Российские аналитики, эксперты и депутаты уверяют нас, что санкции России не страшны, а даже, наоборот, полезны - в нашем победном движении к импортозамещению и прогрессу. Они правы: cанкции действительно не страшны, потому что очень многих вещей мы лишили себя сами, еще до санкций. Одно дело - технология производства импортозамещаемого пармезана, но совсем другое — шельфовые технологии или стандарты морских перевозок нефти и газа.

Единственной морской организацией, участвующей в разработке стандартов для морских перевозчиков наливных грузов, прежде всего нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа, является Международный морской форум нефтяных компаний (The Oil Companies International Marine Forum (OCIMF). В этот форум входят все ведущие нефтяные компании мира, в том числе Chevron, ESSAR, CONOCOPhillips, CNOOC (Китай), Petrobras (Бразилия) и многие другие. Россия представлена ЛУКОЙЛом, нефтетерминалом Приморска и каким-то дальним родственником «Газпрома» - компанией Gazprom Global LNG Limited.

Одной из главных задач форума является разработка и следование стандартам очень важной составляющей морских танкерных перевозок, так называемого веттинга. Веттинг - это система оценки рисков судов и морских терминалов, и он в общей схеме морских нефтеперевозок имеет большое значение. Суть - в оценке надежности и качества данного судна перед его следующим рейсом, по совокупности всех факторов и имеющейся информации, от общего технического состояния танкера до имевших место ЧП и численности и квалификации экипажа, прежде всего командного состава. Результат веттинга становится важным фактором в переговорах по фрахтованию танкера, между фрахтователем и владельцем судна. Чем качественнее танкер, тем выше ставка, сильнее позиции владельца. При низкой оценке верх берет фрахтователь - и требует снижения ставки.

Все уважающие себя нефтяные компании в мире имеют свою службу оценки морских рисков, являются участниками OCIMF и имеют доступ к инструментам веттинга - нескольким огромным базам данных по всем аспектам, связанным с нефтеналивным мировым флотом.

Работа OCIMF не ограничивается только веттингом, ее масштабы значительно шире. Члены OCIMF принимают участие в разработке международных стандартов, правил и законов. OCIMF принимал активное участие в создании нового Полярного кодекса, обязательного к исполнению со времени вступления его в силу (с 1 января 2017 года). Полярный кодекс имеет огромное значение для арктического судоходства, и нет смысла объяснять, насколько это важно для России.

Членство в OCIMF - это возможность участвовать в разработке и принятии международных стандартов по морской и танкерной безопасности, в том числе технологии морского обеспечения нефти на шельфе.

И получилось как всегда. Крупнейшие производители нефти и газа России, неоднократно заявлявшие о своих ведущих позициях в мировой нефтегазовой отрасли, по сути, лишили Россию возможности участвовать во всей вышеописанной деятельности.

Троюродная «внучка» Gazprom Global LNG Limited (GGLNG), не имеющая ни сырья, ни флота, работает сама по себе и на себя, и никак от своего якобы сюзерена не зависит. Поэтому «Газпром» не имеет доступа к международным базам данных и тем самым лишен возможности внедрить полноценную систему веттинга для своих шельфовых проектов.

С «Роснефтью» - еще смешнее. Компания отдала всю морскую экспертизу в руки ExxonMobil и использовала доступ ExxonMobil к информации и базе данных OCIMF. Сейчас, как известно, Россия находится под санкциями, и «Роснефть» с «Газпромом» оказались полностью отрезанными от технологий и экспертизы на шельфовых проектах.

Как это получилось и почему? Кто виноват? И что еще можно сделать, если можно? Виновно руководство «Газпрома» и «Роснефти», которому в свое время специалисты не раз говорили о необходимости создания своих веттинговых отделов и вступлении в OCIMF. Но лишних телодвижений делать никто не хочет, особенно когда взлетают цены на нефть. Однако цены стали падать, а вместе с ними «Газпром» и «Роснефть». И после вступивших в силу санкций стало ясно, что мелочь вроде веттинга - не такая уж и мелочь. Особенно в работе компаний, претендующих на мировое лидерство.

Когда санкции довели до судорог, «Роснефть» спохватилась и начала изобретать собственную систему веттинга. С нуля. На пустом месте, будучи полностью отрезанной от огромного мирового опыта и отлаженных технологий. Как если бы наш автопром решил переплюнуть Mercedes, вооружившись в разработке суперкара «Лада» фотографиями последних моделей «Мерседесов» и не имея ничего более: ни чертежей, ни технологий. Зачем? Непонятно. В стране есть достаточно специалистов, работающих на том самом мировом уровне, который никак не дается нашим государственным компаниям и корпорациям. Можно получить доступ и к базам данных, наработкам и технологиям, хотя бы частично. Для чего следует доверить свое представительство в OCIMF самому себе.

Тяжело с непривычки все делать самим, не говоря уже о том, чтобы делать все качественно. Работать все-таки придется, а значит, и заниматься мелочью вроде веттинга. В противном случае можно уйти со сцены, уступив место тем, кто умеет работать качественно.

Михаил Войтенко