За что мы любим фокусы и недолюбливаем фокусников? Фокус есть комбинация нашего невежества, невнимательности, любопытства и детской веры в магию и чудеса. А фокусник – человек, который без зазрения совести всем этим пользуется, чтобы произвести на нас впечатление и неплохо заработать.

В основе любого фокуса, будь то кролик в шляпе, располовиненная женщина или угаданная карта, лежит маленькое и невинное мошенничество. Аудитория готова быть обманутой, однако не меньше жаждет и понять механизм обмана. И вот тут-то кроется главный раздражающий фактор: настоящий иллюзионист никогда не выдает секретов своего «волшебства». Вся магия заключается в самой тайне, и потеряв ее, фокус перестает быть чудом, превращаясь в банальную ловкость рук.

…В древнем Египте существовало тайное сообщество под названием «Око», члены которого использовали свои иллюзионистские способности в мирных целях. Только в отличие от Робина Гуда, слава которого дожила до наших времен, фокусники «Ока» стремились сохранить свою деятельность в секрете и допускали в братство только избранных.

Наше время. Четыре иллюзиониста одновременно получают приглашение на инициацию в «Око» в виде четырех карт, на которых указана их роль в испытании. В числе приглашенных значатся: Дэниел Атлас, молодой шулер, который после размолвки со своей ассистенткой ушел со сцены и нынче при помощи карточных трюков кадрит себе подружек на ночь; бывшая помощница Атласа, красотка Хэнли Ривс; гипнолог и телепат МакКинни, окучивающий незадачливых туристов и селян и умело разводящий их на баксы. А также Джек Уайлдер, который вовсе не фокусник, а простой воришка, использующий ловкость рук для сравнительно нечестного отбора денег у населения.

Объединившись под крылом богатого спонсора, эта теплая компания чародеев нареклась громким именем «Четыре всадника» и организовала тур по городам и весям Америки. Однако вскоре популярное шоу превратилось в скандал: в прямом эфире фокусники ограбили банк в Париже, откуда на помощь ФБР экстренно выехала французская агентесса. Упечь иллюзионистов в кутузку с первой попытки не вышло: ни улик, ни свидетелей. Единственный, кто в состоянии помочь властям раскрутить аферу столетия – это некто Тадеуш Брэдли, известный разоблачитель фокусников и шарлатанов. Но даже ему оказывается не под силу с наскока разобраться в хитросплетениях магии и волшебства. А тем временем «Четыре всадника» продолжают успешно оболванивать публику и водить за нос полицию…

Знаете, в чем состоит настоящий «фокус»? В умении в целом лишенного талантов французского режиссера Луи Летерье преподнести свою кандидатуру продюсерам. И тут сработал известный студенческий принцип: сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя. Однажды Летерье попробовал себя на актерском поприще, затесавшись в массовку ленты «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (2001). Прощупал связи, навел выгодные знакомства и – вуаля! В 2005-м известный постановщик и продюсер Люк Бессон доверяет ему свой второй фильм с участием Джета Ли под названием «Дэнни Цепной пес» (2005). Опека Бессона пошла карьере Летерье на пользу: после не слишком толкового, но все же прибыльного сиквела «Перевозчика» его приглашают в Голливуд. И не куда-нибудь, а на съемки очередного блокбастера Marvel «Невероятный Халк».

«Халк» был, в принципе, неплох, но скучен. Пожалуй, один из худших проектов в числе множественных экранизаций комиксов Marvel. Распрощавшись с супергероями современности, Летерье переметнулся к событиям лет давно минувших. А именно к вольной адаптации древнегреческих мифов о Персее и олимпийских богах. Французу поручили склепать ремейк давнишнего пеплума «Битва титанов», который в свете модных тенденций конвертировали в 3D-формат. И тут француз окончательно спекся, продемонстрировав полную беспомощность. Кривая трехмерность, тупейший сценарий, плоская актерская игра – все аспекты, за которыми Летерье должен был присматривать по должности. Спасли от провала «Битву титанов» только мода на 3D и отсутствие весомых конкурентов.

«Иллюзия обмана» внешне смотрится как попытка отмыть репутацию. Вроде и не блокбастер, но с солидным бюджетом и кучей рейтинговых звезд. И не триллер, и не драма, а легкое чтиво про банду фокусников – «Робин Гудов», которые грабят богатых и раздают бедным. Только из-за кучности имен на афише зритель валил на сеансы валом: Вуди Харрельсон, Марк Руффало, Джесси Айзенберг, Мелани Лоран, Морган Фриман и Майкл Кейн. В результате впечатляющие мировые сборы свыше 350 миллионов и прицел на сиквел. А по сути – пшик и бестолковость. Иначе говоря, факир был пьян и фокус не удался.

Не секрет, что «Иллюзия обмана» (в оригинале – «Теперь ты меня видишь») представляет собой не что иное, как неудачный симбиоз «11 друзей Оушэна», «Престижа» и «Иллюзиониста». Неудачный потому, что по ходу повествования (а задумка была в целом неплохой) картина теряет легкость и драйв, а под конец рубит с лету всю интригу, предлагая аудитории самую дурацкую развязку из всех возможных. Вместо мрачных секретов нолановского «Престижа» публике предлагается череда балаганных трюков с мыльными пузырями, картами и кроликами, тогда как смысл всего представления в том, чтобы банально обчистить чьи-нибудь карманы. Единственная загадка фильма – это некий таинственный персонаж, якобы руководящий действиями «Четверых всадников» (Апокалипсиса?) и имеющий выгоду от всей невнятной с первого взгляда затеи. Загадка вымученная и решенная по принципу «Операции Ы»: чтоб никто не догадался.

Картина Летерье – это красивый мыльный пузырь, коему суждено, рано или поздно, лопнуть. Он дуется, разрастается в объемах, обещая нечто необыкновенное и потрясающее, но итог закономерен – фонтан брызг и мокрое место. Очевидно, что компьютерными средствами, в коих команда Летерье не испытывала недостатка, из пресловутой шляпы фокусника можно выудить что угодно. Однако почему-то Нолан и Бергер, обходясь куда меньшими средствами, сумели воссоздать на экране магию кино, а Летерье вместо настоящих чудес подсунул нам гору спецэффектов. Фокус в кино интересен до тех пор, пока ты в него веришь, а поверить в происходящее на сцене «Иллюзии обмана» может только исключительно наивный зритель.

Не имея ничего против Марка Руффало, стоит признать, что по фактурности и харизме актер уступает даже Айзенбергу, не говоря уже о трио Харрельсон-Фриман-Кейн, благодаря которому смотреть фильм не так уж тягостно. Интерес к ленте сохранялся до тех пор, пока авторы целиком и полностью не переключились на похождения детектива и его флирт с агентессой Интерпола.

Торт от шеф-повара Летерье получился слишком красивым снаружи и постным внутри: все самое сладкое и вкусное было сверху, а начинка разочаровала. Вместо приключенческого триллера мы получили вялотекущую криминальную мелодраму. Иллюзия волшебства осталась лишь иллюзией. Зато обмана и надувательства в картине с избытком.

Автор статьи: Евгений Жарков