У детей есть какие-то свои социальные законы, которые подчас бывают гораздо более жестокими, чем в мире взрослых. Как быть, если на ребенка нападают сверстники?
Откуда растут ноги?
Школьное сообщество чем-то напоминает тюрьму: там одни маленькие люди содержатся с другими маленькими людьми не по собственному желанию.
Новейшие исследования детской психологии привели к достаточно устрашающему выводу: в каждом детском коллективе обязан быть аутсайдер. Как это работает? У детей — свои социальные ниши. В классе обязательно должен быть главный отличник, первая красотка, школьный клоун, раздолбай, и… белая ворона. С течением времени роли распределяются так, что самый подходящий на них человек волей-неволей занимает свое место. Дальше, когда ребенок развивается и растет, он может покинуть свою нишу и на его место придет новый аутсайдер. Или новый школьный красавчик.
В частности, аутсайдерами становятся те дети, у которых есть что-то из списка:
1. Кардинальное отличие от других. От инакомыслия до состояния родителей — все это играет очень важную роль в формировании травли. Если ребенок богат — он может стать мишенью для завистников. Беден — другие дети сами боятся этого понятия, боятся финансового неблагополучия и срывают свой страх в травле.
Еще вариант — родители проповедуют достаточно своеобразную идеологию, которая выходит за рамки принятого в школе (например, они очень религиозны или относят себя к какому-то непопулярному политическому движению). В таком случае ребенок может стать белой вороной. Сюда же — иной цвет кожи, иностранный акцент, своеобразный стиль одежды и так далее.
2. Комплекс жертвы. Аутсайдер и его враги — дети с абсолютно одинаковыми проблемами. Очень часто обе стороны идут из семей, где наблюдаются сцены агрессии. В одном случае сам ребенок становится провокатором, в другом — мишенью. И даже если дома нет никаких побоев, обыкновенные скандалы, истерики и ругательства (то есть вербальная агрессия) сразу возводят ребенка в группу риска стать жертвой травли.
3. Коммуникационные проблемы. По тем или иным причинам ребенок мог до конца не выучить правила поведения в обществе. Например, такое часто бывает с детьми, которые были всегда подвержены гиперконтролю. Это те дети, которых не отдали в детский садик, где они могли бы выучить азы коммуникации. Или дети, игры которых тщательно прослеживались, у них не было возможности пообщаться со сверстниками без взрослого вмешательства. Ну и наконец дети, которые пришли из семей с коммуникационными проблемами.
4. Сложный характер. Под этим понятием подразумеваются не «плохие» качества ребенка, а его внутренние проблемы, которые вызвали в нем недружелюбное поведение. Ребенок мог перейти кому-то дорогу, ввязаться в школьный конфликт, разболтать чужие секреты или сделать еще что-то, чего дети не прощают. Обычно так поступают ребята, которые не могут сориентироваться в коллективе и пытаются привлечь к себе внимание.
5. Родительское вмешательство. Печально, но бывают такие ситуации, когда родители сами виновны в травле детей. С одной стороны, это могут быть папы с мамами одноклассников, которые плохо относятся к семье ребенка и говорят: «С этим не дружи». Или родители жертвы, которые вдалбливают ребенку свои установки («на ругательства не отвечай», «те ребята плохие», «эти — плохо учатся, с ними не общайся»).
Крупная дилемма
Родители не совсем понимают ситуацию, но сразу же пытаются вмешаться. Тем более если ребенок приходит домой весь покрытый синяками: школьные будни становятся попросту опасными. Но с точки зрения детей, вмешательство может только усугубить ситуацию. Ведь если мама пожалуется учительнице, учительница сделает выговор или накажет обидчиков, то ребенок-жертва окажется невольным виновником этого наказания, от чего пострадает еще сильнее.
Как правило, после родительского вмешательства ситуация усугубляется. Если папа с мамой звонят родителям обидчика, они вряд ли будут выбирать выражения помягче. На следующий день ребенка могут избить.
С другой стороны, ребенку будет очень больно, если ему скажут: «Это твои проблемы, выкручивайся сам». Если он поделился сокровенным и рассказал все папе с мамой — он уже готов получить помощь, но ему вдруг отказывают. Некоторые папы любят говорить: «Будь мальчиком, вмажь этим придуркам по первое число!» В результате у ребенка возникает конфликт еще и с учителями, помимо одноклассников…
В общем, вопрос вмешательства — очень сложный. Родителям важно унять свои эмоции и действовать конструктивно, чтобы не нанести еще большего вреда.
Выпутываемся из ситуации
Рассмотрите вариант с переходом в новую школу. Ведь в том случае, когда ребенок элементарно сменит класс, у него будет возможность начать все с нуля и забыть про травлю. Но перед этим следует обратиться к школьному или личному детскому психологу: наверняка есть какие-то проблемы, из-за которых все и началось.
К выбору нового коллектива надо подойти тщательно. Например, дети, которые учились в дорогих гимназиях, а потом перешли в обычную районную школу, могут стать аутсайдерами только лишь потому, что не знакомы с новыми правилами «этикета».
Кроме того, жесткая травля характерна для тех коллективов, где царит нездоровая атмосфера. Здесь виновными могут быть слишком давящие учителя, агрессивно настроенный директор, неадекватная учебная конкуренция и другие нервирующие обстоятельства. Рассмотрите все варианты. Сделайте для ребенка «день открытых дверей», чтобы он смог сам ответить, нравится ему эта школа или нет.
Постарайтесь не давить сейчас на учебу. Это последнее, о чем ребенок может думать в данный момент. Вероятно, он скатится до «двоек» и с этим ничего не поделаешь. Но время все лечит.
А пока что…
— Помогите ребенку найти друзей. Пусть он выберет кружок, походит на спортивные занятия, начнет посещать курсы по интересам. Ему сейчас очень важен коллектив, и он должен научиться в нем функционировать.
— Общайтесь с ним как можно чаще. Создайте для него хотя бы дома атмосферу общества. Ему оно нужно, как никогда.
— Не позволяйте ему уходить от реальности. Жертвы травли часто подсаживаются на игры или Интернет — это очень опасная штука. Занимайтесь ребенком, уделяйте ему побольше времени, водите в театр, увозите на природу. Это должно его на время отвлечь.
По мелочи
Если речь идет о мелких конфликтах, в классе ребенок не стал аутсайдером, но у него возникли проблемы с одноклассниками — лучше не вмешиваться вообще. Детям свойственно ругаться, иногда даже драться, выяснять отношения. Если подобное произошло и ребенок не обратился к вам сам за советом и на него не стали жаловаться учителя — ваше дело просто дать ему самому разрешить конфликты. В ином случае ребенок не научится отстаивать свои позиции и коммуницировать в стрессовых ситуациях.
Если же ребенок сам устраивает травлю, ругается, зачинает школьные войны — скорее всего, он вымещает домашнюю агрессию на других детях. Дома на него кричат, а может быть, папа с мамой постоянно ссорятся между собой. Такого ребенка обязательно надо отвести к психологу. Лучше пойти вместе — к семейному. Он сам не хочет ни над кем издеваться, и ему надо помочь.
Автор: Дарья Мазуркина
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Дети
- →
- Воспитание
- →
- Как научить ребенка постоять за себя?
Воспитание
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Как научить ребенка постоять за себя?
Оригинал
Леди@Mail.Ru