Несмотря на свое развитие, интернет-продажи занимают 2% от рынка retail
Кризис 2014 года, имея предпосылки не только экономические, а и социально-политические, заметно сказался на потребительских настроениях украинцев. По сути, люди обеднели в три раза. Поэтому любые скидочные предложения сегодня воспринимаются потребителями «на ура». Рынок заметно наполнился специальными сайтами-купонаторами, магазины то и дело устраивают черные пятницы, ночные распродажи и прочие мероприятия, на которых можно «отхватить» товар по специальной цене.
Сегодня только ленивый не пользуется услугами интернет-магазинов – это и удобнее, и быстрее, и дешевле. Конечно, большую часть аудитории таких магазинов составляет молодежь в возрасте 25-34 лет, в то время, как старшее поколение остается более консервативными в плане места осуществления покупок. Покупают обычно электронику, которая сегодня является для многих товаром первой необходимости: мобильные телефоны, гаджеты, компьютеры, мелкобытовая техника.
Обусловлено это в первую очередь тем, что приобретение техники, как мелкой, так и не очень, гораздо комфортнее в онлайне: во-первых, в интернет-магазинах, как правило, цены ниже, чем в обычных магазинах, во-вторых – ассортимент товаров гораздо шире и, в-третьих, покупатели соблазняются удобной доставкой покупок домой, особенно когда это касается крупногабаритной техники.
Бебибум на фоне женской безработицы диктует свои правила для онлайн-ритейлеров, поэтому сегодня интернет-магазины все чаще предлагают не только детскую одежду и игрушки, а и специальные товары для ребенка и мамы, такие как смеси, мебель и средства гигиены. В этом сегменте первенство покупок, естественно, за женщиной.
Заметно повышаются продажи одежды в онлайне. Все мы помним, с чего начинались крупные интернет-магазины: в далеком 2005-м мы покупали там холодильники и компьютеры, сегодня же можем купить и джинсы, и кроссовки, и даже школьную форму для детей. Но тут есть подводный камень: за отсутствием возможности примерить ту или иную вещь, покупатель чаще всего приобретает ее, что называется, на свой страх и риск. Поэтому в этом сегменте высоким становится не только процент покупок, а и возвратов, что колеблется в пределах 40%. Многие интернет-магазины пытаются решить эту проблему различными способами, начиная от “виртуальных примерочных” на сайте, и заканчивая банальной помощью онлайн-консультантов. Однако, даже эти услуги не могут дать стопроцентную гарантию того, что вещь сядет, как влитая, а ткань товара действительно соответствует составу на лейбле.
Набирает популярность покупка авиа -, ж/д- и автобусных билетов в интернет-магазинах. Связано это с удобством приобретения, когда покупателю не нужно тратить время на дорогу до касс и ожидание в бесконечных очередях. К тому же в онлайне гораздо вероятнее попасть на акцию или специальную цену, вне зависимости от того, когда покупаешь билет – за полгода или за пару недель до выезда. Плюс сегодняшнее активное развитие интернет-банкинга способствует более комфортному приобретению такой категории товаров.
Однако, поведение украинского потребителя в онлайн-магазинах существенно изменилось за последние два года. Если раньше покупатель отдавал предпочтение более именитым брендам, то сегодня популярными становятся бренды класса B,C. Все импортные товары привязаны к курсу валюты, учитывая то, что в долларовом отношении народ обеднел, сегодня акцент при покупке еще больше смещается в сторону цены. Также заметной тенденцией стало оформление рассрочек и кредитов в интернет-магазинах.
Ожидания экспертов по росту рынка на уровне 25-30%, но сегодня многие магазины ставят за цель удержаться хотя бы на текущем уровне, о количественном и качественном развитии пока речь не идет. Однако, несмотря на свое развитие, интернет-продажи занимают всего 2% от рынка retail. Интернет-магазины болезненно переживают кризис потребительского рынка в силу низкой рентабельности онлайн-бизнеса. Рост оборотов крупных игроков требует увеличения затрат на персонал, маркетинг, IT-поддержку, аренду помещений и транспортные, складские расходы. Основной панацеей от кризиса для нас остается развитие того, что дает 80% оборота и прибыли. От слабых направлений стоит отказаться, бросив все силы на развитие профессиональной команды.
Как показывает опыт, в целом онлайн-продажи не зависят от сезонности, за исключением ряда товарных групп, таких как товары для туризма или для дома-сада-огорода. Однако рынок интернет-ритейла подвязан под пики предпраздничных продаж, которые традиционно выпадают на Новый год, Рождество, 8 Марта, 14 и 23 Февраля. Самыми активными покупателями остаются столица (70% заказов) и города-миллионники (в т.ч. и их области) Днепропетровск, Одесса, Харьков, Львов.
Сегодня все игроки интернет-ритейла ориентируются на общемировой тренд экономии на покупках. Шопинг «до упаду» уже давно в прошлом, покупатели более избирательно и требовательно подходят к покупкам. С одной стороны, для интернет-магазинов настала поистине прекрасная эпоха — потребитель все чаще отдает предпочтение действительно “вкусным” предложениям онлайн-шопов, - с другой, в условиях полигамии рынка, генерировать такие предложения становится с каждым разом все сложнее.
Автор: Александр Тен
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Бизнес и карьера
- →
- Маркетинг
- →
- Кризис потребительского рынка
Маркетинг
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат