Поддержка предпринимательства в социальной сфере, важнейший фактор повышения качества жизни наших граждан.



Текстовая версия

Владимир Яблонский, директор направления «Социальные проекты» АСИ:

Социальное предпринимательство у нас в стране определяется по нашей оценке в двух нормативных актах. Один из них – это приказ Минэкономики о программе поддержки малого и среднего бизнеса. А второй (это уже шутка) - это «Википедия».

Больше, по-моему, нигде нет. Хотя все этим термином пользуются, называя под этим термином совершенно разные вещи: в диапазоне от бизнеса в социальной сфере до тех или иных неокупаемых проектов, связанных с благотворительностью, волонтёрством. Мне кажется, истина где-то посередине.

Мы считаем, что социальное предпринимательство – это деятельность, которая окупается; направленная, в первую очередь, не на извлечение прибыли, направленная на решение тех или иных социальных задач, которые есть в конкретном регионе и месте. Таких практик на сегодня много. И мы многие десятки проектов из целого ряда регионов отобрали, и хотим их тиражировать.

Этот процесс уже начался, где предприниматели из малого бизнеса. Например, это те же частные надомные детские садики. Либо из среднего бизнеса. Такие проекты сегодня делают и создают предприятия, которые своим функционированием при предпринимательском подходе, при профессиональном бизнес-менеджменте вся прибыль направляется либо на какие-то социальные цели, либо на этом предприятии работают инвалиды или ещё какие-то категории социально незащищённых людей. И там создаются для них соответствующие рабочие места.

Большой диапазон вариантов. Вот как их поддержать - это вопрос. Но одна из вещей, по нашему мнению – это ввести эту категорию в нормативную базу. Вторая - это расширить инструменты поддержки. Один из главных моментов – это аренда.

Практически, если вы хотите создать низкомаржинальный бизнес, то получить муниципальную льготную аренду довольно сложно, почти невозможно.

Если мы найдём пути, может быть, выделить это в отдельную категорию, найти какие-то критерии, по которым начинающий или уже опытные предприниматели могли бы получать этот ресурс – это в разы увеличит количество людей, которые занимаются бизнесом в этой области, и решают те задачи, которые пытается решить государство, вкладывая миллиарды рублей.

Простой пример - проект по частным детским садам, которые Россия поддержала 3 мая этого года, поддержан Владимиром Владимировичем, тиражируется сейчас в 10 регионах. Только в Самаре в этом году созданы уже 1800 мест в детских садах, и на это потрачено 35 миллионов рублей.

Если бы это создавалось за счёт бюджетных средств (нужно 1800 умножить примерно на миллион восемьсот тысяч), то это был бы минимум миллиард рублей, если бы мы строили государственные садики. Минимальной поддержкой частного бизнеса, который сам инвестирует, мы получаем сопоставимый результат, экономя деньги, которые можно направить на повышение зарплаты или на какие-то другие задачи, которые в каждом городе, в каждом муниципалитете, конечно же, есть.

Второй важный момент здесь помимо аренды, с нашей точки зрения - это создание точек роста. Третье – это тиражирование успешных практик, создание кейсов. Это основная суть работы агентства.

Если говорить о точках роста, мы начали проект создания таких центров инноваций в социальной сфере, центров по поддержке социального предпринимательства. Это своего рода аналог бизнес-инкубатора. Это место, куда предприниматель может прийти, посмотреть на кейсы, посмотреть на практики, которые уже в других регионах оттиражированы, пройти обучение, в том числе, и за свой счёт, либо субсидированное государством.

Например, по программам поддержки труда и занятости. Много программ есть такого рода. В Минэкономике со следующего года обещают поддерживать работу таких центров, субсидировать, соответственно, обучение предпринимателей будущих. Дальше - человек учится. Если это типовой кейс, он может легко привлечь финансирование в Сбербанке, с Фабрикой кредитов. Там есть типовые франшизы. Можно довольно быстро туда войти.

Если это не типовой проект, то на этой площадке, взаимодействуя с властью местной, с крупным и средним бизнесом. Таких очень много предпринимателей к нам приходит, которые готовы поддерживать проекты, инвестировать их, но на возвратном принципе. Говорят: «Да, мы готовы поддержать какой-то социальный проект. Мы хотим, чтобы он состоялся.

Поэтому мы хотим, чтобы там был профессиональный менеджмент. Лучше тогда это будет не благотворительность, а предпринимательство. Пусть там будет нулевая рентабельность, но мы будем понимать, что это действительно состоится, потому что за этим идёт предпринимательский подход и правильное управление». Такой опыт у нас есть.

В Омске такой центр открыт. Там около 300 предпринимателей прошли обучение. Не очень большие деньги - около миллиона долларов. 30 миллионов рублей привлекли средств, но это - средства как раз бизнеса, который поверил в других начинающих предпринимателей и вложился на возвратном, в основном, принципе. А в их работах может быть от 500 тысяч до миллиона рублей, т.е. это малый бизнес.

Вот такую работу мы сегодня ведём. По тому, какой буквально последние месяцы, недели видимый интерес - тема пошла. Мы будем активно настаивать на том, чтобы соответствующие нормативные изменения вошли. И, в частности, очень важный здесь вопрос – это открытие ниш: тех же частных детских садиков, досуговых центров.

Есть целый ряд идей, как можно было бы сделать, чтобы эту ситуацию стимулировать в разных отраслях.