506 респондентов – жителей России обоих полов, в возрасте 18-60 лет, не прошедших вакцинацию от коронавируса.