Обычно в шутерах мы оказываемся на передовой. Автомат в руках, мужественный и бесстрашный взгляд, связка гранат на поясе — враги приходят в ужас от одного вида героя. Но пехота — лишь один из множества родов войск. В жизни быть простым солдатом не так интересно, как в играх, где разработчики постоянно вываливают на нас тонны событий. Еще же есть артиллеристы, связисты, танкисты и… снайперы. О последних как раз и повествует серия Sniper Elite.
Снайпер бьет издалека, но всегда наверняка
По большому счету Rebellion поставила франшизу на конвейер. От части к части принципиальных отличий нет, но все время что-то дорабатывается. Слегка меняется антураж, улучшается баллистика, которая здесь чрезвычайно важна, корректируется графика и оттачивается игровой процесс. Однако чтобы составить полное впечатление о Sniper Elite, достаточно наугад запустить любую часть: в остальных будет примерно то же самое. Неизменный герой, Карл Фейрберн, будто в одиночку выигрывает самую масштабную войну в истории. Сначала мы останавливали инженеров и ученых, разрабатывающих ядерное оружие под конец Второй мировой — действие Sniper Elite и Sniper Elite V2 происходило в Берлине 1945 года. Теперь же нас отбрасывают в 1942-й. Война в разгаре, ни о каком завершении пока речи нет. Европа оккупирована, Советский Союз приходит в себя от неожиданного нападения и только начинает давать отпор захватчикам.
А мы — в знойной Африке. Генерал-фельдмаршал Роммель утюжит пустыню своими танками, создавая союзникам одну из множества серьезных проблем. Становится известно о создании некоего сверхсекретного оружия, которое вполне может изменить исход войны и обернуть все не в нашу пользу. Карл оказывается не только снайпером, но и разведчиком, шпионом и агентом-многостаночником в духе Сэма Фишера. Несмотря на недвусмысленное название игры, стрелять из снайперской винтовки придется не так уж много. Ползать на животе, подкрадываться к врагам, устраивать диверсии, прятать трупы — вот основной досуг мистера Фейрберна.
Точность — вежливость снайпера
Sniper Elite 3, как и предшественницы, оказывается смесью стелса и обычного экшена от третьего лица. Верная снайперская винтовка действует безотказно — мы с ней не расставались бы, но есть одна проблема. Звук выстрела гулко разносится по всей округе, и нас тут же начинают искать. Скрыться довольно легко, особенно когда можно положиться на игровых помощников: отображение последнего замеченного местоположения, радиус поиска, да еще и слабый ИИ. Противники каждый раз выкидывают новые фокусы — прежде чем научишься понимать их повадки, они попортят немало крови. Ночью, когда слышно даже стрекотание насекомых, а вы убиваете врага из винтовки, поднимается тревога — но вояки лениво осмотрят труп и пойдут по своим делам. А бросите камень в траву, чтобы увести солдата в нужную сторону, и начнется черт-те что: противники начинают патрулировать территорию, переходят в режим боевой готовности и шарахаются от каждой тени. «Отцепить» одного врага от группы практически невозможно, поэтому булыжник оказывается бесполезным. Да и вообще, камнем такого размера (в кулак героя не помещается) убить можно — кто ж его берет для отвлечения врага?
Если нас все же засекли, придется либо пробираться через патрули, либо истреблять нацистов. Герой погибает быстро, а враги очень меткие, поэтому незаметное прохождение все-таки предпочтительнее. Противники замечают вас издалека, но на помощь приходят маскирующие тушку Карла заросли. Также полезными оказываются громкие звуки вроде грохота тяжелых орудий: если пальнуть из снайперской винтовки синхронно с пушкой, тревога не поднимется. Стрельба из обычных стволов вроде автоматов и пистолетов не вызывает интереса, потому что в этот момент Sniper Elite 3 превращается в слабый позиционный экшен с укрытиями. Прячемся за ящиками, высунувшись, осторожно стреляем во врагов и проходим дальше. Хорошо, конечно, что разработчики не зациклились на стелсе и дали нам возможность проходить игру по-разному, однако серьезный акцент сделан именно на незаметности. В таком проекте это скорее плюс, потому что открытые перестрелки не особо удались.
Вот пуля пролетела
Само собой, отдельного упоминания заслуживает снайперская винтовка, работа с которой сильно зависит от выбранного уровня сложности. К счастью, параметры гибкие, их можно настроить по отдельности: скажем, реалистичность выставить на максимум, а врагов оставить слабыми. Очень удобно, если хотите получить удовольствие от филигранной стрельбы, но нет желания долго проходить трудные эпизоды. На эффективность выстрела влияет множество параметров. Сердцебиение, интенсивность и направление ветра, расстояние до цели, вес пули — поначалу голова идет кругом. К счастью, присутствует вспомогательная опция: при активации особого режима замедляется время и появляется точка попадания. Вдумчивое прицеливание, учет всех особенностей — лучшее, что есть в Sniper Elite 3. В качестве награды за безупречный выстрел вам покажут настоящее представление. Медленно летящей пулей уже давно не удивишь, это было даже в недавней Enemy Front. А вот визуальный «разрез» тела врага, наглядно демонстрирующий разрываемые снарядом органы и ломающиеся кости, — зрелище невероятное. Следующими эту «фишку» должны взять на вооружение разработчики аркад вроде Burnout, Motorstorm и FlatOut.
Sniper Elite 3 — улучшенная версия прошлых игр в другом антураже. Африка не настолько затасканна, как разрушенные войной европейские города, из-за чего проект воспринимается свежее и необычнее предыдущих частей. Даже сюжет может заинтересовать, пусть он здесь и для галочки. Недоработанные перестрелки, слабый искусственный интеллект и некоторая «корявость» исполнения дают о себе знать, но из-за великолепной проработки снайперской стрельбы уделить время кампании все же стоит.
Достоинства:
приятная графика;
отличная баллистика и стрельба из снайперской винтовки;
выбор стиля прохождения все-таки предусмотрен;
гибкая система сложности.
Недостатки:
недалекий ИИ;
однообразные задания;
все, что не связано с драгоценной «снайперкой», проработано по остаточному принципу.