Неожиданно приятный симулятор, в котором можно по самую крышу загнать огромный «Урал» в вязкое болото и с упоением рассматривать, как он продавливает колесами настоящую грязь. Никогда ещё нелёгкая работа водителей, вынужденных перевозить брёвна по непроходимым дебрям тайги, не выглядела столь привлекательной

О двух проблемах России уже сказано немало. Ситуация осложняется тем, что ни с дураками, ни с дорогами ничего сделать нельзя: первые всё равно появляются на свет, а вторые по-прежнему крошатся, словно мел. Разработчики Spintires, для которых этот проект стал дебютным, решили рассказать о самых далёких уголках необъятных лесов. О таких, где асфальт невозможно проложить в принципе. Где-то на бескрайних просторах тайги срубленный лес сплавляют по реке и затем развозят на устрашающего вида стальных монстрах. Все эти КрАЗы, КамАЗы, «Уралы» и другие железные красавцы и стали главными героями необычной, но чертовски увлекательной игры.

«Ты что, застрял?»

Суть проста, как свалившееся с прицепа бревно. Нам предоставлено пять больших карт, на каждой из которых нарисована одна и та же ситуация: в одном медвежьем углу находится лесоповал, в другом затаились пилорамы, а в третьем фыркает выхлопом наш грузовик. Независимо от выбранной локации уже через пять метров после старта машина будет отчаянно грести колесами непроходимую грязь, сидя в ней по стекла. Территория свободна для изучения, поэтому сначала рекомендуется открыть всю карту. Для этого придётся заехать в самые непроходимые дебри, активируя ключевые точки. Выглядят они странно, поначалу даже может показаться, что это графический баг: огромная чёрная воронка жуткого вида. Хотя, как быстро становится ясно, знание маршрута совсем не гарантирует благополучного достижения цели. Spintires, кажется, является первым симулятором, в котором можно сесть на «пузо» без малейших шансов на самостоятельное освобождение.



Поскольку ездим мы исключительно по глуши, вариант с поиском пьяного тракториста в ближайшей деревне отпадает. Выкручиваться приходится своими средствами —­­ и тут на свет выскакивает очередная порция сложностей. Дело в том, что заветная лебёдка, которая поначалу выглядит палочкой-выручалочкой, спасает очень редко, — если поблизости нет деревьев, пиши пропало. Но даже если место для зацепа всё-таки нашлось, не факт, что трос вытянет из-под метров грязи перешедший в «режим подлодки» грузовик. Хуже всего, когда между колесами застревает булыжник — проклянёшь все на свете, пока сможешь вытолкнуть его, бешено вращая руль из стороны в сторону.



Крайний случай — возврат техники в гараж. Но в таком случае мы потеряем груз, а рейс придётся начинать заново. Если принять во внимание немаленькие расстояния, то этот вариант имеет смысл использовать только в по-настоящему безвыходной ситуации. К счастью, в нашем распоряжении есть несколько других машин, между которыми можно переключаться. Подъехав на техничке, вы сможете подлатать побитый грузовик, а выбрав топливную цистерну — заправить его. Последнее очень актуально, ведь наша техника потребляет топливо с огромным аппетитом, который лишь усиливается при подключении полного привода. Для удобства расход отображается в литрах в минуту, а не в привычных «на сто километров» — такое расстояние вы проедете очень нескоро.

Чем круче джип…

Автопарк весьма обширен. Помимо цистерн, бортовых и ремонтных платформ, есть множество других спецсредств: с кранами, сцепными устройствами, приспособлениями для перевозки леса. Всё это богатство нужно активно использовать. Spintires — песочница в истинном смысле этого слова. Нас никто не ограничивает в выборе типа кузова, способа передвижения и организации доставки груза. Можно потихоньку возить короткие колоды, зарабатывая небольшое количество очков. А можно взять прицеп и нагрузить длинных брёвен — так ехать в разы тяжелее, но и очков намного больше.

На деле это значит, что играть можно, как душе угодно. Хотите рисковать — берите лесовозную платформу со сцепкой, езжайте к лесоповалу, загружайтесь под завязку и молитесь, чтобы вы нигде не разбили машину, топлива хватило и вы не застряли по дороге к пилораме. Предпочитаете действовать осторожно — не вопрос. Сначала проезжаете треть маршрута на самой проходимой машине, затем переключаетесь на гараж и выдвигаетесь той же дорогой на основном грузовике, который используется для перевозки бревен. И наконец, пускаете в ход техничку; она — если что — вытащит задним ходом самую ценную машину с грузом. Описанный «паровозик» — одна из множества схем, которые игрок сам придумает в зависимости от стиля прохождения. Без разумного применения блокировки дифференциала и подключения полного привода на бездорожье не обойтись. Лучший вариант — вообще не отключать их, но активированный AWD в режиме симулятора вынудит очень часто посещать заправки.

Оперативный простор в Spintires имеется, но вот с мотивированием игрока у проекта серьёзные проблемы. Намного интереснее кататься по карте туда-сюда в поисках новых машин и мест для испытаний машины, а не доставлять бревна. Впрочем, никто не принуждает выполнять основное задание — как и в любой толковой песочнице, здесь мы целиком предоставлены сами себе. Это одновременно и хорошо, и плохо. С одной стороны, никаких ограничений, а с другой — развлечения тоже нужно искать самому. Без чётко обозначенной цели игра может показаться бессмысленными покатушками до первого брода.

Всё же заданий могло быть и побольше, а самой игре не помешало бы вести себя дружелюбней. Многие параметры не объясняются, работа некоторых функций не слишком очевидна, а часть возможностей сделана исключительно в угоду реалистичности. К примеру, захватом брёвен пользоваться дьявольски сложно, да и смысла в этом нет, ведь автоматическая загрузка происходит нажатием одной кнопки. Хотя и ему нашлось нецелевое применение: однажды удалось упереться стрелой крана в землю и приподнять засевший лесовоз, что позволило выехать из грязевой каши.



Spintires создавалась как демонстрация технологий физического движка, поэтому здесь используется продвинутая система деформируемого ландшафта. Нечто подобное было лишь в серии Motorstorm и SEGA Rally Revo, но тут всё намного серьезнее и реалистичнее. Грузовик легко может засесть в своей же колее, шины красиво продавливают и месят грязь, машины быстро покрываются жижей по самую крышу. Можно бесконечно смотреть, как многотонный тягач, сжигая десятки литров топлива за минуту и выплевывая клубы сизого дыма, медленно прокладывает путь к цели. На особо запущенных участках борьба идёт буквально за каждый метр. Жаль, но наслаждаться этими картинами мешает отвратительная камера. Привыкнуть к ней невозможно, она раздражает каждую секунду, проведённую за игрой. Как ни крути мышкой, всё равно ракурс будет неудобным. И вдвойне обидно, что нет вида из кабины, — разработчики добавили в игру много мелочей и возможностей, поэтому невозможность перевести камеру в такое положение трудно чем-то объяснить.

…тем дальше идти за трактором

Неожиданная популярность Spintires в Steam вызывает любопытство. Что это: любовь к отечественным реалиям и технике? Может, дело в великолепной физической модели и натуральной грязи? А может, аудитория устала от сверкающих Bugatti и Ferrari, несущихся по гоночным трекам? По большому счёту Oovee Games Studio создала технологическую демку и наверняка не рассчитывала на успех. Но реальность такова: отличные продажи в магазине Valve, множество модификаций и зарождающееся сообщество.

Несмотря на заметный недостаток бюджета и неотёсанность, однообразные карты (где заснеженная Сибирь?) и отсутствие мотивации к прохождению, Spintires способна увлечь игрока. Если вы всегда мечтали застрять на внедорожнике в глухом лесу и, стоя по пояс в грязи, с улыбкой до ушей весь день выкапывать машину, то обязательно обратите внимание на первую работу Oovee Game Studios.

Достоинства:

великолепная грязь и деформируемый ландшафт;

приятная физика автомобилей;

свобода передвижения;

большие локации;

хочется рыть колеи снова и снова.

Недостатки:

задание только одно, так что развлекать себя будете сами;

все пять карт довольно однообразны;

нет вида из кабины;

ужасная камера.