Уолли Пфистер был оператором Кристофера Нолана больше десяти лет, начиная прямо с «Мементо», и его операторский стиль фактически стал частью стиля Нолана. Но человек устал быть вторым. «Превосходство» — это дорогой дебют, который не заслуживает на самом деле никто. Даже если ты оператор с большим стажем и работал с одним из лучших режиссёров в современном Голливуде, не нужно брать на старте фантастический фильм ценой сто миллионов, из которых половина наверняка ушла только на гонорары актёрам. Актёрам тоже в основном нолановским.

Зачем картине такой звёздный состав, непонятно. На постере всё равно один Джонни Депп, который большую часть экранного времени представлен видеозаставками на мониторах. Причем, играть ему особенно нечего: лишь медленную смерть от полония, которым его отравляют дальновидные террористы, воюющие против технологического прогресса. В действительности в фильме есть только один человек, всего один, которому есть что играть — это Ребекка Холл. И она этой возможностью пользуется, потому что иначе не умеет.

Остальные — что Фриман, что Мара, даже Беттани — просто отбывают номера. Иногда делают сложные лица. Мёрфи так вообще похож на привидение всю дорогу, за ним можно вспомнить разве что пару фразу в духе «Пора позвонить в Вашингтон». Так что если и есть, за кого здесь болеть, только за главную героиню, которая тридцать раз за фильм драматично проходит по длинному белому коридору и не менее драматично заламывает руки.

С другой стороны, болеть не очень хочется и за неё. Не потому, что герои сплошь подонки да идиоты — наоборот, все доброжелательные, интеллигентные люди, часто говорят слова с корнем «нано» и мучаются этическими вопросами. А потому что Пфистер то ли испугался эмоций, то ли банально не чувствует их, не понимает, как они работают в кино. Во все потенциально сильные моменты он холоден и скучен: композитор что-то себе драматично мямлит, Холл что-то себе плачет, уходя, Джонни Депп морщит лоб, драма не получается.

Как не получается мелодрама, потому что её предлагают принимать скорее как факт: главные герои любят друг друга, им плохо. Окей. Дело ведь даже не в картонности персонажей: у того же Нолана они часто простейшие, взять хотя бы «Начало». Однако Нолан с актёрами работает. А Пфистер, кажется, нет. Зачем, действительно? Вы же дорогие крутые актёры, да? Ну вот играйте, а я пока схожу к своему марионеточному оператору и укажу, как снимать, чтобы как я.

Режиссёр так увлёкся тем, что он режиссёр, что всё остальное ушло на второй план. В «Превосходстве» нет ничего такого, из-за чего стоило бы потратить на него время. Первые сорок минут длится одна лишь прелюдия, обстоятельно рассказывающая, как получилось так, что сознание гениального учёного, грубо говоря, загрузили в компьютер. Но это и так всем было давно известно. Не было известно только, что весь остальной сюжет будет посвящён вопросу, насколько же хорошо оцифровался Депп, это всё ещё он или программа, которая его симулирует. Но Пфистер не делает на этой интриге триллер, он его снимает, но не делает. В том числе поэтому «Превосходство» настолько длинное и скучное кино.

Киберпанк он тоже не делает, а показывает красивые демонстрации компьютерной графики и ставит один за другим диалог-монолог про столкновение человечества с технологиями. Видимо, если персонажи только об этом и говорят, значит, проблема раскрыта. Только на деле всё очень поверхностно, старо и даже наивно. Сработало бы, будь фильм снят хотя бы в девяностых: до того, как кинематограф плотно взялся рефлексировать на тему трансгуманизма и тому подобного. Сейчас такая банальность воспринимается разве что как задел на сериал, из которого потом уже что-то могло бы получиться. Хотя кому он был бы нужен при наличии «Подозреваемого», тоже неясно.

Автор: Гоша Берлинский