Новый закон о прописке общественность уже сравнивает с возвращением крепостного права. Чем не устраивает россиян оседлая жизнь, и что будет с теми, кто не хочет жить по принципу «где родился, там и пригодился»? Мнение экспертов на E-xecutive.ru.

Государственная Дума собирается установить штрафы и уголовную ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства и пребывания. Новый закон «О прописке» уже принят в первом чтении 15 февраля 2013 года. Второе чтение может пройти в конце марта или начале апреля. Правительство исходит из лучших побуждений спасти население от незаконно прописанных в их квартирах. В обиход вошло понятие «резиновая хата»: как сообщают СМИ, только в 2011 году зафиксировано более 6,4 тысячи адресов, по которым были зарегистрированы почти 300 тысяч граждан. Но несмотря на благие намерения Государственной Думы, общественность уже окрестила инициативу возвращением крепостного права и приступила к активному сбору подписей против принятия закона.

Давайте вернемся к нормативным изменениям. Какие санкции и на каком уровне предусматривает новый закон? Необходимость регистрироваться на месте пребывания в течение 90 дней, а также проживать по месту прописке будет закреплена в КоАП в виде дополнительной статьи. За нарушение ее предполагаются штрафы для граждан от 2 до 3 тысяч рублей, для собственников – от 2 до 5 тысяч, для юридических лиц – от 250 до 750 тысяч рублей. Суммы будут выше на 1-2 тысячи и 50 тысяч соответственно для нарушителей из Москвы и Санкт-Петербурга.

Следующий правовой уровень, на котором планируется закрепить ответственность – уголовный. Должностные лица, которые сознательно пойдут на подложную регистрацию (на месте жительства или временного пребывания) граждан России и приезжих предполагается штрафовать от 100 до 500 тысяч рублей либо лишать свободы (или принуждать к исправительным работам) на три года. Тем, кто поможет следствию в раскрытии подобного преступления, будут освобождать от уголовной ответственности.

Кого же коснется новый закон в первую очередь? Нелегальных мигрантов, «проживающих» (читай зарегистрированных) сотнями в квартирах без ведома хозяев? Если перевести с законотворческого языка на русский, штраф должен будет заплатить каждый, кто живет не по адресу прописки или кто не зарегистрировался, сменив место пребывания, в течение 90 дней. А именно: приезжие студенты, которым не досталось место в общежитие или которых вуз не обеспечил регистрацией, менеджеры из регионов, в большом количестве штурмующие столичные компании, самостоятельные молодые люди, снимающие квартиру, чтобы жить отдельно от родителей, гражданские супруги и просто супруги, которым регистрироваться друг у друга дома ни к чему, бабушки и дедушки, прописавшие у себя внуков, живущих в другом месте. Под статью подпадают все, кто готов покинуть насиженное место ради более интересного карьерного предложения, профессионального роста и личного развития, для которых порой рамки отдельно взятого города оказываются слишком тесными.

Всероссийский опрос ВЦИОМ, проведенный 9-10 февраля, показал, что большинство россиян (69%) поддерживает инициативу по борьбе с «резиновыми» квартирами. Респонденты, согласные, что новый закон необходим, считают, что благодаря ему, что мигрантов и нелегалов станет меньше (33%), в целом установится порядок (20%), снизится количество «липовых» жильцов, сократится уровень преступности. Те, кто не одобряет принятие закона «О прописке», опасаются, что пострадает простой народ, которому придется отстаивать свою невиновность (25%), а ситуация с нелегальными мигрантами не изменится вовсе (20%). Еще 16% боятся роста коррупции и взяточничества.

Вы согласны или не согласны со следующими высказываниями? (закрытый вопрос, один ответ по каждой позиции)

Ужесточение правил регистрации сократит поток неконтролируемых приезжих, мигрантов в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города?
Скорее согласен: 69
Скорее не согласен: 21
Затрудняюсь ответить: 10

Ужесточение правил регистрации приведет к росту уровня коррупции в органах правопорядка (милиция, миграционная служба)
Скорее согласен: 61
Скорее не согласен: 26
Затрудняюсь ответить: 13

Ужесточение правил регистрации приведет к снижению уровня преступности, облегчит раскрытие преступлений
Скорее согласен: 54
Скорее не согласен: 33
Затрудняюсь ответить: 13

Ужесточение правил регистрации затруднит перемещение россиян по стране, станет сложнее переехать на заработки в другие населенные пункты
Скорее согласен: 53
Скорее не согласен: 34
Затрудняюсь ответить: 13

Данные ВЦИОМ

Владимир Морыженков, научный руководитель программы EMBA Государственного университета управления: «Люди, относящиеся к рабочему классу, испокон веков искали работу и эмигрировали в те места, где для них находилось занятие. Это и историческое движение в поисках подряда в городах, и индустриализация, и комсомольские ударные стройки. Передвижение рабочей силы в те места, где возникает потребность в создании объектов, обладающих экономической ценностью для страны, издревле являлось важнейшим делом. Страна огромная, и без перемещения рабочей силы реализовать все замыслы невозможно. В свободном государстве человек сам волен решать, где ему хочется находиться и работать. Он самостоятельно перемещается по территории, вне зависимости от призывов к массовой занятости. В нашем обществе власть слишком много внимания уделяет задаче тотального контроля над мыслями в головах любого человека. Россия времен Бенкендорфа – примерно так это можно было бы назвать. И вводимые меры государство объясняет отсутствием регулирования рынка труда и недоплатой налогов.

Цифровое гражданство упростило бы ситуацию. Если человек имеет паспорт, в котором он «учтен» электронным образом, то всегда можно заменить регистрацию фиксацией его пребывания на рабочем месте. Цифровое государство всегда лучше полицейского. Путь тотального контроля, уголовного наказания за то, что человек проживает не по регистрации – прямая дорога к нарушению и ущемлению свободы гражданина. Регулирование вопроса с помощью полиции мне кажется даже в некоторой степени унизительной процедурой. К сожалению, значительное количество чиновников, которые сейчас пришли к власти, слабо владеют компьютерными средствами обработки информации, анализа данных. Цифровая Россия, возможно, решала вопросы регистрации проще и эффективнее. Электронное регулирование позволило бы анализировать статистические данные. Там, где есть перемещенная рабочая сила, можно развивать потребительский рынок, потому что у людей в заданном регионе начинает расти потребление, а это означает развитие территории. Тогда малый и средний бизнес поспевал бы за этим ростом. Полицейские меры ограничения и запугивания вряд ли приведут к позитивным инфраструктурным изменениям. Жители Костромы, Архангельской области, где работы фактически нет, вынуждены перемещаться, устраиваться, регистрироваться – проходить все унизительные процедуры полицейского контроля. Многие из них принимают решение: «никуда я не поеду», начинают тотально пить в тех местах, где они родились, считая, что нигде счастья нет. Это можно назвать развитием закона полицейского контроля. Цифровой контроль значительно улучшил бы ситуацию.

Если говорить о рынке высококвалифицированной рабочей силы, то менеджеры в поиске интересной работы, достатка для семьи и своих потребностей готовы переезжать. Рабочие места для топовых позиций в крупных городах значительно более интересны сейчас, чем в Москве по содержанию управленченских решений и результатов работы. Но там люди готовы уезжать из-за качества жизни, ради темпа «евроремонтной столицы», в мыслях представляя себя в цивилизованном государстве. На мой взгляд, культура и нравственность, содержание души работников региональных предприятий, атмосфера глубинки – неповторимое и очень ценное явление, и работать за пределами Москвы – в тысячу раз интересней».

Екатерина Кожевина, аналитик, менеджер проектов ФОМ: «Месяц назад ФОМ проводил опрос, в ходе которого россиян спрашивали, снимают ли они или же сдают квартиры. По нашим данным, 10% населения России снимают жилье. Таким образом, проблема регистрации касается каждого десятого гражданина нашей страны, а то может быть и больше. К сожалению, с помощью социологии очень трудно понять, сколько из этих десяти процентов живут без регистрации или же зарегистрированы в другом месте. Тем не менее, эта проблема действительно актуальна.

Общественное мнение выступает на стороне тех, кто снимает жилье. Хотя около 40% граждан высказываются о том, что требование регистрации в принципе правильные, если мы будем говорить о конкретных мерах, позиция несколько меняется. Например, мы задавали вопрос: «Если гражданин российской федерации при переезде в другой город или поселок не подал в течение 90 дней документы на регистрацию по месту пребывания, как вы считаете, следует или не следует его за это штрафовать»? И 60% опрошенных считают, что штрафовать его не следует. Если гражданин зарегистрирован по одному адресу, а проживает в другом месте, то уже по мнению 73% его не следует штрафовать. Население не видит проблемы, если человек проживает в квартире и при этом имеет постоянную регистрацию в другом месте.

На мой взгляд, на миграцию из СНГ и стран Закавказья новый закон никак не повлияет. Думаю, показатели нелегального въезда в Россию останутся на том же уровне: найдутся обходные пути, чтобы ситуация никак не менялась. Скорее, закон направлен на регуляцию внутренней миграции.

Если обратиться к вопросу влияния нового закона на трудовую миграцию, можно предположить, что за возможность регистрации по месту проживания арендодатели скорее всего будут повышать стоимость аренды. Это может отрицательно сказаться на категории людей, чувствительной к таким изменениям. На тех, кто только оканчивает вуз или продолжает учебу, приезжает в большие города на поиски работы. Эта социальная группа во многом финансово несостоятельная, и поскольку именно они часто переезжают, для них новый закон может быть острой проблемой.

Выиграют от принятия закона коммунальные хозяйства, службы, ТСЖ. Проиграют квартиросъемщики, поскольку аренда станет для них значительно дороже. Останутся ли при этом в плюсе арендодатели – большой вопрос. Думаю, кто захочет использовать новые нормы, сможет как-то манипулировать ими в своих интересах. Существует также мнение, что закон негативно скажется на бизнесе мелких гостиничных предприятий – хостелов и так далее. Для них процедура регистрации может стать затруднительной прежде всего в силу ограниченности ресурсов».

Марина Вишнякова, управляющий партнер РМ ТЕАМ: «Принятие закона вряд ли существенно повлияет на миграцию в целом и рынок труда. Вырастут разные «поборы», но приток людей в Москву не сократится, увы. Дешевая рабочая сила по-прежнему будет стараться устроиться нелегально. А квалифицированные мигранты будут прямо или косвенно перекладывать возникающие затраты на плечи работодателя. Хотя, конечно, в самой сути попытки регулирования миграции есть здравый смысл. Слабо верится в адекватность выполнения. Да и по способу реализации – через рейды уполномоченных – это даже не вчерашний день, а 30-е годы прошлого века. Есть уже много современных способов контроля деятельности граждан, без «рейдов».

Опять же не очень ясно, что делать собственникам нескольких квартир, в которых они попеременно живут? Регистрироваться по факту нахождения в каждой? А если человек половину недели живет в одной квартире – скажем, с супругом – а вторую половину с родителями или самостоятельно, но просто ближе к работе? И при этом является собственником в каждой? Ему надо лишний раз отдельно подтверждать свое право пользоваться своей собственностью? Я понимаю, что закон направлен, в первую очередь, на выявление огромного количества неквалифицированных нелегалов, служащих просто «питательным бульоном» для роста преступности, но по другим категориям граждан тоже есть вопросы, которые лично мне как обывателю пока не ясны.

Глобальных последствий для экономики не вижу. Привыкли все уже, что «более лучше» (©) в РФ становится только по победным рапортам чиновников, которым люди давно не верят. Работодателям придется нести дополнительные издержки, это да. Но на фоне постоянного роста налогового бремени и прочих затрат новые косты вряд ли станут радикальными. Не осчастливят, конечно, но и не приведут к сворачиванию деловой активности. Работодатели будут регулировать свои затраты ценой. Поэтому может возрасти стоимость труда мигрантов. Речь идет прежде всего о тех видах работ, которые требуют физического присутствия исполнителя в городе, в котором он изначально не проживал.

В системе образования: вузы, в которых есть общежития для иногородних, и без того регистрируют студентов. А те, в которых общежитий нет, не будут по этому поводу заморачиваться. Сами же студенты к общему бюджету расходов своих должны будут приписать еще одну статью. Ну, может это заставит студентов более активно искать подработку и более тщательно относиться к найденной работе – это было бы неплохо. Вряд ли введение контроля регистрации способно в принципе отвратить молодого жителя провинции от идеи получить образование в столице.

Больней всего новый закон, как всегда, ударит по самым незащищенным, финансово неустойчивым слоям населения. Короче говоря, дворники и строители пострадают, а квалифицированные кадры, специально приглашаемые работодателем из-за рубежа – вряд ли. И пострадает в целом небогатый потребитель из-за роста цен на работы, традиционно выполняемые мигрантами».

Наталья Данина, директор по консалтингу в сфере управления человеческим капиталом Adecco Group Russia: «Данная инициатива сильно на рынок труда не повлияет, в частности, не скажется как-то особо и на трудовой миграции, поскольку ее уровень по стране и без того достаточно низкий. Те категории граждан, которые, переезжая на новое место, собираются пользоваться социальной инфраструктурой – медицинскими услугами, учебными заведениями и прочим – всегда регистрируются по месту проживания».