У каждого более-менее известного режиссера есть жанр, в котором он чувствует себя, как рыба в воде. В случае со Спилбергом – это приключенческие фильмы, у Джеймса Вана – несомненный талант к ужастикам, а вот Дэвид Финчер – мастер по криминальным триллерам. Неслучайно именно ему доверили американскую адаптацию знаменитой шведской трилогии про «девушку с татуировкой дракона», хотя штатовский вариант с Дэниэлом Крэйгом и не стал откровением.

По той же причине любые попытки Финчера выйти за рамки своего жанра, хоть и достойны внимания, но не вызывали у публики ажиотажа. И даже «Социальная сеть» могла бы стать шедевром в фильмографии режиссера, если бы ее главный персонаж – создатель Facebook Марк Цукерберг – не просто основал мегаимперию в Интернете, а при этом что-нибудь украл или кого-нибудь пристукнул.

Практически все триллеры Финчера входят в топовые списки лучших фильмов за всю историю кино, за исключением «Комнаты страха» и «Зодиака». Вот и новая картина под названием «Исчезнувшая», вышедшая в 2014 году, не только оказалась коммерчески успешным проектом, но и пробилась во всевозможные перечни «самых-самых». Лента уже получила четыре номинации на Золотой глобус и является очевидным претендентом на награды киноакадемии. И все благодаря умению Финчера нагнетать саспенс и закручивать интригу, а также тому, что фильм основан на одноименном бестселлере Гиллиан Флинн, которая собственноручно написала несколько альтернативных концовок сценария, дабы сохранить интерес к фильму со стороны тех, кто успел прочитать ее книгу.

…Вернувшись с прогулки, Ник Данн обнаружил, что его супруга Эми исчезла. Совсем. И даже записки «Я ухожу. Не ищи меня. Я у мамы» не оставила. Зато оставила после себя разгром в гостиной, а также шмотки и брюлики, накопленные за пять лет брачной жизни. Поначалу Ник опечалился, ведь жену он свою любил, как и свой бизнес, счета в банке и прочее движимое-недвижимое имущество, на нее оформленное. Он вызвал полицию, позвонил родителям и знакомым, и даже организовал движение «Найдем Эми в кратчайшие сроки», но быстрый старт и суматоха в СМИ обеспокоенному мужу лишь прибавили забот. На поверхность стали всплывать всякие нехорошие подробности их с Эми семейной жизни. Кое-кто даже был склонен считать, что Ник свою женушку закопал в саду или утопил в озере, а уж мотивов за супружескую пятилетку наберется с лихвой. Да и сам Ник уже стал сомневаться – так ли счастливы они были в последнее время? А может, это исчезновение и к лучшему? Ведь тогда в некоторых грехах и не придется сознаваться…

И все же, несмотря на то что Финчер остался верен излюбленному жанру, «Исчезнувшая» демонстрирует новые грани режиссерского таланта и позволяет взглянуть на набившую оскомину тему взаимоотношений полов с иного ракурса.

В кадре практически отсутствует насилие, что резко отличает этот фильм от тех, что принесли постановщику всемирную славу – «Семь» и «Бойцовский клуб». Однако в диалогах так часто произносится слово «убийство», что подобно ружью, висящему на стене, рано или поздно разговоры должны материализоваться. И тут зритель уже гадает не кто убийца, а кто жертва, потому как у каждого героя есть основания умереть до начала финальных титров. С этой точки зрения, «Исчезнувшая» – это вариация на тему финчеровской же «Игры», только вместо скучающего миллионера мы имеем дело с представителем творческой интеллигенции, запутавшимся в собственной жизни, как мушка в паутине.

Судя по всему, после «Социальной сети» тема масс-медиа и влияния общественного мнения на отдельно взятого индивидуума настолько захватила Финчера, что он решил посвятить ей и свой следующий фильм (ремейк «Девушки» в расчет не берем, здесь сработал чисто спортивный интерес). Он идет дальше, не просто с укоризной взирая на общество, обвиняющее невиновных и отпускающее на свободу виноватых, а буквально описывая процесс социального «уничтожения» личности. Сегодня вы – уважаемый член социума, бизнесмен, семьянин, а завтра – лицемер, лжец и потенциальный убийца. Мнение толпы формируется косвенными уликами, косыми взглядами, не вовремя оброненными фразами или неудачным стечением обстоятельств. Даже в отсутствие прямых доказательств и хладного тела, Ника Данна могут посадить на электрический стул только по совокупности подозрений, потому как если вам никто не верит, то надеяться на суд присяжных глупо.

Чего фильму не достает, так это динамики. Тут Финчер допустил ту же ошибку, что и в «Зодиаке», излишне увлекшись деталями. Особенно неторопливо сюжет развивается в первой половине, когда зрителя постепенно вводят в курс дела, описывая развитие взаимоотношений Ника и Эми и рутинные подробности полицейского расследования. К слову, первые картины Финчера тем и выделялись, что совмещали напряжение с драйвом, не заставляя публику скучать в ожидании резкого поворота сюжета или эмоциональной сцены. Все последние работы постановщика затянуты донельзя, сценарий периодически провисает в избыточных разговорах и второстепенных персонажах, от коих можно было отказаться без потерь. Вот и «Исчезнувшая» не может похвастаться лапидарностью повествования, ту же историю можно было не размазывать на два с половиной часа экранного времени.

Без всякого сомнения, картина объявится в списках Оскара. Но если быть честным, то золотую статуэтку заслужила только Розамунд Пайк, которая под чутким руководством опытного режиссера буквально расцвела как актриса. Глядя на метаморфозы ее персонажа, поневоле вспомнишь шутку про то, что «хорошее дело браком не назовут», и подумаешь – некоторые брачные союзы заключаются не на небесах, а в срочном порядке оформляются в преисподней.

Автор: Евгений Жарков