Ещё лет 10—15 назад мировой зритель предпочитал хохотать или щекотать себе нервы: телеманов было не оторвать от экрана, когда стартовал очередной сезон «Друзей» или «Зачарованных». Однако в конце 2000-х что-то изменилось: ситкомы стали отступать под натиском качественных «сюжетных» сериалов. Былую славу возвратили детективы и ужасы. Пышным цветом расцвели и исторические сериалы — их не так много (бюджет у таких проектов немаленький — аренда дворцов и пошив шляпок обходятся в копеечку), зато многие чудо как хороши. Впереди планеты всей, конечно, «Аббатство Даунтон», ставшее лакмусовой бумажкой смены общественных вкусов. Телезритель 2000-х только зевнул бы и переключил канал, а в 2014-м все с нетерпением ждали каждую новую серию. Локомотивом исторического телепрома стала Великобритания — кто же ещё?
Почему зрителю так полюбились красивые исторические телеистории? Быть может, всему виной кризис 2008 или до пределов раскочегаренный ритм жизни вкупе с информационным шумом? Люди предпочли наблюдать имперские блеск и славу на экране, а не реальную жизнь в окне. Ответ смогут отыскать социологи лет через десять, если захотят, конечно. А мы тем временем предлагаем вспомнить лучшие исторические сериалы.
«Аббатство Даунтон»: на пике славы
Этот телепроект не нуждается в представлении, если только вы не провели последние четыре года в диких джунглях или пустыне Сахара. «Аббатство Даунтон», пожалуй, самый успешный исторический сериал. В центре сюжета — жизнь знатной семьи Кроули, скроенной по типичным для начала ХХ века лекалам: британский дворянин женат на богатой американке, у них три дочери, которых надо устроить, а по соседству обитает вдовствующая свекровь-графиня, элегантно-ироничная старушка, которую играет великолепная Мэгги Смит. Всех сюжетных перипетий не перечесть: то денег нет, то помрёт кто-то. Главным вливанием «экшена» стала Первая мировая, камня на камне не оставившая от мира зелёных лужаек, с которого начинался сериал.
«Мистер Селфридж»: американская мечта в Лондоне
«Аббатство Даунтон» живописует дворянскую жизнь на пике декадентства, а «Мистер Селфридж» — в расцвет буржуазии. Современный глаз едва ли найдёт много отличий между первыми и вторыми: у всех красивые шляпки и чайные сервизы, дорогие авто. Правда, обитатели Даунтона не обременены ежедневной работой, а мистер Селфридж в поте лица создаёт, а затем управляет самым современным универмагом в Лондоне. Как и в «Аббатстве Даунтон», сюжетные линии условно разделяются между теми, кто катается, и теми, кто возит саночки, — пока Селфриджи разбираются с окружающими их интригами и проблемами в личной жизни, превратности судьбы их сотрудников тоже способны приковать к себе внимание зрителя.
«Изабелла»: испанский исторический телешедевр
Для многих это будет сюрпризом, но хорошие исторические сериалы снимают не только в Туманном Альбионе. Семимильными шагами к поднаторевшим британским и скандинавским сериальщикам подступаются испанские. Южане умеют не только красиво жить, но и красиво снимать. Сериал «Изабелла», повествующий о жизни Изабеллы Кастильской, тому подтверждение: на костюмы, декор и подлинные исторические интерьеры XV века создатели не скупились. Актеры играют прекрасно, 28-летней Мишель Хеннер удалось одинаково правдоподобно сыграть как принцессу-подростка в первой серии, так и 50-летнюю королеву на смертном одре в последней. Для испанцев Изабелла Кастильская — род правителя, который в России представляют Петр I или Екатерина II. За годы правления Изабелла, отобравшая трон у племянницы, натворила много любопытного: объединила Испанию, уничтожила последнее арабское государство в Западной Европе, отправила Колумба в Америку, учредила инквизицию. На фоне исторических событий, переданных создателями с педантизмом архивариуса и великолепием живописца, происходит взросление и развитие героини, которая, несмотря на корону и горностай, в первую очередь — простой человек.
«Тюдоры»: себе на уме
Сериал «Тюдоры» появился незадолго до бума на исторические телепроекты — в 2007 году. В центре сюжета — жизнь всего одного Тюдора, короля Генриха VIII, который прославился тем, что менял жён как перчатки, по ходу дела отрубая им головы, ссылая в монастырь и меняя религию всего королевства. Протестантизм в Англии приняли лишь потому, что он позволял королю развестись со своей первой женой Екатериной (кстати, дочерью Изабеллы Кастильской из предыдущего сериала). По правде говоря, поначалу сериал кажется скучноватым, да и внешность Джонатана Риза Майерса ассоциируется скорее с «мистером Популярность» из американской школы, чем с британским монархом. Но вскоре сериал убеждает: всё хорошо, ты в XVI веке, при дворе — и зритель начинает верить. Молодой король взрослеет, сумасбродничает, воюет, влюбляется, отчаянно пытается заполучить сына, но любители истории знают, что его великим наследником станет не желанный мальчик, а дочь от второй жены, Анны Болейн — Елизавета I.
«Елизавета I»: блистательная Хелен Миррен
А вот и та самая наследница Генриха VIII из «Тюдоров» — Елизавета I, в народе «королева-девственница», которая на самом деле была большой охотницей до мужского внимания, при самой непритязательной рыже-конопатой внешности, но большом уме. Этот телепроект 2005 года не совсем вписывается в наш перечень: снят в формате «мини-сериал», а красота картинки не главное его достоинство. Но пройти мимо блестящей игры Хелен Миррен и трёх «Золотых глобусов» просто нельзя. 2005 год стал для Миррен по-настоящему королевским: она сыграла и Елизавету I, и Елизавету II (в фильме «Королева»). Получается у неё пугающе убедительно. В мини-сериале бремя власти и личная жизнь представляют из себя занятный сюжетно-психологический клубок из чувств и событий, распутывание которого займёт аккурат 223 минуты.