У нас нынче принято выискивать в отечественной истории фигуры знаковые, дабы ими гордиться. Мол, молодое поколение должно узнать и знание сие способно сподвигнуть его на патриотические чувства — единственный товар, на который днесь государство готово выделять любые деньги, в том числе и в вопросах финансирования кино.
Предмет отечественного госфинансирования обязательно должен быть героический спортсмен, героический космонавт, накрайняк, героический матрос. Без этого никак, иначе не забороть. И Иван Максимович Поддубный, без сомнения, годится в герои — если есть относительно свежий исторический образ русского богатыря, то это есть он, многократный чемпион и слава отечественного цирка.
Другое дело, что если целью ставить не бескомпромиссную героизацию, а всё-таки предметы более художественные, некую мысль, которую хочет вложить в фильм режиссёр ли, сценарист ли, актёр ли, некое художественное преодоление сопротивления исторического, биографического, литературного материала, то на выходе получается обычно некое произведение, самоценное по отношению к прототипу, а в идеале — не занимающееся иллюстрацией биографии, а погружающее зрителя в особую атмосферу, рассказывающее какую-то историю.
Но режиссёр-рекламщик (так его аттестовали продюсеры на показе в «Доме кино») Орлов снимает не про атмосферу, и даже не про биографию, он снимает рекламу про Илью Муромца. Который тридцать лет и три года трудился грузчиком в порту, пока не попал в цирк и не положил всех там на обе лопатки. Такая у него незамысловатая история. И клал он так, понимаешь, всех на лопатки, пока не оказалось у царя-батюшки иного способа защитить честь Рассеюшки, кроме как послать на чемпионат до городу Парижа к коварным хранцузам и их прованскому маслу, чтоб им было неладно, нашего Ильюшу, то есть Ваню.
А против масла и судьи продажного козёл ты разве совладать могучему, но честному русскому богатырю! Однако мы вам ещё припомним Ватерлоо, так и запишите.
Впрочем, это уже какой-то конфликт, а рекламщику Орлову не нужны конфликты, поэтому зажевать мысль побыстрее да забыть, как страшный сон, какие конфликты, надо товар продать. Вот он и продаёт — лишая раз за разом своих героев малейшего шанса приобрести человеческие черты, стать живыми людьми, а не идеализированными манекенами с набором базовых функций.
Вот функция «сила богатырская», вот функция «любовь к родителям», вот функция «любовь к женщине», вот функция «жажда справедливости». Всё предельно стерильно, всё совершенно беззубо и беспомощно. Настолько стерильно, что после всего фильма остаётся лишь немудрящее знание, что мол жил такой мужик, всех победил и помер. Что это был за человек, остаётся совершенно не ясно, да это режиссёра Орлова и не волнует, ему главное, чтобы пудовая трость бухала об пол, чтобы было красиво, чтобы американка и французишка гадила, и чтобы мелодрама, и чтобы в конце ломовая мораль про «где родился там и пригодился».
А всякие истории про революцию, войну, смерть в одиночестве и прочие спорные факты — это вы не по адресу, за такое государство платить не собирается. А в рекламном бизнесе главное кто заказчик, и кто целевая аудитория, всех остальных просьба не беспокоиться.
Автор: Роман Корнеев
Премьеры
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
"Поддубный": Беззубный и беззлобный
Оригинал
Журнал "КиноКадр"