Почти половина работающих россиян покидали рабочее место из-за тяжелых отношений внутри коллектива. Они страдали от клеветы и доносов, тирании и даже сексуальных домогательств.

Причиной добровольного ухода с работы сотрудника могут стать не только плохие условия труда и низкая зарплата. Неблагоприятный климат, сложившийся в коллективе, также может стать причиной увольнения. По данным исследовательского центра портала SuperJob.ru, 91% работающих россиян считают плохие отношения в коллективе веской причиной для увольнения. При этом есть опыт ухода с работы из-за тяжелого психологического климата у 43% опрошенных.

Чаще других готовы покинуть работу из-за напряженной обстановки внутри коллектива респонденты с высоким доходом (от 45 тысяч рублей). В свою очередь, молодые (до 23 лет) и, напротив, самые опытные (50 лет и старше) сотрудники реже называет суровые психологические условия достойным поводом для увольнения.

Комментируя свою позицию, респонденты говорят, что это одна из самых распространенных причин для увольнения. Иногда, по их словам, это может привести даже к распаду компании. Ведь работа – это весомая часть жизни, и многие не хотят проводить ее в психологически тяжелых условиях. «Поэтому постоянный моральный дискомфорт может привести к поиску другой работы с более благоприятной психологической атмосферой», - говорят опрошенные.

Кроме того, коллеги часто бывают жестоки. «Были случаи, когда коллектив настойчиво склонял не прижившегося новичка к увольнению»; «На собственном примере знаком с ситуацией, когда «сработанный» коллектив склоняет к увольнению белую ворону, которая не желает разделить сложившуюся корпоративную культуру», - рассказывают респонденты.

По мнению респондентов, часто в сложившейся ситуации бывает виновато руководство. «Как правило, офисные сотрудники и руководители среднего звена в 70-75% случаев увольняются именно по этой причине, но не называют её официально, так как боятся испортить репутацию. А интриги внутри коллектива офиса, обычно на 80% состоящего из женщин, - удел всех компаний, где руководитель/владелец заинтересован получать информацию о своем коллективе «изнутри» в виде доносов и сплетен, - объясняет один из опрошенных. - Руководитель должен быть заинтересован в благоприятном психологическом и бытовом климате в коллективе. Это повышает производительность, снижает текучку кадров. В дружных коллективах отсутствует такая болезнь, как «синдром менеджера». Умные и опытные руководители стараются пресечь интриги, сплетни, нервозность и развивать методы коллективного мозгового штурма и уважительного отношения к сотрудникам».

Немногочисленные респонденты, не считающие напряженную обстановку внутри коллектива поводом для увольнения (а таких всего 4%), говорят, что психологически устойчивый человек сможет преодолеть дискомфорт. Они даже дают советы, как это лучше сделать. «Чтобы психологические «этюды» сослуживцев не сводили с ума, на работе нужно много работать», - уверен один респондент.

Между тем, большинство опрошенных (57%) сами никогда не увольнялись из-за неблагоприятного психологического климата внутри коллектива. Чаще всего отрицательный ответ на этот вопрос давали респонденты с небольшим доходом (70%). Одни из них говорят, что смогли наладить хорошие отношения с коллективом, другие хвастаются железными нервами. Однако многие из тех, кому не приходилось увольняться из-за проблем с коллегами, с горечью отмечают, что у них возникает такое желание, а некоторые находятся на грани принятия решения об уходе.

У 43% респондентов опыт увольнения из-за неблагоприятной психологической атмосферы есть. Они не смогли выдержать клевету, доносы, тиранию со стороны начальства, агрессию, исходящую от неформальных лидеров, и даже сексуальные домогательства.