Из провала «Не брать живым» Пол Гринграсс сделал логический вывод — сколько можно снимать Борна, пора браться за более другое. Жанр, однако, всё равно был выбран остросюжетный — морской триллер об угоне в 2009 году сомалийскими пиратами американского грузового судна «Маерск Алабама», который закончится благополучным освобождением судна (благо это был первый захват американского судна за две сотни лет, и военные морячки по этому поводу были довольно злые), в том числе его капитана, прихваченного с собой злополучными пиратами, ретировавшимися к берегу на самоходной спасательной шлюпке.

А что, поменьше суперменов в пыльных шлемах, побольше оскаровского пафоса, за основанность на реальных событиях бесплатно получаем плюс десять к зрительскому интересу, а Том Хэнкс уже однажды терпел бедствие в обнимку с федексовскими коробками, теперь будет терпеть в обнимку с контейнеровозом, дело привычное.

Впрочем, быстро выяснилось, что остросюжетности в этой истории не так много, как кажется иным отечественным зрителям, взращённым на главном советском боевике «Пираты XX века». Все эти ясноглазые капитаны в белоснежных фуражках (герой Хэнкса первым делом переоделся в цивильное), зловредные пираты, с ловкостью обезьян взбирающиеся на обречённое судно, героические первые помощники, покидающие корабль вплавь, чтобы вернуться в нощи и превозмочь. В общем, вот этого всего в фильме нет и не планировалось. Поэтому будем работать с тем, что есть.

А именно, вначале Гринграсс, наскоро изобразив небольшую зарисовку из нищего африканского быта, с большим интересом играется в «Титаник»: все эти прибытия капитана на борт, команды «отдать носовые и кормовые», «лево-руля» и прочие красивые пролёты камерой над штабелями разноцветных контейнеров, исписанных продакт-плейсментом того самого «Маерска». Потом кэп пишет очередное трогательное послание своей жене, вчитывается в рассылку о росте пиратской угрозы, устраивает театрализованные учения и вообще во много напоминает эдакую смесь капитана Смита и инженера Эндрюса, двух самых героических персонажей саги Кэмерона, по забавному стечению обстоятельств и угробивших, на самом деле, всех этих людей. Ну и правда, один управлял, а другой построил. Как говорится, айсберг ни в чём не виноват.

В итоге странных расчётов капитана Филлипса ничем, кроме брандспойтов, не вооружённый контейнеровоз оказывается, весь такой «рядовой обученный», вдали от других грузовых судов у самых сомалийских берегов в часах хода от ближайшего военного конвоя, дежурящего в тех водах с целью курощать излишне прытких «рыбаков».

Одиночку немедленно замечают неожиданно технически подкованные сомалийцы. Движки, конечно, у них сыплются, но с радиосвязью и аж целыми радарами у них всё ок, так что когда на хвосте у «Маерска Алабамы» показывается две лодчонки, смутные сомнения касательно досадной неопределённости терзают только нашего кэпа, но не пиратов.

Здесь бы и начаться, собственно, боевику, однако быстро выясняется, что для боевика тут слишком мало сюжета. Морячки сверлят друг друга взглядами в морской бинокель, устраивают радиоигры в прямом эфире и мучают технику, но этим, в общем-то, всё и исчерпывается. Единственный по-настоящему напряжённый момент случился непосредственно во время второго штурма, да и то, экшн вокруг не туда бьющего штуцера, а также стрельбы из ракетницы по захватчикам — это вам не джейсонборн и даже не крепкий орешек. А что же?

Ну, некоторый триллер там есть — во взаимоотношениях капитана Филлипса и самопровозглашённого чернокожего «капитана» напряжённых моментов навалом. Доблестный механик, обесточивший-таки судно, тоже молодец и джонмаклейн. Есть там и совсем крошечный вставной боевик — короткая схватка в машинном отделении, по итогам которой пираты внезапно теряют всякие остатки бандитского флёра и сразу становится видно, кто тут волки позорные, а кто лохи внатуре.

Собственно на этом месте все резко стухают, на место пафосно и со вкусом (Гринграсс всё-таки) выдвигается spetsnaz, а к театру военных действий стягиваются американские боевые корабли: миноносец «Бэйнбридж», фрегат «Халибёртон» и вертолётоносец «Боксер», и всё это богатство ради одного некрупного контейнеровоза и четырёх вооружённых калашами (один из них даже босой) тощих африканцев, даже и на отморозков не тянущих, обычные гопники, требующие десять миллионов только потому, что про миллиард они не в курсе.

И сразу возникает вопрос, а стоила ли история выеденного яйца? То есть Том Хэнкс талантливо потеет, морячки устраивают переговоры, пересылаются таинственные каблограммы про «15 место», а на полубаке степенно рассаживаются немногословные снайперы, ждущие команды «огонь».

Здесь триллер, конечно, имеет место, но это уже не фильм про пиратов, а обычная история про освобождение заложника, который, конечно, авторы пытаются подогревать мантрами про «они не позволят вам добраться до берега», но в общем, все помнят, как глупо смотрелись пираты на судне, так что и теперь бояться за главного героя нет никакого желания.

В итоге Хэнксу, конечно, дадут развернуться по части Станиславского, когда он героически продемонстрирует нам Страшное Напряжение, в котором всё это время пребывал его герой, но на фоне мышиной возни с четырьмя вооружёнными оболтусами зрителю уже как-то всё равно. Хотели пиратов, а получили нервы на пределе, не более того. В итоге главная мораль — надо было капитану выдать в рейс именной револьвер или просто частного охранника на борт взять, всю эту шушеру он бы одними матюгами разогнал и сотни нефти налогоплательщику сэкономил. И ещё немудрящая мысль в конце — что пацан таки пришёл к успеху и попал в США.

Автор статьи: Роман Корнеев