Табу — это запрет, принятый в обществе или организации под страхом наказания. В самих по себе запретах ничего необычного нет — они часть любой культуры. Важно понимать, к каким последствиям какие запреты приводят. Например, запрет на свободное движение информации или ограничение информации в организации порождает огромное количество слухов, мифов, часто крайне далеких от реальности, и в итоге может привести к неправильным управленческим решениям.

В одной холдинговой организации существовало табу на тему стратегии развития: мол, хорошему бизнесмену стратегия ни к чему — он должен просто уметь быстро реагировать на происходящие на рынке события. При этом управляющие компаниями холдинга не могли не декларировать сотрудникам и партнерам свои представления о стратегиях, иначе было не ясно, подо что нанимать людей и договариваться о партнерстве. И во всех организациях эти высказанные «из-под полы» представления о стратегиях оказывались разными: компании холдинга вели себя как лебедь, рак и щука.

Самое чреватое последствиями табу — запрет на критику вышестоящих, вообще на «открытую позицию».

Первым шагом консультанта в организации всегда бывает оргдиагностика — специальное интервью, которое он берет у топ-менеджеров. Результаты анализируются и обсуждаются с первым лицом. Тут и выясняется, как мало руководитель знает об организации, прежде всего о людях. Жизнь компании пронизана отношениями, симпатиями и антипатиями, но все это проходит мимо первого лица, ему все показывают только то, что он хотел бы видеть. Поскольку в большинстве компаний отсутствует оценка персонала по результатам труда, то на первое место выходит умение понравиться руководителю. Сам он не пытается разобраться, что на самом деле представляют собой подчиненные, да и личные цели никогда не афиширует. В результате консультант слышит: «А вы нам потом скажете, что от нас хочет хозяин?»

Второе следствие этого табу — невозможность критики решений руководителя. И снова попытки использовать консультанта: «А не могли бы вы объяснить ему, что…»

«Открытая позиция» — когда два человека обсуждают что-то на равных, говоря при этом то, что думают, называя вещи своими именами, — практически не встречается в российских организациях, если только речь не идет о конкретных технических задачах. Российские представления о власти и подчинении не позволяют этого.

Прочие табу в российских организациях прежде всего пытаются исключить из рабочего пространства все человеческое, оставляя персоналу лишь функциональные роли. А это означает одно: все организационные риски, связанные с человеческими взаимодействиями, реальные мотивы и цели — выпадают из сферы управления.

Текст: Давид Шустерман