Современный мир переполнен брендами. Но, как водится, популяризация идеи приводит порой к излишнему упрощению, из-за которого она подвергается искажению. Подобная тенденция прослеживается в последнее время в теме личных брендов. Попытки тиражирования идеи с целью предложить рынку очередную услугу привели к ее частичному обесцениванию.

Бренды правят окружающим миром во всех сферах, начиная от моды и заканчивая финансовыми и товарными рынками. Их влияние распространяется от Москвы, где граждане голосуют за бренд по имени Путин, до самых окраин Вашингтона. Там панику инвесторов вызывает смерть Стива Джобса (уход Джобса привел к снижению стоимости Apple на 10 млрд долл. США), а слова и действия таких брендов, как Уоррен Баффетт или Бен Бернанке, способны ввергнуть американскую экономику в рецессию или спасти от падения.

Однако, даже несмотря на очевидное влияние этих имен, лишь недавно на рынок активно стало проникать понимание того, что хороший бренд может относиться не только к товарам, услугам или компаниям, но и к людям.

В первую очередь оценили необходимость развивать и поддерживать собственный бренд в тех отраслях, где продвижение бизнеса во многом зависит от личных контактов, а эффективность коммуникаций с клиентами всей компании – от профессиональной репутации узкого круга специалистов. В первую очередь это разного вида консалтинг. Здесь некоторые компании осознанно продвигают личный бренд своих экспертов, которые уже имеют определенный уровень известности, обеспечивающий интерес ко всей компании в целом. В то же время тема личного бренда может быть актуальна в любой отрасли. Бренд – это прежде всего признание опыта и компетенции специалиста в профессиональных кругах. И с полной уверенностью можно сказать, что репутация человека напрямую влияет на его капитализацию на рынке труда. Важен личный бренд, безусловно, не только тем профессионалам, которые решили работать на себя, но и тем, кто является наемным сотрудником (будь то менеджер или даже высококвалифицированный узкий специалист). Профессиональный авторитет позволяет строить карьеру по принципу «в первую очередь это я нужен компании, а не наоборот». Собственники компаний тоже осознают ценность для бизнеса людей, имеющих личный бренд, который может служить подтверждением качества продукта, услуги или самого процесса их производства».

Иначе говоря, сегодня любому человеку, заинтересованному в карьерном росте и личном успехе, необходимо задумываться о профессиональной репутации, о том, обладает ли он вообще собственным уникальным брендом, и если «да», то каков он в глазах окружающих его людей. Любой из нас в стремлении стать экспертом в своей профессиональной сфере одновременно взращивает и свой личный бренд.

Ответить на вопрос, что необходимо для построения личного профессионального бренда, не так уж и просто, поскольку личный или персональный бренд – понятие особое сразу по двум причинам. Во-первых, он строится в течение всей нашей жизни, причем основы своего бренда мы начинаем закладывать намного раньше, чем начинаем думать о бизнесе, прибыли или карьере. И во-вторых, сменить его намного сложнее, чем бренд компании или товарный бренд, поскольку, увы, жизнь нам дается один раз, и прожить ее дважды вряд ли удастся.

Ведущие британские эксперты по вопросам личного брендинга Малькольм Левин (Malcolm Levene, личный коуч Тони Блэра) и Юрген Сандберг (Jorgen Sundberg, эксперт в Social Media) считают, что построение личного бренда требует прохождения 10 последовательных шагов, таких как:

1) Authenticity (аутентичность, подлинность);

2) EQ/Awareness and Empathy (эмоциональный интеллект/осведомленность и сочувствие);

3) Happiness/Flourishing (счастье/процветание);

4) Be a Great Communicator (великолепная коммуникабельность);

5) Positive Psychology (позитивная психология);

6) First Impressions (первое впечатление);

7) 360 Degrees Assessment (оценка личности с использованием обратной связи от ближайшего окружения); 8) Storytelling (самопрезентация);

9) Personal Brand Statement (создание индивидуальных черт личного бренда);

10) Personal Marketing Plan (создание личного маркетингового плана).

Оценив те этапы, которые должны предшествовать непосредственному продвижению, становится ясно, что оно возможно только тогда, когда личность уже обладает набором индивидуальных отличительных черт, а также умением взаимодействовать с окружающими на интеллектуальном эмоциональном уровне, излучать волны позитива и притягивать к себе людей. Маркетинг же, в том числе и посредством социальных медиа, позволяет лишь расширить влияние личного бренда на новые аудитории, увеличить его рыночную власть.

Можно отметить чрезвычайную важность самопрезентации, без которой подчас сложно донести значимые черты своего бренда до работодателя, потенциального партнера, клиента или сотрудника. Носителю бренда нужно быть уверенным в себе и четко понимать: что он может сделать, а что нет – и не бояться заявлять об этом. При этом он должен постоянно стремиться к развитию.

Принимая во внимание перечисленные экспертами элементы профессионального бренда, приходится сделать вывод, что на его строительство должны уходить годы, а то и десятилетия. А следовательно, никакие суперэксперты по раскрутке, продаваемые сегодня на рынке, не способны превратить человека в бренд за пару семинаров или сеанс чудотворного консалтинга.

Наши личные качества позволяют нам получить признание ближайшего окружения. И лишь затем, достигнув определенного положения в обществе, мы можем начинать работать над упрочнением своего бренда с помощью различных инструментов массовых коммуникаций – например, через СМИ. Впрочем, власть СМИ сегодня позволяет создавать и ложные бренды, в центре которых нет сильной личности. Однако практика показывает, что они почти мгновенно распадаются и исчезают при отсутствии их активного финансирования.

Факт замены истинного личного бренда простой покупной известности сегодня встречается нередко. В построении и раскрутке личного бренда стабильно заинтересованы растущие профессионалы, особенно работающие в системе «человек-человек» (адвокаты, психологи, парапсихологи, стоматологи и т. д.). Сегодня нередко люди обращаются с заказами типа «я просто хочу быть известным».

При этом нередко их мало волнует, как и в каком контексте они получат свою популярность». Регулярные новостные встряски в СМИ подтверждают это мнение.

В погоне за минутной славой люди готовы судиться, жениться на знаменитостях, устраивать скандалы, совершать, по сути, любые действия, даже подчас идущие в ущерб их репутации.

Сегодня на любом рынке ценятся люди, которые не растекаются, а точно позиционирует себя как профессионалов, а их личные бренды подтверждены положительными рекомендациями и конкретными результатами работы.