Макдональд снова берётся за жанровое кино и уходит в сторону, немного всех озадачивая. Когда ему попалась подростковая мелодрама на фоне войны, он сделал из неё грустную ванильную открытку на полтора часа, в которой почти не было ни войны, ни мелодрамы, а только детская невинность и её безвозвратная утеря. Когда же он взялся за классическую историю про зарытый клад, явно написанную как чистый триллер, то внезапно начал сильно интересоваться темой отношений между лидерами и подчинёнными и в первую очередь вопросом доверия между ними.

Хотя начало ничего такого не обещало. Оно на удивление топорное и клишированное, словно сценарий писал полный дилетант. Вот героя увольняют, и он распинается, как это несправедливо, ведь он верно служил морю 30 лет, и это стоило ему семьи. А вот он подсматривает за женой, которая вместе с сыном ушла к более постоянному и богатому мужику, но которую, он уверен, можно вернуть, если поднять со дна Чёрного моря мифическую нацистскую подлодку, гружёную золотом. Вот Хабенский говорит, что они берут в команду психа, и уже понятно, кто первым нарушит порядок в их нелегальной экспедиции, а вот главный герой из сентиментальных побуждений внезапно нанимает в команду почти школьника, который явно будет доставать весь фильм своей желторотостью и на которого главный герой будет вечно со слезами отвлекаться.

Очевидные ружья развешиваются вплоть до погружения на чудовищно ржавой посудине, но даже после этого сценарий продолжает выдавать один знакомый поворот за другим, иногда вызывая дежавю целыми эпизодами. То есть примерно половина всего, что происходит в фильме, включая финал, совершенно не удивляет.

Но всё меняет отношение режиссёра к материалу. Ему не сильно интересен триллер. Время от времени он даёт саспенса, потому так надо по сюжету, но даже когда один из членов команды превращается в психопата-убийцу, он не ставит его во главу истории. Ему не важна охота за золотом. Даже делёжки неубитого медведя он касается поверхностно.

Зато всю дорогу демонстрирует, что будет с крысами на корабле, с которого не сбежать. Играет в трудности перевода между русской частью команды и британской, которые быстро переходят на драки и перепалки там, где не могут друг друга понять, и русские в таких ситуациях, как ни странно, почти всегда адекватнее и симпатичнее как люди. Русские вообще в этом фильме все однозначно приятные личности. Самое дурное, что они совершают, это грубо сбрасывают с койки пацана, но сложно их за это ненавидеть, потому что то ли парень таким беспомощным и унылым задумывался, то актёр совсем деревянный бездарь, то ли всё вместе, но переживать за него сложно.

И это, кстати, добавляет лишнее противоречие в роль Джуда Ло, который по-отечески снисходителен к пацану и воспринимает его как ещё одну возможность сделать, как ему кажется, что-то хорошее в своей жизни. Его капитан, как и эта ржавая подлодка, изо всех сил прёт вперед, даже когда абсолютно всё работает против него. Почти как другой капитан — Флинт из «Чёрных парусов», разве что последний дошёл до убийств, а здесь Макдональд не решился.

Но каким бы сильным духом ты ни был, с какими бы отчаянием и злостью ни вырывал ничтожные шансы достичь цели, некоторые вещи в одиночку не поднять.

Автор: Гоша Берлинский