В Голливуде знают, что неважно, кто ты и на что способен, главное — уметь себя продать. Плохой режиссёр Бретт Ратнер продаёт себя как постановщика попкорнового кино, бодибилдер Дуэйн — как обаятельную скалу мышц и так далее. Периодически обо всём этом снимают кино, причём антураж может быть самый неожиданный — например, древнегреческие мифы. Трейлеры «Геракла» продавали фильм как эпический блокбастер про подвиги Дуэйна и компьютерных чудовищ, хотя на самом деле вся эта голливудская компания создала очень простой, почти нескучный комедийный боевичок про наёмников, «кидал» и ломовую мораль.

Дуэйн играет не полубога, а просто крутого мужика, который по причине своих габаритов и хороших мозгов стал очень популярным воином в Греции. Были у него жена и дочери, да сплыли. Почему — это финальный поворот, пусть и не слишком впечатляющий (во многом потому, что под конец уже наплевать на смысл происходящего). Остался у него только хилый болтливый племянник, который волочится за дядей и его командой пёстрых воинов, обеспечивая их громкой пиар-кампанией. Пока родной рекламный агент толкает брендовую амуницию, сам Геракл дарит детишкам мерчендайз в виде когтей легендарных хищников. Если бы Дуэйн сыграл не скромного, но храброго героя боевиков, а, например, накачанного идиота, получилось бы небанальное продолжение фильма «Кровью и потом».

Итак, разделавшись с очередным мелким заданием и развенчав для себя ещё один миф, вся команда отправляется во Фракию, чтобы помочь местному царю восстановить мир на земле. По ходу дела местный прорицатель пытается убедить окружающих, что вражеская армия, которая сеет смуту в краю, состоит из кентавров. А те в свою очередь иногда показываются вдалеке на склоне холма, вызывая неожиданное дежавю с «13 воином» — там точно так же заставляли гадать о природе врага.

Фактически подтверждение или опровержение мифов — это единственная интрига. Но раскрывается она примерно за полчаса до финала, после чего начинается прямолинейный экшн по всем олдскульным канонам: с торжественными возвращениями, героическими самопожервованиями, тупыми злодеями, желающими править миром, и кадрами в жанре «как бы из последних сил».

Но что выгодно отличает картину от дурацкого бреда вроде «Битвы титанов» или «Геракла: Начало легенды» — это ироничность и лёгкость. Здесь нет нормальных ролей, все персонажи вторичные, их предыстории — тоже, конфликты — банальные, даже сам сюжет укладывается в один короткий абзац, но в то же время все актёры расслабленны, шутят, смеются, подкалывают, играют мускулами на камеру. Никакого дутого эпика или фальшивой драмы. Дуэйн кричит бесконечно доставляющее «Я Ге-е-ра-а-акл», показательно ломает стрелы, тридцать раз учит «делать стену из щитов», постоянно выпендривается в духе «уложу с одного удара» и строит из себя героя. Все остальные ему дружно подыгрывают, и особенно этим отличилась битва с обмазанными зелёнкой дикарями — например, в какой-то момент колесницы превращаются в тракторы и противников начинают косить, как пшеницу.

Здесь злодей вместо того, чтобы сломить горстку наёмников, почему-то берёт заложника, хотя у него за спиной многотысячная армия, способная затоптать героев до смерти. Но, как было сказано, там уже наплевать, что по сценарию: прилетят инопланетяне или приключение окажется сном собаки. Балаган есть балаган. Спасибо, что не утомляющий.

Автор: Гоша Берлинский